Содержание:
  1. Два этапа развития ракет КНДР
  2. Кто же стал "донором" КНДР наперекор усилиям международного сообщества
  3. Кому было выгодно заранее "переводить стрелки" на Украину
  4. Идентичны с "Тополем"

В начале января Россия ударила по центру Харькова северокорейскими ракетами – это уже подтвердили в Генпрокуратуре. "Результаты предварительной научно-технической экспертизы подтверждают, что выпущенная 2 января по центральной части Харькова ракета является ракетой малой дальности, разработанной Северной Кореей", – заявил генпрокурор Андрей Костин. Президент Зеленский назвал этот удар "красными линиями".

Фото: Conflict Armament Research

Принадлежность выпущенных ракет КНДР подтвердили эксперты британской организации Conflict Armament Research (CAR), исследовавшие остатки вооружения.

В отчете доказано, что использованное россиянами вооружение имело составляющие северокорейского происхождения, принадлежащие баллистическим комплексам малого радиуса действия. Они были опробованы в КНДР в 2019 году и приняты там на вооружение в 2020 году. Многими элементами эти ракеты похожи (хотя и не полностью идентичны) именно на российские "Искандеры".

Эксперт по космическим вопросам, экс-советник главы Госкосмоса Андрей Колесник специально для Liga.Tech исследовал историю разработки северокорейской "баллистики" и причастности к этому Украины и РФ.

Два этапа развития ракет КНДР

Факт перехода России на северокорейские ракеты не будет удивительным, если присмотреться к вспышке активности КНДР по созданию современного ракетного вооружения всех радиусов дальности. И публикация Reuters, где приводятся итоги их испытаний на конец 2023 года, предоставляет достаточно показательную информацию для размышлений:

С одной стороны, проявляется пристрастие к ракетному вооружению нынешнего главы КНДР Ким Чен Ына, а с другой – приведенные сроки наглядно накладываются на годы агрессии РФ против Украины, когда к агрессору применили ощутимые санкции, начиная с 2014 года.

Также отчетливо просматриваются два периода. Первое поколение разработок пришлось на относительно спокойное течение событий на мировой арене вместе с оккупацией Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. В то время как второй всплеск – на непосредственную подготовку к именно полномасштабному вторжению РФ в Украину.

На пустом месте и без большой армии заранее подготовленных или опытных специалистов так ворваться в клуб стран, обладающих современными технологиями, в том числе межконтинентального баллистического вооружения – практически невозможно.

Даже Китаю с его ресурсами и благодаря удачному в свое время обратному проектированию (копированию образцов) на такой научно-технический подвиг понадобилось не менее 15 лет.

Тем более что до сих пор в силе несколько резолюций Совбеза ООН (№№ 1718 (2006), 1874 (2009) и 2270 (2016) по эмбарго на все виды вооружений по отношению к КНДР. А относительно особо чувствительных видов – еще и международный режим контроля за нераспространением ракетных технологий (РКРТ). Среди 35 стран-участниц РКРТ, обладающих возможностями ракетных технологий и обязавшихся соблюдать его положения, еще с 90-х годов прошлого века присутствуют Украина и РФ.

И на таком фоне неожиданно, фактически на ровном месте, появляется чудо в виде северокорейского ракетного вооружения, способного охватить все радиусы действий, включая межконтинентальный.

Кто же стал "донором" КНДР наперекор усилиям международного сообщества

В августе 2017 года один из британских think tank – International Institute for Strategic Studies (IISS) – опубликовал исследование о наличии у КНДР мощного ракетного двигателя на жидком топливе, большая партия которого могла туда попасть либо из РФ, либо из Украины. А в следующем интервью The New York Times автор этой публикации уже обвинил именно Украину в причастности к этому международному преступлению.

В марте 2018 года группа экспертов предоставила доклад Совбеза ООН о соблюдении санкционного режима против Северной Кореи, в том числе по программам разработок и испытаний баллистических ракет, в котором часть анализа (пп. 14-16) посвящена одному из "виновников" – двигателю РД- 250.

Из доклада группы экспертов ООН

Там же приведено и мнение соответствующих органов США: "У нас есть разведывательные данные, позволяющие предположить, что Северная Корея не зависит от импорта двигателей. Зато мы считаем, что они способны производить двигатели сами". То есть производитель оригинальной версии этого двигателя, украинский "Южмаш", который никогда не снабжал его отдельно, а только в интегрированном виде в составе готовой ракеты-носителя (Р-36, "Циклон-2", "Циклон-3"), – оказался непричастен к нарушениям международных режимов.

Кому было выгодно заранее "переводить стрелки" на Украину

Обвинить "Южмаш" могла Россия, другая потенциальная участница сделки. Учитывая, что конструкторскую документацию на РД-250 разрабатывало российское НПО "Энергомаш".

Более того, жаропрочные сплавы для его производства, без которых невозможно получить составляющие для тех же камер сгорания двигателя, также поставлялись в Украину с российских заводов. И сама технология производства априори не могла быть отдельной от конструкторской документации.

Следовательно, баллистические ракеты на жидком топливе не могли быть созданы в Северной Корее без "братской" помощи от их соседа, как и дальнейшей поддержки в совершенствовании и поставке необходимых материалов. И трудно поверить, что Украина, у которой есть разветвленная металлургическая база, так и не смогла найти замену этим российским жаропрочным сплавам в течение десяти лет для того же бразильского проекта "Циклон-4". В то время как ограниченная ресурсами и санкционным давлением Северная Корея – моментально смогла и еще масштабирует их использование?

Кейс с двигателем РД-250 еще интересен тем, что его "изобретатели" попытались сымитировать последовательность его разработки якобы непосредственно в КНДР – от простого к сложному. Этот вариант двигателя, засветившийся в анализе Группы экспертов ООН, является фактически ограниченной версией оригинала. Тогда, по всей видимости, сознательно, российские "помощники" помогли северокорейским коллегам сначала освоить двигатель с одной камерой сгорания (для ракеты Hwasong-14) вместо двух в классическом для РД-250 варианте. Такую обрезку без тех, кто ее разрабатывал с самого рождения – трудно представить.

А в последние несколько лет, во время бума по созданию наиболее современных образцов северокорейских баллистических ракет, для них пошли уже стандартные двухкамерные версии этого двигателя, получившего корейское название Paektusan (для ракеты Hwasong-15).

Более того, в самой мощной версии межконтинентальной баллистической ракеты на жидком топливе Hwasong-17, их компонуют уже по два двигателя на первой ступени (привлекаются четыре камеры сгорания).

Интересно, что мировая практика использования основных составляющих баллистических комплексов среднего и дальнего радиусов действия для создания ракет-носителей космического назначения не обошла и Северную Корею.

2023 год прошел для них под флагом добраться до космоса. И после двух неудачных попыток в течение года ночь 21 ноября ознаменовалась успешным запуском военного разведывательного спутника Malligyong-1 с помощью новой ракеты-носителя Chollima-1, первая ступень которой заимствована именно у межконтинентальной баллистической ракеты Hwasong-17.

На ночном небе отчетливо видно, как работают четыре камеры сгорания – по две от двух двигателей РД-250 северокорейской модификации.

Идентичны с "Тополем"

Возвращаясь к находкам после обстрела Харькова в начале года, следует снова обратить внимание на сходство северокорейских твердотопливных баллистических ракет с теми же российскими аналогами. И чем новее такая разработка из Северной Кореи, тем она все ближе по конструкции и техническим характеристикам к похожим из РФ. Это ярко продемонстрировано в одной из публикаций на интернет-ресурсе американского think tank Center for Strategic and International Studies.

Оказывается, что твердотопливная российская межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М" (SS-27 Mod 2) и северокорейская Hwasong-18 почти идентичны.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета ''Тополь-М'' (SS-27 Mod 2) и северокорейская Hwasong-18

Более того, особенностью появления в Северной Корее такого первоклассного вооружения является также скорость разработки, которая до этого никому в мире не была по силам. Между горизонтальным тестированием маршевого двигателя к этой ракете и испытательным пуском ее самой прошло всего несколько месяцев – достижение для Книги Гиннеса! Создается впечатление, что неприкрытое влияние российских разработчиков на сферу твердотопливных баллистических ракет КНДР на порядок превзошло аналогичное в сфере ракет на жидком топливе.

Лидер Северной Кореи и министр обороны РФ на выставке ракетного вооружения КНДР (Корейское центральное информационное агентство – КНДР, 27 июля 2023 года)

И визит министра обороны РФ Сергей Шойгу в Пхеньян летом 2023 года касался больше выбора готовых для использования комплексов баллистических ракет на твердом топливе, которые в эксплуатации мало чем отличаются от российских.

Поэтому россияне и не требуют длительного, в несколько месяцев, овладения северокорейскими ракетными комплексами, которые начали завозиться из КНДР для продолжения агрессии РФ против Украины – в противовес тренировкам украинских военных на западных образцах ракетного вооружения.