Фото: www.dirkvanbuijtene.nl

Альтернативная энергетика в Украине бьет все рекорды. По данным госэнергоэффективности, за 9 месяцев этого года в эксплуатацию было введено почти в два раза больше мощностей, чем за весь 2017 год. Как и в предыдущие годы, абсолютными лидерами являются такие сферы, как солнечная энергетика и ветроэнергетика. На них в общей сложности пришлось 412 МВт новых мощностей.

Новые источники

В Украине прослеживается свежий тренд — появляется все больше проектов, работающих на биомассе и биогазе. За три последних квартала инвесторы запустили подобных мощностей в общей сложности на 16 МВт.

Госэнергоэффективности уделяет этому направлению много внимания в последнее время. В одном из своих недавних сообщений глава ведомства Сергей Савчук отмечал, что с 2015 года по третий квартал 2018 года мощности биогазовых установок выросли втрое — с 10 станций (на 15 МВт) до 31 станции (на 45 Мвт). Очевидно, что интерес главы ведомства к этому направлению подогрел опыт Швеции, где он недавно побывал в составе украинской делегации и ознакомился с новым биогазовым проектом международной энергокомпании E.On.

Швеция уже достигла 54% чистой энергии в конечном энергопотреблении. Новая амбициозная цель страны — 100% зеленой энергии в 2040 году. Скандинавское государство не могло резко перейти на альтернативку, используя энергию солнца, так как инсоляция в этом регионе очень слабая. Поэтому, помимо энергии ветра, которой в регионе достаточно, Швеция сделала упор на развитие биоэнергетики. Сейчас ее доля составляет 37% в энергобалансе страны.

Станции на биомассе и биогазах отличаются от ВЭС и СЭС тем, что могут выдавать в сеть прогнозируемый объем энергии. Ветер и солнце — «нестабильные» источники генерации, поэтому работа таких станций зависит от сезона, времени суток и региона. Установки на биомассе и биогазе, в свою очередь, зависят от сырьевой базы. Выдача электроэнергии в сеть, электростанции на биомассе и биогазе не зависят от временных, суточных и сезонных колебаний, что позволяет энергосистеме осуществлять планомерную работу с учетом подстройки под суточные пики в энергосети и проседания в потреблении энергии домохозяйствами и промышленностью.

Кто и зачем строит установки на биогазе и биомассе в Украине? Редакция LIGA.net в совместном проекте с Clear Enegry рассказывает, как за последние три года на этом рынке началось заметное движение. Какие перспективы у этого бизнеса в нашей стране? И как из отходов деревообработки и ядовитых газов мусорных полигонов можно «добывать» энергию, вместо того, чтобы жечь российский газ.

Первые проекты

Небольшие ТЭЦ на биомассе начали появляться в Украине еще десять лет назад. Но, как правило, они не являлись самостоятельными энергетическими бизнесами. Это были установки, которые бизнесмены сооружали либо для выгодной утилизации агроотходов, либо уже существующие установки, которые переходили с газа на альтернативное сырье.

Так, например, в Черкасской области есть Смелянская ТЭЦ на 6 МВт, которая была реконструирована в 2009-2013 годах под биомассу (щепу). Раньше она функционировала только с использованием газа.

В 2016 году под Корюковкой в Черниговской области запустилась самостоятельная (как отдельный бизнес) электростанция, работающая на биомассе — отходах от деревообрабатывающей промышленности (щепа, обапол, обзол). Ее владелец — ООО «Клиар Енерджи», основанное в июле 2015 года партнерами Петром Багрием, Михаилом Кучирко и Андреем Гриненко.

Как рассказывает Андрей Гриненко, в станцию было инвестировано около 10 млн евро, а окупится она, минимум, через пять лет. Мощность станции — 3,5 МВт.

«Корюковку мы построили за 9 месяцев. Это рекорд по срокам строительства таких объектов», — вспоминает он.

Команда станции состоит из инженеров, большинство которых — выходцы из атомной энергетики и зарубежные специалисты в сфере альтернативной энергетики. Интересно, что экс-глава Корюковки, Игорь Матюха, впоследствии стал директором корюковской станции. Имея профильное образование, он еще во время строительства очень интересовался тем, как развивается проект. И когда ему предложили возглавить его, Игорь согласился.

На тот момент в Украине уже было несколько станций такого типа. Например, под Киевом в пгт Иванкив работает довольно крупная теплоэлектростанция на древесном топливе, подконтрольная EIG Engineering бизнесмена Алексея Бутенко.

Выросли из масла

Сырьем для электрогенерации (особенно в Украине) также могут быть отходы маслопрессового производства — шелуха подсолнечника, а также солома и отходы кукурузы. Станции, работающие на этом сырье, уже есть и продолжают появляться в нашей стране. Например, в этом году группа компаний Агролига начала строить подобный объект с плановой мощностью 7 МВт. Шелуха, которая остается в процессе переработки семян, по информации компании, составляет около 14% от общей массы. И в идеале ее можно превращать в энергию. Сжигание одной тонны лузги подсолнечника экономит 500 м³ природного газа.

Этим пользуются украинские аграрии, обустраивая свои небольшие энергетические компании, работающие на собственном сырье. Так, под Николаевом, есть АПК Евгройл, содержащая свой энергогенерирующий комплекс на биомассе мощностью 5 МВт. Сжигаемая биомасса состоит из древесной щепы и лузги подсолнечника. Щепа поставляется местными предприятиями, а шелуха подсолнечника — с экстракционного завода, входящего в группу Евгройл.

Одна из первых в Украине ТЭЦ, работающих на биомассе, тоже появилась как придаток к основному агробизнесу. Так, в 2009 году своя установка появилась у Кировоградолія — производителя подсолнечного масла.

Где брать щепу?

В отличие от солнечных и ветровых установок, где основные затраты — это капитальные инвестиции, у станций на биомассе к этому добавляется еще и заметная операционная нагрузка. 70% затрат — это сырье, спрос на который начинает расти (а вместе с ним растут и цены). Гриненко говорит, что закупает отходы деревообработки у предприятий, которые его ранее попросту сжигали, таким образом причиняя вред экологии. Он гордится тем, что жители Корюковки не замечают «дыма из трубы», так как выбросы проходят многоуровневую систему очистки. Следующий шаг — не только закупать деревянные отходы у деревообработчиков, но и использовать отходы лесозаготовки (после повала деревьев остаются пеньки и ветки, которые тоже можно превращать в электроэнергию).

Чем больше доступных отходов деревопереработки, чем больше подобных станций в Украине будет появляться.

На госуровне уже поднимался вопрос о создании прозрачного рынка твердого биотоплива, чтобы структурировать их поставку и продажу. В других странах такой опыт уже есть. Например, в Литве работает онлайн-биржа биотоплива Baltpool, на которой встречаются и заключают сделки покупатели (владельцы ТЭС и продавцы — лесхозы, деревообрабатывающие предприятия).

Вклад в энергонезависимость

Небольшие ТЭС, работающие на биотопливе (отходах производства деревообработки и агро), могут стать спасательным кругом для украинских населенных пунктов, находящихся вдали от крупных атомных или тепловых станций.

Например, та же Черниговская область производит мало электроэнергии и ей приходится «импортировать» ее из других регионов. Иными словами, энергобаланс не в пользу области. Она больше потребляет, чем отдает в сеть. Постоянно работающая станция в Корюковке в непосредственной близости от потребителей позволила частично решить эту проблему, заместив 10 млн кубометров природного газа в год для производства электроэнергии, что экономит государству 75 млн грн в год.

«Мы, как и все, продаем электроэнергию Энергорынку по зеленому тарифу, но реально “сдаем” ее в сети Корюковки, то есть участвуем в электрификации непосредственно самого города», — говорит сооснователь Клиар Энерджи Андрей Гриненко.

В 2019 году в Украине будут появляться новые ТЭС, работающие на биомассе. Так, например, в Каменце-Подольском достраивают теплоэлектростанцию ​​мощностью 2,5 МВт с комбинированным производством тепловой и электрической энергии твердотопливными и газовыми котлами.

В ближайших планах Clear Enegry — построить вторую очередь Корюковской станции еще на 3,5 МВт. Компанию заприметили местные власти Черниговской области и, как рассказывает сооснователь компании, после открытия первой очереди попросили решить еще одну проблему региона — мусорный полигон, которому требовалась срочная дегазация во избежание очередных возгораний. С этих переговоров стартовало развитие второго направления компании — энергетических установок, работающих на биогазе. Об этом рынке вы узнаете в следующем материале спецпроекта.