"Чернигов, Нежин, Ирпень обошлись в 4,26 млн грн". Как Киевстар чинит связь во время войны
До 24 февраля база пользователей домашнего интернета "Киевстар" составляла 1 млн 230 тыс. абонентов. На данный момент оператор продолжает контролировать 92% сети и восстанавливает связь в регионах, которые уже освобождены от оккупантов.
Liga.net пообщалась с Сергеем Сухоруком, начальником управления фиксированной связи "Киевстар". Топ-менеджер компании рассказал о подготовке к войне, текущем состоянии сети, средствах, вложенных в восстановление и почему оккупанты не смогут запустить "свой интернет" через украинскую инфраструктуру.
"Мы не пропустим ни одного российского трафика через нашу сеть".
Расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии сети. Многие ли ваши инфраструктурные объекты перешли под контроль оккупантов?
Ситуация меняется каждый час, как и география боевых действий. На данный момент мы контролируем около 92% фиксированной сети Интернет. 14 городов не работают. Это вся Херсонская область, значительная часть юга Запорожской области и города Донецкой, Луганской, Харьковской области, которые расположены непосредственно на линии фронта.
Что происходит с сетью – ее просто уничтожают или используют в своих целях?
К сожалению, не вся система мониторинга позволяет проводить проверку удаленно. Чтобы оценить уровень ущерба, необходимо иметь физический доступ. Иногда сеть не может работать из-за отсутствия электричества. Иногда из-за физических повреждений. Иногда из-за разрушений или вандализма, попыток вмешательства в работу сети. При этом следует отметить, что персональные данные абонентов по-прежнему защищены и не могут попасть к оккупантам.
Время от времени появляются сообщения о том, что интернет-трафик на оккупированных территориях идет через Россию. Не могли бы вы объяснить, что это значит и является ли эта информация достоверной?
Могу сказать, что с начала военного вторжения проникновения в нашу сеть не было. Это касается как основной магистральной сети, так и мобильного, фиксированного интернета. Периодически наш сервис исчезал в Херсонской области. Предположительно, тогда оккупанты предпринимали попытки переключить его на каналы из оккупированного Крыма. Но все они оказались неудачными. Мы не пропустили и не пропустим никакой трафик с российской стороны через нашу сеть.
Во-первых, за это предусмотрена уголовная ответственность. Во-вторых, мы и другие провайдеры – сознательны. То, что оккупантам удается использовать какую-то сеть, я уверен, происходит без согласия украинской стороны. Они пришли, они крадут, и все, что они не могут захватить для себя, они просто пытаются повредить.
Но даже те сети, которые они пытаются восстановить и запустить на оккупированных территориях, работают в теплично-вакуумном режиме. Общение возможно только внутри, а связи с внешним миром там нет.
"Убытки сети фиксированной связи – более 50 млн грн"
А что происходит с территориями, которые ВСУ уже успели вернуть под контроль Украины? Активно ли восстанавливается сеть?
В начале мая мы начали восстановление в Киевской, Черниговской, Сумской областях и значительной части Харьковской области. Полностью восстановлены такие города, как Ахтырка, Нежин, Ирпень, Чернигов.
Мы также восстановили услуги в 860 домах Харькова и Николаева. Это та территория, которая полностью контролируется Украиной и где есть разрешение военных. Еще для 300 домов смогут возобновить предоставление услуг в ближайшее время. В таких районах, как Салтовка, доступ гражданского населения пока закрыт, поэтому мы пока не можем назвать там конкретные сроки.
В целом, уже 1268 домов могут снова воспользоваться фиксированным интернетом от "Киевстар". Это полноценный сервис, как в мирное время, а не промежуточное техническое решение.
Думаю, через месяц-полтора мы полностью восстановим сеть на территории, которая вернулась под контроль Украины. Однако не все будет так, как до начала полномасштабной войны. На данный момент мы потеряли более 30 домов, потому что они просто выводятся из эксплуатации.
Сколько "Киевстар" вложил в восстановление сети?
Например, все те четыре города, где мы уже возобновили предоставление услуг в полном объеме: Ахтырка, Нежин, Ирпень, Чернигов – стоили нам 4,26 млн грн. Окончательное восстановление в Харькове добавит к этой сумме около 2,5 млн грн.
Если говорить о потерях сети фиксированной связи на оккупированной территории и линии фронта на данный момент, то это более 50 млн грн.
"В течение 4 месяцев полномасштабного вторжения было подключено более 1 225 убежищ и 3 модульных городка".
Как продвигается сотрудничество с нашими коммунальными службами и армией?
С первых дней полномасштабного военного вторжения как местные силы территориальной обороны, так и Национальная полиция стали обращаться к нам для оснащения резервных штабов и отделений, куда они передали часть своего центрального управления. Часто это были полуподвалы или другие помещения, которые служили укрытием.
Раньше никто задумывался о том, что укрытие должно быть оборудовано сетью. Мобильная связь туда действительно проникает очень плохо – особенно если это не просто подвал жилого дома, а полноценное укрытие с толстыми бетонными стенами, поэтому нужно было организовать устойчивый доступ по кабелю.
Нам приходилось взаимодействовать с коммунальными службами, которые подсказывали потребности в зоне их обслуживания. Также при содействии Министерства цифровой трансформации была запущена платформа, где можно было подать заявку на подключение укрытия, а напрямую провайдеры могли предлагать свои услуги по цифровизации того или иного объекта.
Всего за четыре месяца мы подключили более 1225 убежищ в стране абсолютно во всех регионах. Наверное, нет ни одного города, где есть наша сеть, который мы бы пропустили.
Участвуете ли вы в проектах по подключению к сети модульных городков?
Да, первым завершенным проектом стал модульный городок во Львове. Мы предоставили услуги фиксированного интернета во всех 96 домах, обеспечили WI-FI доступ административному зданию и зоне с детской площадкой. Вторым таким проектом стал модульный городок в Бородянке Киевской области, где мы подключили 88 домов. И только что завершили 52 дома в Буче
Мы заинтересованы в том, чтобы получить больше таких проектов. Это один из наших вкладов в приближающуюся победу. Поэтому мы активно ведем переговоры с другими локациями. Если техническое состояние сети и пропускная способность позволяет нам предоставлять такую услугу в этих городах, мы с удовольствием сотрудничаем и делаем это за свой счет, не ожидая компенсации из бюджета.
"Мы ищем пути выхода из логистического кризиса"
Как на работу по восстановлению связи и предоставлению услуг влияют текущие проблемы с логистикой? Многие компании жалуются на нехватку оборудования и материалов.
Значительную часть нашего оборудования в центральной и восточной части Украины мы вовремя в более безопасные регионы. Оно было приобретено для модернизации сети, но сейчас мы используем его для восстановления сервисов.
Действительно, война разорвала все логистические цепочки. Но вендоры и поставщики приспосабливаются к текущей ситуации. Трех месяцев хватило, чтобы пересмотреть условия контрактов и построить новые логистические маршруты. Конечно, логистика стала дороже из-за более длинных маршрутов и использования нескольких видов транспорта.
Валютная составляющая также важна для телекома, так как индустрия довольно сильно зависит от импорта. Понимая все это, мы все же делаем все возможное, чтобы стоимость услуг для абонентов не менялась.
Вы уже посчитали как это повлияло на себестоимость услуг?
Думаю, еще не время подводить экономические итоги. Во-первых, ситуация еще не стабилизировалась. Во-вторых, ведутся переговоры с американскими, европейскими и азиатскими поставщиками об улучшении существующих условий и даже потенциально новых контрактов. Они с пониманием относятся к ситуации в Украине.
Многие идут на отсрочку платежа или предоставляют существенные скидки, чтобы уменьшить экономическое давление на нас как на поставщика критически важной инфраструктуры. Но не стоит впадать в иллюзии. Так или иначе, закупки, логистика будут только дорожать. Мы видим, что сейчас происходит с топливом – оно катастрофически растет в цене, его не хватает.
У нас есть некоторые расчеты, но трех месяцев недостаточно, чтобы принять радикальные решения и спланировать, как изменится стоимость наших услуг. В отличие от других отраслей, мы продолжаем предоставлять их по тарифам, которые действовали до 24 февраля.
Также с началом полномасштабной войны 400 000 наших абонентов из 1 миллиона 230 тысяч пользователей смогли воспользоваться услугами без оплаты. Сейчас эта цифра другая, потому что география боевых действий уменьшается, а люди проявляют более осознанную гражданскую позицию и хотят платить за наши услуги.
Интересно, что 54% наших абонентов в Херсоне регулярно платили абонентскую плату, хотя могли получать услуги бесплатно. Также в модульном городке во Львове 44 из 96 домов выбрали обычный, не бесплатный, тариф.
"Абонентская база сократилась на 150 000 пользователей"
Как менялась география предоставления услуг и количество пользователей за время войны?
Утром 24 февраля мы обеспечивали сеть в 126 городах страны во всех областных центрах. В настоящее время 14 городов недоступны. Это привело к сокращению активной абонентской базы. Вместо 1 230 000, которые были до полномасштабного вторжения, сейчас она насчитывает чуть больше 1 миллиона 75 тысяч пользователей.
Это не значит, что мы безвозвратно потеряли этих абонентов. Основная их часть сейчас не проживают по прежнему месту жительства. Это касается не только зоны активных боевых действий, но и Киева, Житомира, Львова. Люди вернутся и снова станут пользователями "Киевстар". Есть такая тенденция.
Почувствовали ли вы прирост в отдельных западных регионах?
Вопреки всеобщему мнению, прирост пользователей был не только в западных регионах. Конечно, Львов, Ужгород, Луцк выросли больше всего в плане подключений. Удивительно, но более чем в три раза вырос Каменец-Подольский. Но в количественном выражении абсолютными лидерами стали такие города, как Днепр, Кривой Рог, Кременчуг. Многим людям из восточных регионов было легче всего туда добраться. Некоторым больше некуда возвращаться, поэтому они мигрировали в районы, где есть промышленность, крупный бизнес. Может быть, они видят там свое будущее.
Вашей компании удалось сохранить высокий уровень доступности услуг. Как этому способствовала подготовка к возможному вторжению?
Наверно, к войне никогда нельзя быть готовым. Но с конца осени 2021 года мы моделировали различные сценарии, так как стали появляться как данные разведки, так и факты о скоплении российских войск.
Мы рассмотрели вопрос о неких критических для нас узлах и станциях, чтобы даже в случае частичной потери контроля над одной частью сети мы могли ее изолировать и не дать противнику проникнуть во все места коммутации данных, сохранив информацию и персональные данные наших абонентов.
Мы также начали думать о том, что мы собираемся делать с людьми. Потребности абонентов – это понятно, но если нашим сотрудникам грозит опасность – все это, к сожалению, никто не сможет поддержать. Каждый офис нашей компании в центральных и западных регионах мы стали рассматривать как некий переселенческий хаб, где люди могли бы остаться на ночь, поработать какое-то время или даже пожить со своими семьями. Мы оборудовали их спальными местами, обеспечили питьевой водой, едой, аптечками, средствами гигиены, оборудованными душевыми кабинами, туалетами.
Мы также разработали сценарии, которые помогли нам диверсифицировать нагрузку на сеть, предотвратив аномально высокий трафик.
Как опыт, полученный компанией в 2014 году, помог вам поддерживать связь сейчас?
Тогда оккупантам удалось использовать часть нашей техники на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей, этот опыт помог нам перестроить сеть таким образом, чтобы обеспечить определенные системы резервирования и дополнительную защиту. Сейчас наша сеть построена в определенных цепочках. Некоторые ее сегменты можно отключить, чтобы не навредить всей географии покрытия.
У нас также был опыт поддержки людей в процессе переезда. Тогда мы вывезли много людей из Крыма и Донбасса, которые потом работали в "Киевстаре" в других регионах. Благодаря HR-коллегам мы обеспечили программную поддержку, в том числе материальную, чтобы люди могли быстрее освоиться на новом месте.
Какие бюрократические процедуры работают во время военного положения и не замедляют ли работу в нынешних условиях?
Сегодня их количество уменьшилось. Нам всячески помогают с логистикой и транспортировкой в проблемные регионы, где по-прежнему опасно. Это упрощенный порядок выделения определенных земельных участков под установку телекоммуникационного оборудования, снижение арендных ставок.
Но эти правила работают до тех пор, пока действует военное положение. Будет ли все это закреплено и останется действовать после? Мы работаем над этим и на примерах объясняем преимущества такого упрощения.
Вы сказали, что закупили оборудование для модернизации сети в таких городах, как Одесса и Харьков. Расскажите, пожалуйста, о своих планах на будущее?
В прошлом году мы начали модернизацию Киева, затем добавились Днепр и Львов. Компания инвестировала в это более 200 млн грн. К сожалению, завершение этих проектов попало на начало войны, но сейчас во всех этих городах можно пользоваться интернетом со скоростью до 1 Гбит/с, доступным примерно миллиону украинских семей.
Продолжением должны были стать Харьков и Одесса. По понятным причинам эти проекты были приостановлены. Но для того, чтобы оборудование не теряло актуальности, у людей была работа, а остальные украинцы имели возможность ощутить преимущества технического совершенствования нашей сети, мы сместили фокус на западный регион.
До конца года мы планируем охватить гигабитной сетью 14 городов. Это как областные центры – Ужгород, Тернополь, Хмельницкий, Ровно, так и небольшие города. Например, Славута, Трускавец. Работы начались первого июня и уже закончились в первых небольших городах, таких как Староконстантинов.
Несмотря на все события, мы ориентируемся на будущее и улучшаем клиентский опыт для наших абонентов. Мы планируем и дальше развивать сеть, чтобы наши абоненты пользовались лучшим сервисом – некоторые будут работать из дома, дети будут продолжать обучение онлайн, поэтому роль фиксированного интернета сейчас сложно переоценить. Компания предлагает новые тарифы, где, например, тот же Гигабит можно получить без дополнительной платы, также можно воспользоваться онлайн-телевидением Киевстар ТВ. Например, мы выводим на рынок новый тариф "Все вместе LOVE UA", в наполнении которого мобильная связь, домашний интернет, а также суперсила на выбор стоимостью 200грн/мес.
В дальнейшем мы подготовим предложения как по роумингу, так и по связи в Украине с теми, кто находится за границей. Мы будем адаптировать услуги как фиксированной связи, так и телевидения к потребностям, которые уже существуют.
У нас есть много идей в разработке, которые мы будем реализовывать, чтобы двигать украинскую экономику вперед и поддерживать наших абонентов. Мы верим в свою победу и не останавливаемся.