Власти угрожают электронными повестками. Но их невозможно рассылать
Экс-представитель президента в Раде, член комитета по вопросам национальной безопасности Федор Вениславский в начале декабря рассказал о планах посылать повестки по электронной почте.
Уже готовится законопроект, который должен это разрешить. Вениславский считает, что это "не позволит людям злоупотреблять тем, что они якобы не получают повестку и не нарушают закон". Идентификационные данные будут якобы собираться из электронного кабинета военнообязанных.
В субботу, 23 декабря, министр обороны Рустем Умеров сказал, что Министерство обороны рассматривает возможность извещать мужчин о необходимости явиться в территориальные центры комплектования и соцподдержки (бывшие военкоматы) через электронные оповещения.
Кажется, будто Вениславский и Умеров вдохновляются вражеской государственной машиной РФ, где повестки планируют размещать в электронном реестре и считать полученными с момента размещения. То есть если будущий "мобик" даже не видел вызов в военкомат.
В чем проблема электронных повесток? Единственный инструмент, который мог бы быть реальным, – это Дия, но Минцифра уже больше года отказывается от планов интегрировать повестки в свой продукт и регулярно опровергает фейки об этом. Опровержение от Федорова появилось и 24 декабря, после "планов" Умерова и угроз прикарпатского "общественного деятеля" Назария Кишака.
При этом электронный кабинет военнообязанного до сих пор отсутствует и наличие профиля в нем необязательно. То есть человека пока не заставишь иметь электронный военный билет, если он не служит в рядах ВСУ.
Повестки по электронной почте – это следующий уровень нереальности. В условиях, когда действующие военные получают повестки в ТЦК, через которые они мобилизовывались, это лишь придаст хаоса к мобилизации. Главная проблема – в Украине нет "официальных" электронных почт, ящика, который закреплен за конкретным человеком. Условный Петр Петренко может иметь ящик на имя Ивана Иваненко, и никто, даже гугл, не будет знать, кто стоит за этой почтой.
Так что – ТЦК будут подавать запросы Google или Microsoft, которые им не помогут идентифицировать человека? Введет ли украинская власть обязательную электронную почту на государственном сервере с привязкой к паспорту? Учитывая отсутствие планов Минцифры на повестки в Дии и время, необходимое для запуска такого проекта, – это вряд ли произойдет. Да и украинцы точно не воспримут такой "цифровой ГУЛАГ".
Не говоря уже о скомпрометированности самой электронной почты, которую регулярно взламывают, посылают спам и мошеннические сообщения. В НАТО называют фишинг – использование электронной почты для взлома – одной из угроз кибербезопасности.