Годовой доход польской игровой индустрии превысил 1 млрд евро. В чем секрет ее успеха
В начале нулевых польская игровая индустрия имела репутацию поставщика бюджетных и низкокачественных шутеров. Конечно, исключения типа первых частей Painkiller случались, но общей картины не меняли. Сегодня она считается лидером региона Центрально-Восточной Европы с годовым доходом на уровне 1,3 млрд евро.
По данным Агентства развития предпринимательства Польши, на территории страны зарегистрировано около 500 игровых студий и издателей, в которых работает около 15 300 сотрудников. В прошлом году количество новых релизов перемахнуло отметку в 530.
Главным титаном остается студия CD Projekt RED, но не только на плечах авторов франшизы о приключениях ведьмака Геральта держится успех сектора интерактивных развлечений Польши. О других перспективных разработчиках из этой страны и их самых интересных творениях читайте в обзоре Liga.Tech.
Techland
Почтенный ветеран польской игровой индустрии, который начал свою деятельность в 1991 году. Сначала занималась выпуском бесплатного программного обеспечения, затем переключилась на локализации иностранных программ и их дистрибуции на домашнем рынке.
В конце десятилетия Techland переквалифицируется в разработчика видеоигр, а ее первой "большой" игрой считается Crime Cities 2000 выпуска. Через три года студия создает собственный графический двигатель Chrome и выпускает одноименную игру для демонстрации его возможностей.
В период с 2000 по 2005 годы студия работает плодотворно (в год могло выходить до 4 игр), но не слишком успешно. Прорывом становится сюжетный шутер в жанре вестерна Call of Juarez (CoJ), выпущенный в 2006-м для ПК и XBOX 360. Главной фишкой игры стали два протагониста с разным подходом к игровому процессу. Если Билли преимущественно скрывался и прятался, то преподобный Рэй шел напролом, полагаясь на стальную кирасу, два револьвера и экземпляр Библии. Другой интересной фишкой стало то, что по сюжету второй почти всю игру преследовал первого, считая виновным в убийстве брата.
CoJ оказалась успешной и уже три года спустя получила полноценный приквел с подзаголовком Bound in Blood. Он тоже получил положительный приём, но дальше серия пошла куда-то не туда. Выпущенный в 2011 году The Cartel разворачивался в наше время и рассказывал о приключениях правнука преподобного Рея, работающего полицейским. Игра стала коммерческим и критическим провалом. После нее вышел только аркадный шутер Gunslinger, после которого серия Call of Juarez находится в состоянии гибернации.
Из вестернов Techland переключилась на зомби и выпустила в 2011 году Dead Island (DI). От массы других игр этой тематики они выгодно отличались местом действия – вымышленным тропическим островом Баной – акцентом на рукопашных боях, наличием четырех протагонистов с разной специализацией, глубокой кастомизацией оружия и поддержкой кооператива. Через два года Techland выпустит не слишком успешный аддон-продолжение Riptide. От разработки сиквела она откажется, отдав предпочтение созданию экшена Dying Light под крылом WB Games. Ирония состоит в том, что время разработки Dead Island 2 поляки успеют выпустить не только DL, но и сиквел, который тоже имел достаточно проблемный процесс создания.
Сейчас Techland работает над следующей игрой – ролевым экшеном ААА-уровня в фэнтези-сеттинга. Получим ли мы что-нибудь на уровне "Ведьмака" – покажет время.
Bloober Team
Главные мастера хорроров среди польских разработчиков. После основания в 2008 году попробовали себя в разных жанрах, но ничего особо выдающегося не упустили. Первым большим успехом стал выпущенный в 2016 году хоррор Layers of Fear (LoF). Игра о художнике, стремящемся вернуть свое вдохновение, пыталась поразить не регулярными скримерами, а своим сюжетом, густой атмосферой, психологизмом, викторианской эстетикой и добавлением психоделики. LoF вполне заслуженно получила ряд наград и вместе с Outlast стала одним из самых заметных инди-хорроров последних лет. Впоследствии разработчик выпустит сиквел, а в этом году вышло переиздание оригинала под тем же названием, что привело к путанице.
После успеха "Слоев страха" Bloober Team продолжила работать заклюно над интерактивными ужастиками. В 2017 из-под их пера вышел Observer – сочетание хоррора, что уже само собой было очень необычно. Чтобы еще больше порадовать любителей этого направления фантастики, разработчики пригласили звезду "Бегущего по лезвию" Рутгера Хауэра, чтобы он подарил свою внешность и голос протагонисту. Для нидерландского актера эта роль стала одной из последних в жизни.
Наиболее амбициозным проектом Bloober Team (BT) на данный момент является игра The Medium. Сначала они планировали выпустить ее еще во времена XBOX 360 и PS3, но были вынуждены отложить идею в ящик, поскольку их мощностей не хватало для реализации этой затеи. Собственно, The Medium стала одним из дебютных хорроров для нового поколения консолей. Главной фишкой проекта стало разделение экрана с одновременным рендером двух разных миров – этот элемент разработчики даже запатентовали. Также на фоне успеха сериалов "Чернобыль" и "Тьма" BT решилась сделать The Medium в антураже Польши 90-х. Многие обозреватели отмечали схожесть игры с культовой Silent Hill. Обратили на это внимание и в Konami: издатель предложил разработчикам заняться римейком Silent Hill 2.
Flying Wild Hog
Основанная в 2009 году команда обрела свой стиль и привлекла внимание геймерского сообщества почти сразу. Первой ее игрой стал Hard Reset, который был одним большим оммажем шутерам старой школы типа Doom.
После этого Flying WIld Hog (FWH) выпустила олдскульный боевик Shadow Warrior, делавший акцент на "мясистом" геймплее и умеренно остроумных шутках. Сейчас уже немногие вспомнят, что это был римейк игры 1997 года от 3D Realms (авторы Duke Nukem). Впоследствии FWH выпустила два продолжения Shadow Warrior, которые тоже были приняты достаточно тепло.
Среди других заметных работ команды можно упомянуть кооперативный вестерн Evil West, самурайский 2D-боевик Trek to Yomi, при создании которого студия явно вдохновлялась адвенчурой Limbo, а также кооперативную стрелялку Space Punks, в которой явно прослеживаются нотки Borderlands. Причем все три были запущены в прошлом году.
11 bit studios
Основана в 2009 году выходцами из CD Projekt RED и других польских игровых студий. Создала уникальную в своем роде игру – This War of Mine. Проект предлагал посмотреть на тему войны с очень необычного ракурса – гражданских, невольно оказавшихся в зоне боевых действий. Сюжет и сеттинг был вдохновлен печально известными событиями осады Сараево во время Югославских войн. За свой геймплей, густую безрадостную атмосферу и тему игра получила множество положительных отзывов от игроков и профильной печати. Прекрасные продажи позволили 11 bit studios не только расширить штат, но и запустить свой издательский лейбл. Недавно он выпустил фантастическое приключение по мотивам "Непобедимого" Станислава Лема.
Следующим их проектом стал микс из симулятора выживания и градостроительства – Frostpunk. Игра рассказывала о попытке последнего города выжить в условиях нового Ледникового периода. Обозреватели отмечали сложность игры, атмосферу, стиль и регулярный подброс игроку непростых с точки зрения морали выборов. По мотивам Frostpunk уже вышла настольная игра и ведется работа над полноценным сиквелом.
CI Games
Легенда среди польских игровых студий, история которой началась в 2002 году. Долгое время студия разрабатывала проекты крайне сомнительного качества, пока не "оседлала" тему тактических снайперских игр Sniper Ghost Warrior (SGW). Игра не стала мгновенным хитом, но смогли сформировать достаточно большую аудиторию, чтобы разрастись до 5 итераций, последняя из которых вышла в 2021 году. Однако наиболее интересной стала SGW Contracts, в которой протагонист прибывает в охваченную гражданской войной РФ, чтобы ликвидировать ряд целей. В плане геймплея проект пытался еще и немного походить на Far Cry и Steam.
Помимо разработки, CI Games еще и активно занимается изданием инди-игр. Особую слабость компания испытывает к играм в жанре souls-like вроде Tails of Iron и Eldest Souls. В прошлом месяце она издала Lords of the Fallen – переосмысление одноименной игры 2013 года. Интересно, что в оценках геймерское сообщество разделилось: если профильные издания оценили его достаточно высоко, то оценки геймеров в лучшем случае посредственны.
Также заслуживают внимания
One More Level – создали дилогию хардкорных киберпанковых экшенов Ghostrunner о погонях по стенам и уничтожении врагов футуристической катаной.
CreativeForge Games – авторы Hard West и Phantom Doctrine – интересных пошаговых тактик в духе XCOM о мистическом Диком Западе и шпионских противостояниях Холодной войны соответственно.
Astronauts – команда основанная геймдизайнером People Can Fly Адрианом Хмеляржем. Пока у него в портфолио две игры: симулятор хождения Vanishing of Ethan Carter и шутер в духе Painkiller под названием Witchfire. Последний пока на стадии Early Access.