Доля монополиста. Готовы ли украинские разработчики поддержать бунт против App Store
Последние месяцы нарастает давление разработчиков цифровых сервисов и приложений на компанию Apple из-за высокой комиссии в App Store. Крупнейший музыкальный стриминговый сервис Spotify пожаловался на конкурента и дистрибутора в Еврокомиссию и последняя начала антимонопольное расследование в отношении Apple. Против политики App Store публично выступила американская компания Basecamp, создавшая почтовый клиент Hey.
Разработчиков поддержал основатель Telegram Павел Дуров, раскритиковав 30% комиссию в App Store и Play Market, которую забирают платформы с покупки каждого платного приложения "Фактически сегодня все разработчики мира, которые продают пользователям смартфонов премиальные и цифровые услуги, работают на Apple и Google в большей степени, чем на самих себя", - написал Дуров.
Это начало революции или единичные голоса бузотеров?
Это точно борьба за десятки миллиардов долларов. По данным Apple, в 2019 году через магазин App Store было продано цифровых сервисов на $61 млрд, с которых Apple и взяла комиссию в 30% (иногда 15%).
Liga.Tech узнавала, что о политике App Store думают украинские разработчики. Для этого мы опросили создателей популярных приложений PDF Expert, Fander и BetterMe.
СУТЬ ПРЕТЕНЗИЙ В июне Еврокомиссия начала два расследования в отношении Apple. Комиссия считает, что работа платежной системы Apple Pay нарушает антимонопольное законодательство Евросоюза. Например, для проведения бесконтактных платежей модуль NFC на смартфонах iPhone может использоваться только Apple Pay.
Другое расследование выясняет, не нарушают ли правила распространения приложений в магазине App Store антимонопольные нормы ЕС. Поводом для расследований стали жалобы музыкального стримингового сервиса Spotify и одного из продавцов электронных и аудиокниг. Они обвиняют Apple в недобросовестной конкуренции, которая влияет на их доходы в пределах ЕС. Американская компания запрещала своим конкурентам из Европы информировать пользователей об альтернативных вариантах подписки вне приложения.
Конфликт Apple с Basecamp разгорелся после того, как гигант пригрозил удалить приложение Basecamp - почтовый сервис Hey. Из-за того, что компания хотела оформлять подписку через свой сайт, а не приложение и не платить комиссию AppStore. В компании достигли компромисса - оставив урезанную версию приложения в App Store.
Денис Жаданов, вице-президент по маркетингу компании Readdle. Разработчики приложений PDF Expert, Scanner Pro, Spark, Documents.
Мы работаем в App Store с момента основания нашей компании. Это уже больше 10 лет. Благодаря этой платформе наша компания студентов смогла выбраться из однокомнатной квартиры в Одессе за $50 и стать одним из лидеров на рынке приложений для бизнеса.
App Store сейчас берет 30% из любой выручки, которую получает разработчик. Но есть один нюанс, который Apple добавила несколько лет назад. Если пользователь продолжает подписку на приложение на второй год, то платформа берет 15% комиссии. При использовании других бизнес-моделей комиссия остается 30%.
У нас сейчас происходит процесс перехода от одноразовой покупки лицензии на подписную модель. На подписке уже работают PDF Expert и Documents. Также планируем перевести на подписку другие наши продукты.
Я не совсем согласен с Дуровым, что Apple совсем ничего не делает и получает 30%. Компания создала безопасную экосистему. Платформа Apple позволяет разработчикам со всего мира — из Одессы, Бангалора или Сан-Франциско — получить доступ к многомиллиардной аудитории. Я считаю, что они имеют право брать за это деньги. Может, не 30%, но 10% точно. Нам, конечно, такая комиссия была бы более выгодна — мы тогда бы зарабатывали больше.
Вопрос о том, справедлива ли такая комиссия, остается открытым. Есть много бизнесов, у которых не сходится математика. Им не подходит бизнес-модель App Store. Например, сервис потокового аудио Spotify. Им, кроме комиссии App Store, нужно платить лейблам и артистам.
По моим наблюдениям, количество бизнес-моделей, которые сейчас существуют в мире, выросло. App Store как канал дистрибуции не успел адаптироваться к тому количеству бизнесов, которые на нем строятся. Считаю, что дискуссия, которая идет сейчас, позитивно повлияет на рынок. Это битва, в которой могут выиграть все — разработчики, пользователи и платформы.
Владимир Бондаренко, СЕО компании Mаuris. Разработчики приложений Fander и MovieFan. Они помогают пользователям подобрать фильм или сериал для просмотра.
При обсуждении вопроса комиссии в App Store нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, очень немногие разработчики знают, что комиссия высокая первый год. Потом она снижается до 15% при продлении подписки. Это часто не учитывают.
Во-вторых, через приложения в App Store и Google Play можно продавать не только цифровой контент, а и физические предметы. Считается, что в таком случае вы предоставляете пользователю физическое благо, которое не облагается комиссией. Например, если вы делаете крафтовые вещи, то все оплаты вы можете проводить через свою карточку.
Третий и очень важный момент — во многих странах разработчики, кроме комиссии платформам, еще и вынуждены платить НДС. Например, в России ставка налога составляет 20%. Это значит, что из условных $10, которые пользователь заплатил за подписку, разработчик получает только $5. $3 забирает платформа и еще $2 — государство.
В Украине пока нет НДС на цифровые продукты. В противоположном случае разработчикам будет совсем невыгодно продавать цифровой контент. Если Верховная Рада примет закон о НДС, многие компании будут вынуждены перерегистрировать бизнес и платить налоги в другой стране.
Что касается письма Дурова, то мне кажется, что он просто кидается красивыми словами. Apple и Google ставку снижать не будут, потому что все основные игроки рынка находятся там. App Store еще хорош тем, что это закрытая система, все приложения модераторы проверяют вручную. Это дает возможность потребителю получить качественную услугу.
Мы пробовали сотрудничать с Huawei — они сейчас разрабатывают свой Store. Однако у него очень маленькая аудитория. Бросить вызов платформам могут крупные игроки, например, разработчики игры Fortnite.
Нам приходиться играть по правилам, которые устанавливают Apple и Google. Сейчас в месяц мы получаем от подписки около $10 000 после вычета комиссии. Комиссия где-то в районе $3 000. За эти деньги мы получаем полный набор сервисов — по фиксации платежей, по переводам, а также поддержку платформ и статистику скачиваний наших приложений.
Виктория Репа, СЕО и сооснователь BetterMe
Комиссия App Store в 30% — это очень много. Это может быть проблемой для новых приложений. Но AppStore и Google Play предоставляют доступ ко многомиллиардной аудитории.
Альтернативные варианты распространения приложений — это участие в аффилиатных (партнерских) программах или работа с лидерами мнений. В продвижении приложений такого рода важно оценить все риски и дополнительные траты на внедрение технических требований партнеров, привлечение целевого трафика и комиссию инфлюенсеров.