В середине мая анонсировали новую часть Mortal Kombat. Это будет перезапуск серии, что дополнительно подчеркнуто цифрой 1 в названии. Согласно описанию, игра предложит новую временную линию вселенной MK, в которой изменятся некоторые его сюжетные каноны. В трейлере смертельные враги Саб-Зиро и Скорпион изображены союзниками, равно как Китана и ее клон-сестра Милина.

Можно долго спорить о том, какой файтинг лучше сбалансирован или лучше воспроизводит различные боевые искусства – Street Fighter или Tekken. Однако когда речь заходит о титуле наиболее "народного" представителя этого жанра, то здесь бесспорным лидером является серия Mortal Kombat (MK). Низкий уровень вхождения – на освоение основных комбо большинства персонажей требуется примерно 20 минут – и "ультранасилие" обеспечивают МК популярность среди максимально широкого круга геймеров уже более 30 лет.

По этому случаю Liga.Tech собрала в одном материале самые интересные факты из истории первого игрового воплощения "Смертельной битвы".

Источник: Netherrealm Studios

Как создавалась игра. Между Ван Даммом и Джоном Карпентером

В 1991 году компания Capcom выпускает игру для аркадных автоматов Street Fighter (SF) II – дедушку всех современных файтингов. Сиквел отличался от предшественника более проработанной боевой системой и возможностью выбирать одного бойца из списка персонажей, представлявших разные страны и боевые стили. Метелиться до окончания полосы здоровья можно было как с соперниками под контролем искусственного интеллекта, так и с другими игроками. И самая последняя опция сделала SF2 королем залов аркадных автоматов по всему миру.

Конкуренты Capcom начали наперегонки предлагать свои аналоги Street Fighter II. В их числе была и Midway Games, которая поставила программисту Эду Буну и дизайнеру-художнику комиксов Джону Тобиасу задачу: собрать файтинг для аркадных автоматов за 10 месяцев. К ним присоединились художник Джон Фогель и дизайнер звука Дэн Форден – это и была вся команда разработки первого Mortal Kombat.

С сеттингом будущего файтинга определялись не сразу. На первых порах игру хотели делать исключительно о ниндзях – в те годы боевики о наемных убийцах и шпионах феодальной Японии пользовались огромным спросом. Однако идею забраковал менеджмент Midway.

Приблизительно в это же время на связь с разработчиками вышли продюсеры ленты "Универсальный солдат", которые хотели сделать видеоигру по мотивам фильма. Бун с командой начали предлагать сделать Ван Дамма главным героем игры. Стороны вели переговоры, но актер предпочел другую игровую студию. Бун с командой придумали оригинальный способ отомстить бельгийцу: ввели в игру персонажа Джонни Кейджа, который по сюжету игры был нарциссической звездой боевиков о восточных единоборствах. Также его коронный прием – шпагат и удар врага в пах – был напрямую взят у персонажа Жан-Клода из фильма "Кровавый спорт".

Решающую роль в формировании стиля будущего Mortal Kombat сыграл приключенческий боевик "Большой переполох в маленьком Китае" Джона Карпентера. Лента вдохновила на создание внешнего вида Райдена и Шан Цунга, а также указала творческое направление для сеттинга всего МК – ориентальное фэнтези. Так называют поджанр фэнтези, который базируется на мифологии и мотивах Китая и Восточной Азии. Собственно важной фишкой МК стало наличие сюжета, отсутствовавшего в других играх серии.

Игровые персонажи создавались с помощью технологии motion capture. В захвате движений приняли участие пять актеров: актер и каскадер Хо-Сунг Пак сыграл Лю Кана и Шан Цунга, английская актриса Элизабет Малеки – Соню Блейд, Ричард Дивизио – Кано, Карлос Песина – Райдена, его брат Дэн – Джонни Кейджа, Скорпиона, Саб-Зиро и Рептилию. Единственным исключением стал босс Горо, представитель расы четырехруких полулюдей-полудраконов шоканов. В его случае использовались глиняная фигурка и технология stop motion.

Ультранасилие, ставшее визитной карточкой МК, не было задумано с самого начала. Его решили реализовать уже позже, чтобы игра еще больше отличалась от Street Fighter. Не последнюю роль мог сыграть и поп-культурный контекст тех времен: боевики с Жан-Клодом Ван Даммом, Чаком Норрисом, Синтией Ротрок и другими актерами, которые наводили справедливость ударами ногой с разворота в те времена, делали огромную кассу и стабильно обеспечивали большой поток учеников в школы восточных единоборств.

Поэтому в релизной версии МК игроки могли видеть, как во время ударов от бойцов летели брызги крови. Ну а после окончательной победы игрок не просто видел надпись K.O (то есть нокаут), а имел несколько секунд, чтобы нажать на несколько клавиш и зрелищно добить проигравшего врага.

Первые шесть месяцев разработки файтинг Буна и команды вообще не имел названия. Рассматривались варианты Dragon Attack, Kumite (понятия из каратэ), Death Blow и Fatality. Относительно названия Mortal Kombat есть несколько разных версий. По одной из них, название предложил создатель культовой игры пинбол Стив Ричи, который был другом Эда Буна. Во время визита в офис Midway он увидел ошибочно написанное слово Kombat и придумал добавить Mortal. Существует более прозаическая версия, что combat написали через "k", чтобы избежать проблем с авторским правом.

Несмотря на очень сжатые сроки разработки и скромный даже по меркам 1992 года бюджет в $1 млн, игра Mortal Kombat не только смогла составить конкуренцию Street Fighter, но и начала теснить его позиции в залах аркадных автоматов. Такого успеха не ожидали даже в команде Буна. Джон Тобиас рассказывал в подкасте, что они уже размышляли над следующим проектом, который хотели делать по мотивам "Звездных войн". В то же время менеджмент распорядился немедленно приступить к разработке сиквела, увидевшего свет в 1993 году.

Источник: Netherrealm Studios

Спустя год после триумфа на аркадных автоматах MK1 вышла и на консолях Nintendo Super NES, Game Boy и Sega Mega Drive и Game Gear. Вот здесь ультранасилие вылезло Midway боком. Если ранее о жестоком содержании игры было известно в основном завсегдатаям залов с аркадными автоматами, то теперь многие родители с ужасом узнавали, что их чада на досуге играют в игру, где можно отрывать головы или творить другие непотребства.

МК была далеко не первой игрой, содержавшей высокий уровень насилия, чем сильно раздражала отдельных американских политиков и законодателей. Но именно этот проект стал той же последней каплей, которая привела к появлению агентства ESRB и системы возрастных рейтингов.

Полноценное 3D и спин-оффы. Что было дальше

В течение следующих трех лет вышли два продолжения Mortal Kombat, которые содержали улучшенную графику и расширили список играбельных бойцов. Классическая трилогия пользуется огромной любовью у геймеров, которые уже не первый год просят выпустить HD-переиздание, а то и запускают собственные амбициозные проекты.

В 1997 году Mortal Kombat перешла в полноценный 3D с четвертой частью. Однако все впечатления игрокам испортили устаревшие даже для своего времени модели и текстуры. Кроме того, трехмерность никак не влияла на игровой процесс.

Поэтому Midway не стала торопиться со следующей частью, вышедшей только через 5 лет. Deadly Alliance уже выглядела гораздо приятнее и вернула веру сообществу в серию. Почувствовав устойчивую почву под ногами, Midway выпустила продолжение с подзаголовком Deception уже через два года. Примечательно, что кроме новой сюжетной кампании, улучшения графики и новых бойцов, разработчики делали серьезную ставку на разнообразие игры через новые режимы и мини-игры типа Test Your Might или Крипты.

MK Armageddon, которая задумывалась как наиболее масштабная часть сериала, пострадала от коротких сроков разработки и расходования ресурсов на спин-оффы. В 2008 году выходит спин-офф Mortal Kombat vs DC. Фанаты "Смертельной битвы" не любят ее больше всего за нулевую брутальность. Однако боссам Warner Bros явно понравилась идея игры, где супергерои бьют морды в режиме 1 на 1, что со временем привело к появлению серии Injustice.

В 2009 году Midway окончательно обанкротилась из-за провала игры Wheelman, внешность и голос протагонисту которой подарил Вин Дизель. Однако для серии все в конце концов закончилось положительно: Эд Бун собрал Netherrealm, триумфально вернувшую серию с мягким перезапуском-ремейком.