Содержание:
  1. Фильм из другой эпохи
  2. Любовь, смерть и абсолютная власть
  3. Так смотреть?

После вынужденного переноса из-за забастовок в Голливуде вторая часть "Дюны" наконец добралась до украинских кинотеатров, поэтому зрители смогут оценить задуманную Дэнни Вильневым эпопею в полном объеме.

Уже за первый уик-энд лента заработала в мировом прокате почти $180 млн и была засыпана положительными отзывами – со средним баллом в 9.0 она занимает 11 строчку в топ-250 лучших фильмов всех времен на портале IMDB. В сети даже обсуждают ее перспективы сместить с первого места культовый "Побег из Шоушенко".

Liga.Tech разбиралась в том, действительно ли франко-канадский режиссер снял что-то выдающееся или просто сыграл фактор ажиотажа вокруг первого блокбастера года.

Источник: TMDB

Фильм из другой эпохи

"Дюна" – пример фильма-мечты постановщика, который тот наконец-то смог воплотить в жизнь. Первые его раскадровки Дэнни Вильнев начал рисовать еще в детстве, когда собирался связать жизнь с кинематографом.

Поэтому к адаптации культового романа Фрэнка Герберта режиссер подошел с максимальным уважением. Нет, дело не в скрупулезном переносе текста на большие экраны – это вряд ли возможно в принципе с учетом массы внутренних монологов и размышлений героев, а также объема книги в целом (среднее бумажное издание насчитывает более 650 страниц). Собственно, вырезание некоторых эпизодов и побочных сюжетных линий было неотвратимым.

Уважение к произведению Герберта выражается в попытке передать само настроение и тон: написанный в середине 60-х годов первый том фантастической эпопеи при прочтении сегодня может показаться несколько чрезмерным и нелегким для восприятия. Однако Вильнев увидел в этом не изъян, а изюминку произведения, перенесенную и в фильм.

Сегодня большинство киноблокбастеров так или иначе оглядываются на формулу, популяризированную студией Marvel. Она предполагает уравновешивание каждого экспозиционного или чисто диалогового эпизода бодрым сегментом экшена, а каждую драматическую сцену – гегом или шуткой. Часто их просто щедро рассыпают по хронометражу, чтобы зритель точно не заскучал. Вильнев же сделал свою "Дюну" драматической космооперой от первой до последней минуты. Лента не боялась показаться своим зрителям скучной: два с лишним часа содержали всего один миниатюрный комический эпизод, а битвы начинались только ближе к финалу.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Создавалось впечатление, что Вильнев снимал свою "Дюну" по лекалам классического Голливуда середины прошлого века. В те времена боссы "фабрики грез" очень нервничали из-за массового появления телевизоров в гостиных американцев: тогда всерьез переживали, что имея возможность смотреть фильмы дома, люди не захотят ходить в кинотеатры. Потому студии делали ставку на то, чего не было у телевидения – максимально помпезные и монументальные фильмы. Часто такие фильмы содержали эпизоды, которые выглядели максимально эпически на больших экранах и при этом практически не содержали смысловой нагрузки. Как будто с ними режиссер и художники хотели сказать "не зря же у нас такой большой бюджет". Наиболее яркий пример – сцена пафосного въезда в Рим героини Элизабет Тейлор в фильме "Клеопатра".

"Дюна: часть первая" тоже была прежде всего фильмом о масштабе и монументальности. Она содержала множество панорамных эпизодов, которые должны были оправдать дополнительные расходы на билет в IMAX. При просмотре возникало желание делать скриншот каждого кадра и делать из него толстенный арт-бук.

При этом фильм не пытался "косить" под какой-то фантастический артхаус и разбавлять совершенные визуально созерцательные эпизоды какими-то особенно глубокими философскими диалогами. Поэтому случилась парадоксальная ситуация: "Дюна" откровенно не понравилась любителям развлекательных киноаттракционов. Эту позицию поддержали и многочисленные кинокритики-снобы, которые называли фильм пустым по наполнению и просто ненужным. Тем не менее фильм нашел своего зрителя между этими двумя лагерями.

Источник: TMDB

Любовь, смерть и абсолютная власть

С учетом не слишком выдающихся кассовых показателей "Дюны" 2021 года можно было предположить, что в процессе создания второй части Вильнев попытается изменить подход к съемкам. Еще одной особенностью первой части было то, что ее премьера была отложена из-за COVID-19, а потому у Вильнева было значительно больше времени на монтаж, чем это обычно бывает. Часто этим и объясняли выверенность едва ли не каждого кадра фильма. Вторая часть получила "зеленый свет" от студии только после завершения проката, то есть у съемочной команды было всего примерно два года.

Однако Вильнев остался верен себе и вторая часть почти идентична первой. Здесь такая же атмосфера, темп подачи сюжета и акцент на визуале и чисто созерцательных эпизодах. Особенно это заметно в той части, посвященной родной планете Харконеннов, на которую, вероятно, повлияла классика пропагандистского кино "Триумф воли" Рифеншталь. Стильное исполнение явно несколько испортила слишком прямолинейная аналогия главных язычников "Дюны" с Третьим рейхом.

Единственное – экшен-эпизодов стало заметно больше, это и ожидаемо с учетом того, что основная часть хронометража посвящена борьбе Фременов против тирании Харконеннов. Это обстоятельство, кстати, кратно увеличило актуальность картины. Потому вторая часть вряд ли сможет изменить мнение тех, кому не понравился фильм 2021 года. 

Это не сиквел, а именно запланированный второй акт спектакля. В ходе просмотра возникает стойкое впечатление, что обе "Дюны" снимали одновременно.

Много "томатов" первая лента получила из-за своей ярко выраженной незавершенности. Многие зрители жаловались на то, что она выглядит только прологом к основному действу. Хотя в целом практика разделения экранизации одной книги на два фильма не является новым для Голливуда: вспомним хотя бы "Гарри Поттера и И Дары смерти" и "Голодные игры: Сойка-пересмешница", которые тоже выходили по две части. Единственное отличие – это были последние фильмы франшиз, а Вильнев сделал это с первой лентой. И выбор был правильным: самое стремление вместить весь первый том навредило экранизации "Дюны" от Дэвида Линча. Интересно, что вторая часть, хоть и ставит точку в истории противостояния Харконеннов и Атридов, она все же не ощущается финалом истории, сопровождающим катарсис. Зрителя прямо подводят к мысли, что битва для Пола еще не закончилась и нас ждет еще и часть третья.

Объясняем сложные вещи простыми словами – подписывайся на наш YouTube

Нарратив "Дюны" остается историей об интригах, амбициях и комплексе мессии. Вторая часть лишь добавила неплохо представленную мелодраматическую историю любви персонажей Тимоти Шаламе и Зендаи. Можно было ожидать, что значительную часть хронометража отдадут крайне актуальной теме экологии, которая присутствовала и в оригинале. Вильнев же сконцентрировался на теме веры в целом и Избранного, в частности, а также вопросе власти. Пол Атрид оказывается перед сложным выбором: проиграть или принять невиданную ранее власть, что может иметь далеко идущие последствия.

Источник: TMDB

Актерский ансамбль пополнился рядом новых персонажей, однако их появление на экране ограничено лишь несколькими эпизодами. Более или менее заметный перфоманс на экране разве что имеет зловещий Фэйд Раута в исполнении Остина Батлера.

В техническом аспекте можно отметить работу дизайнеров, визажистов и художников. Фремены, особенно женщины, действительно напоминают людей, живущих в пустыне, а не только что вышедших из салона красоты. Единственное неудачное решение костюмеров – разве что костюм принцессы Ирулан ближе к финалу. Колоссального столичного города Арракин и вычурной гигантской техники здесь значительно меньше, основную часть времени на экране – бескрайняя пустыня во всем своем величии, комбайны для сбора пряностей и интерьеры поселений Фременов, немного напоминающих древнеегипетские храмы и гробницы.

Так смотреть?

Тем, кому однозначно понравилась первая часть, уже стоит идти в кино, желательно IMAX. Это на самом деле красиво снятая космоопера в лучших традициях жанра. Действительно ли Вильнев выдал шедевр? Этот статус проверяется только временем. Пока можно точно сказать, что франко-канадский режиссер пошел против трендов.

Зрителей, которым первая часть не понравилась, часть вторая не убедит в обратном. Ведь на самом деле это – часть одного целого.