Максим Агеев основатель и гендиректор Де Ново

При поддержке Де Ново

Не покупай озеро, когда тебе нужен стакан воды. Водоканал удовлетворит такую потребность. По такому же принципу нужно работать с облаком. Зачем государству тратить деньги на тонны полупустого "железа"?

Развитые страны уже в игре

Англосаксов объединяет не только тот факт, что они живут в США и Великобритании. Именно эти две страны практически одновременно (2010 - 2011 годы) опубликовали версии облачной стратегии. Она предусматривает интенсивное и приоритетное использование облачных сервисов для нужд государства. Именно тогда и возникло словосочетание, ставшее впоследствии почти именем нарицательным – Cloud First (Хмари понад усе!). Потом эту идею разделили и Канада с Австралией, и ЕС. А в марте 2019 года к ним добавилась Саудовская Аравия. При множестве страновых отличий все варианты стратегии объединяет несколько общих утверждений:

  • ИТ становится ключом к переходу страны на новый уровень развития. Поэтому ИТ компонента переходит из никому не интересного «глубокого бэкофиса» в разряд стратегически важных приоритетов развития государства

  • Инновации рождаются не в госкабинетах, а в бизнес-среде. Государство, не ищущее и не применяющее инновации в своей работе, снижает уровень своей конкурентоспособности и привлекает новые угрозы своему существованию

  • Государство не является умелым и эффективным строителем и распорядителем современных ИТ систем и поэтому не может выступать «законодателем моды» в этой сфере

  • Облачные технологии и модели доставки сервиса позволяют резко поднять уровень рабочей эффективности, экономить существенную часть госбюджета и облегчить доступ к инновациям из мира ИТ

  • Альтернативы переходу государства к тотальному применению облачных сервисов попросту не существует. А потому - Хмари понад усе

Что нужно изменить

Концепция Cloud First носила абсолютно революционный характер, что требовало серьезной модификации законодательства, стандартов безопасности, методик и регламентов, процедуры закупок, механизмов контроля, программ переподготовки персонала и еще длинного списка других важных вещей. Примерно тогда же стало непреложной истиной, что главный CIO страны (у нас — ИТ-директор) – это не админ, отвечающий на начальственный вопрос «а шо интернет не работает?», а один из ключевых госменеджеров, входящих в пул «стратегов».

Концепция Cloud First предполагает отказ от закупки госсектором любого стандартного компьютерного оборудования и программного обеспечения всегда и везде, где отсутствует уникальность, гостайна либо другие экстремально специфические данные, например, Центра управления полетами NASA. Вместо этого государственный потребитель должен заказывать вычислительные ресурсы либо функционал программных систем у независимых операторов, прошедших процесс авторизации на выполнение таких работ. И платить потребитель должен только за тот объем, который он реально потребил.

То есть ты не покупаешь озеро, когда тебе нужен стакан воды, а платишь за этот стакан местному водоканалу.

Та же история с мобильной связью, электричеством или посещением стоматолога. А для того, чтобы исключить происки любителей «инженерной мистики», которые стремятся изобрести свое ИТ, максимум применяемых в государстве решений и технологий должны быть стандартизованы, включены с единый каталог сервисов.

Вот почему, например, каждая войсковая бригада не заказывает оригинальные запчасти для производства гранатомета или танка именно под своё понимание войны, а любое госагентство вполне может искать свой сакральный вариант системы документооборота или даже почтовый сервер?

Как государству сэкономить миллиарды

Британцы пошли еще дальше в стремлении сломать старую устоявшуюся систему освоения бюджетных денег. Они ввели «презумпцию вины» для любых крупных проектов. Другими словами, государство отказывалось покупать сложные многоярусные ИТ проекты, требуя расчленить этого монстра на более простые и понятные куски, где работу сможет выполнить кто угодно, а не носитель уникальных знаний с соответствующим размером чека. Из этого не только возникала огромная экономия, но и серьезно снижался уровень риска провала сложного и длинного проекта.

Для ускорения перехода на потребление облачных сервисов и обеспечения максимально конкурентной среды создаются специализированные маркетплейсы (онлайновые магазины), где по упрощенной процедуре госведомство может легко и быстро заказать требуемую услугу.

Продажа апробированных сервисов – особенно это касается программного обеспечения – позволила снизить расходы на сопровождение и подготовку техперсонала заказчика, нелинейно улучшить качество защиты данных (уникальных точек потенциальной угроз становится кратно меньше).

И наконец важнейший результат облачной революции: государство перестает заботиться о стандартных вещах, с которыми прекрасно справятся независимые подрядчики. Вместо этого все сэкономленные ресурсы – финансовые, временные, человеческие – перенаправляются на создание «цифрового слепка» государственной машины. Это все уникальные сервисы в цифровом выражении, ради которых люди и сбрасываются деньгами в виде налогов для работы государства. Это то, что трудно масштабировать или коммерциализировать – от обороны до цифровой медицины, от простенькой справки до борьбы с наркоторговцами в даркнете.

Концепция Cloud First позволяет создать экосистему сервисных операторов, которые вкладывают свои средства в R&D и вынуждены бороться за качество сервиса и удовлетворенность потребителя. Иначе на маркетплейсе тебе быстро найдут лучшую замену. Датацентры, компьютерные фермы, сети должны строить частники. Они же должны обеспечить лучшие условия труда для сотрудников – архитекторов и разработчиков ИТ систем и приложений, чтобы удержать их перехода на новое место работы. И ездить по всем конференциям мира в поисках новых идей и связей - тоже они. Именно частники должны привлекать инвестиции. А государство должно рассчитываться с ними только оплатой за потребленный сервис.

И поверьте, если вы не будете кормить своих операторов, то представители других стран отберут у вас оставшееся. И ни о каком нарушении принципов свободной торговли или протекционизме речь не идет. Это сегодня называется Цифровой Суверенитет.

И да, в период с 2013 по 2016 годы Великобритания сэкономила на ИТ более 3 млрд фунтов стерлингов. Облачные решения здесь сыграли далеко не последнюю роль.

Следующий текст будет посвящен экономике Cloud First. Следите за Ліга.Tech

В предыдущих сериях: Цифровой слепок. Каким он должен быть в Украине, чтобы мир не растоптал нас

Максим Агеев

В спецпроекте с редакцией - серии материалов - директор и основатель комании Де Ново Максим Агеев делится своими мыслями о том, почему без облачной революции Украина рискует остаться на обочине мира.