Содержание:
  1. Проблемы подбора. Как появился супергерой в маске
  2. Как создавали Готэм. Мрачные небоскребы и костюм Бэтмена
  3. Бэтмобиль с элементами реактивного самолета и управляемой игрушки

15 июня в украинский прокат вышла лента "Флэш" от режиссера Андреса Мускетти (дилогия "Оно"). Warner Bros и DC решили последовать примеру основного конкурента и тоже сыграть на ностальгических струнках любителей старых супергеройских фильмов путем использования сюжетного приема параллельных вселенных.

Одним из главных козырей "Флэша" стало участие Майкла Китона, который впервые за 30 лет снова наденет плащ Бэтмена. Недавнее исследование социальных сетей показало, что американцы считают актера лучшим исполнителем роли Темного рыцаря. И тут есть определенная ирония: перед съемками фильма 1989 года Тиму Бертону пришлось чуть ли не с боем отстаивать свой выбор.

Создание "Бэтмена" – это не только морока с кастингом и поиск режиссера, но и история создания бэтмобиля, костюма и декораций Готэма. Об интересных технологических и других моментах со съемок уже классической дилогии лент об одном из самых известных героев у комиксов – в материале Liga.Tech.

Проблемы подбора. Как появился супергерой в маске

Основателем моды на блокбастеры о героях в плащах и трико стал "Супермен" 1978 года режиссера Ричарда Доннера. Лента могла похвастаться колоссальным для своего времени бюджетом в $55 млн (выпущенная двумя годами позже "Империя наносит ответный удар" стоила $30 млн), участием актеров первой величины (Марлон Брандо и Джин Гекмен), саундтреком от Джона Уильямса (написал музыку для "Звездных войн") и передовыми для своего времени спецэффектами. Последние впоследствии отметили "Оскаром".

У фильма было все, чтобы стать громким кассовым успехом, и он им стал. Общие кассовые сборы превысили $300 млн – с учетом инфляции эта сумма составила бы $1,4 млрд в настоящее время. На фоне громкого успеха у руководства Warner Bros разыгрались аппетиты. Они дали зеленый свет сиквелу, заказали производство спинофа о Супердевушке и начали искать в библиотеке DC Comics героев, чьи истории также подходят для экранизации.

Выбор закономерно пал на Бэтмена: комиксы о нем пользовались огромной популярностью с первой публикации в 1939 году. Но производство "Бэтмена" забуксовало на этапе подбора режиссера. От этой должности отказалось немало именитых постановщиков типа Айвана Райтмана ("Охотники на привидений") и Стивена Спилберга, который в те годы имел очень плотный график. Постановщиком утвердили молодого и неизвестного на тот момент Тима Бертона. Его второй полнометражный фильм "Битлджус", несмотря на странный сюжет и атмосферу, стал очень успешным – он имел $75 млн сборов при бюджете в $15 млн.

Источник: IMDB

Поиски исполнителя главной роли тоже заняли длительное время. К роли защитника Готэма присматривались едва ли не все видные актеры Голливуда, в частности, Мел Гибсон, Харрисон Форд, Том Хэнкс и Патрик Суэйзи. Часть актеров отсеяла студия, часть отсеялась сама из-за слишком маленького гонорара или по другим причинам.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Сам Бертон настоял на приглашении Майкла Китона, с которым работал над "Битлджусом". Его аргументация была простой: большую часть хронометража протагонист носит маску, а значит, должен иметь выразительный взгляд и подбородок – с этим у Китона все в порядке. Также режиссер считал, что актер сможет прекрасно передать двойственную натуру персонажа, днем живущего жизнью богача-плейбоя, а ночью становится мстителем в маске.

Как создавали Готэм. Мрачные небоскребы и костюм Бэтмена

Много внимания Тим Бертон уделил декорациям. Если большинство предшественников и преемников в должности постановщика фильмов о Бэтмене делали Готэм просто типичным американским мегаполисом, то Бертон избрал принципиально другой подход. Придуманный художниками стиль опирался на Нью-Йорк, но в очень гипертрофированном виде со скоплением небоскребов и монументальных сооружений, местом где почти всегда царит тьма или полумрак.

На декорации из почти $48 млн бюджета выделили $5 млн, однако большая часть этой суммы пошла на их защиту от форс-мажоров. Небоскребы строились в открытом пространстве, а Британия известна своей дождливой и капризной погодой. Рабочие построили одну городскую улицу, поэтому оператору Роджеру приходилось много экспериментировать с ракурсами, чтобы зритель этого не заметил.

Источник: Warner Bros

Еще одним новаторством Тима Бертона стал костюм. В предыдущих экранизациях костюмеры ничего особенного не придумывали и обходились чуть ли не подручными средствами по принципу "дешево и сердито": гардероб Темного рыцаря включал в себя водолазку серого цвета, брюки, перчатки, пояс с эмблемой, плащ и маску с антеннами.

В случае Бэтмена 1989 года костюмерам дали задачу разработать полноценный костюм персонажа. Первой идеей Бертона было сделать его полностью черным и эту идею одобрил сам автор персонажа Боб Кейн. Однако дальше перед костюмерами возникла проблема: в комиксах Брюс Уэйн изображался двухметровым мускулистым гигантом, а Майкл Китон был среднего роста и телосложения. Решение проблемы подсказали латы древнеримских времен, кирасы в которых стилизовали под мускулатуру человека.

Готовый вариант с накладными мускулами и массивными наплечниками весил 30 килограммов, а маска была сконструирована так, что в ней невозможно было повернуть голову (позже это станет объектом мемов). Для Китона, страдавшего клаустрофобией, ношение костюма Бэтмена стало серьезным вызовом. Однако это было не зря: на экране Темный рыцарь выглядел очень грозно.

Бэтмобиль с элементами реактивного самолета и управляемой игрушки

Бэтмобиль для фильма базировался на Chevrolet Impala. Художников попросили включить в дизайн транспортного средства компоненты реактивных самолетов и военной техники. Также источником вдохновения стали гоночные автомобили 1930-х и 1950-х годов. В сцене, где бэтмобиль направляется к логову Темного рыцаря, частично использовалась радиоуправляемая игрушечная модель, проезжавшая по миниатюрной лесной дороге. В декабре прошлого года стало известно, что Бэтмобиль из фильма был выставлен на продажу.

Бэтмен также известен широким арсеналом гаджетов, которых в дилогии Бертона было продемонстрировано более десятка. Сюда входят бетаранги двух версий, пистолет-гарпун, капсулы с дымом и кислотой.

После выхода в прокат "Бэтмен" заработал $251 млн в домашнем прокате и еще $161 млн в мировом. Доходы Warner Bros и DC Comics от продажи комиксов и тематических товаров вообще не поддаются учету.

Распространено мнение, что сиквел провалился в прокате, поэтому Бертона отстранили от режиссуры. "Бэтмен возвращается" суммарно собрал $260 млн, что нельзя назвать кассовой неудачей. Истинная причина недовольства боссов крылась в обвале доходов от реализации мерча. Тот, в свою очередь, случился из-за еще более мрачно-готической атмосферы фильмов. Один только образ Пингвина вызвал серьезное отвращение у родителей и не на шутку пугал детей.

Майкл Китон не сработался с преемником Бертона – Джоэлом Шумахером – и тоже ушел из франшизы. Вернуться к роли мстителя в маске летучей мыши он мог еще раньше: в ленте "Бэтгерл", однако Warner Bros по непонятным причинам отказалась как от театрального, так и от цифрового релиза.