История гиперзвуковых ракет. Что США и Китай могут противопоставить "Циркону" и "Кинжалу"
Тему гиперзвуковых ракет окружает плотный ореол спекуляций и инсинуаций. Об их наличии в своих арсеналах уже объявили РФ, Китай, Северная Корея и Индия. США в этом месяце испытали собственную разработку в этом классе – крылатую ракету AGM-183F, а Германия, Австралия, Франция и Япония ведут разработку собственных решений.
Активно тиражируется тезис о том, что гиперзвуковые вооружения неуязвимы для ПВО и ПРО, поэтому их распространение может кардинально изменить баланс сил в мире. Встречается и мнение, что это – один большой блеф сильных мира сего, чтобы запугать своих соперников. Liga.Tech разбиралась в истории гонки и особенностях потенциального "чудо-оружия".
От доктора Брауна с любовью
Гиперзвуковые ракеты не являются чем-то новым. Первым устройством в этом классе можно назвать массовую баллистическую ракету – немецкую "Фау-2", впервые запущенную в 1942 году. На подъеме она могла развивать скорость в 4 маха, а при спуске к цели – 5 махов, что примерно в пять раз быстрее скорости звука. Это значительно усложняло британским силам ПВО их перехват, однако значительного влияния на ход боевых действий они не оказали.
Параллельно начались активные поиски наиболее эффективного и оптимального средства поражения соперника атомным оружием.
На первых порах ставку делали на артиллерию, способную стрелять ядерными снарядами. Однако из-за слишком большого сопутствующего вреда, в частности, своим же войскам, влияния на экологию, логистические проблемы и уязвимость систем, разработку в этой сфере почти полностью свернули. Акцент сместился на развитие ракетных вооружений, причем оба центра противостояния делали щедрые инвестиции в разработку сверхзвуковых технологий. Это очень посодействовало космическим исследованиям, а также были попытки адаптировать гиперзвук для гражданских авиаперевозок, хотя и не очень успешные.
Технически таковой можно назвать любую ракету, разгоняющуюся до 5000 км в час. И в этой скорости нет ничего экстраординарного: любая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) четырехкратно превосходит этот показатель. Нюанс в том, что основную часть пути она летит на высоте примерно в 1000 км, где воздух очень разрежен. Поддерживать гиперзвуковую скорость в атмосфере очень сложно из-за силы трения, которая может нагревать ракету до температуры в 1000 градусов по Цельсию. Поэтому большинство проектов разработки гиперзвукового оружия не заходили дальше попыток создать материал, способный выдерживать такие высокие температуры, и первых тестов.
Достоинства и недостатки
Продолжать попытки разработать сверхзвуковое оружие и тратить на это колоссальные ресурсы правительства разных государств вынуждают его очень соблазнительные потенциальные преимущества. Так, большинство обычных конвенционных ракет заранее засекают радары, что дает в среднем полчаса на подготовку контрмер. В случае наземного объекта у сил ПВО есть время занять лучшую позицию, запустить обманки или генераторы помех, а в случае корабля – тот может просто покинуть опасную зону. Собственно, из-за этого ракетные атаки стараются делать массированными, учитывая, что часть ракет будет сбита или промахнется.
В случае гиперзвуковых ракет время на подготовку контрмер будет по крайней мере втрое меньше. Вдобавок к колоссальной скорости они могут маневрировать, что значительно усложняет их обнаружение и уничтожение. Среди других очевидных преимуществ перед дозвуковыми ракетами – больший радиус действия и широкое пространство для применения: подавление вражеской ПВО, потопление кораблей, уничтожение штабов или просто как инструмент стратегического сдерживания.
Слабых сторон у этого вида вооружений тоже с избытком. Их разработка очень сложная технологически и дорогостоящая, а шансы на успех невысокие. Из-за своих конструктивных ограничений – необходимости легких термостойких металлов и мощной силовой установки – гиперзвуковые ракеты имеют существенно меньшую грузоподъемность по сравнению с обычными баллистическими или крылатыми ракетами. Это означает меньшую боевую часть и, соответственно, делает этот тип вооружений менее эффективным против подземных или сильно укрепленных целей. Наконец, колоссальное влияние силы трения и другие физические факторы могут негативно повлиять на точность этих ракет.
Также ответом может стать разработка датчиков, которые будут фиксировать остающиеся после них побочные химические продукты.
"Кинжал" начинает и проигрывает
Прогресс материаловедения, усовершенствование двигателей и систем наведения спровоцировали новый виток гонки гиперзвуковых вооружений. Самопровозглашенным лидером здесь стала РФ, которая в 2018 году торжественно представила ракету воздушного базирования "Кинжал". Согласно заявленным характеристикам, она должна развивать скорость в 10 махов и иметь радиус применения в 2000 км. Путин торжественно заявил, что ни одна из существующих или перспективных систем ПВО не сможет ее перехватить. В том же году "Кинжал" заступил на боевое дежурство.
Другой разрекламированной гиперзвуковой "игрушкой" кремлевского диктатора стала противокорабельная ракета "Циркон". Пропаганда позиционировала ее как "убийцу авианосцев", способного разгоняться до 8-9 махов. Испытания проводились с 2015-го, а о взятии на вооружение было доложено в январе прошлого года. Вероятно, боевое применение "Цирконов" имело место 7 февраля и 25 марта. Тогда украинские силы ПВО сообщили, что ракета повторила судьбу "Кинжала" и была сбита с помощью ЗРК Patriot.
Китай тоже активно включился в процесс, занявшись развитием своей серии баллистических ракет "Дунфен". Первым их гиперзвуковым образцом стал "Дунфен-17". Согласно заявленным характеристикам, глайдер отделялся от баллистической ракеты на высоте 60 км, после чего со скоростью в 5-10 махов направлялся к своей цели. Встал на боевое дежурство в 2019 году.
Как ни странно, но США с их мощным технологическим кластером и крупнейшим в мире оборонным бюджетом оказались в позиции аутсайдера. Собственное решение – гиперзвуковую ракету AGM-183 – они представили в 2020 году.
В следующем году начались испытания, не все из которых были успешными. Весной прошлого года было объявлено, что программа AGM-183 свернули. Однако уже в ноябре объявили, что компания Lockheed Martin совершила прорыв. Причем в отличие от своего российского визави ракета способна запускаться со стратегического бомбардировщика.
Первым боевым применением гиперзвуковых ракет стало полномасштабное вторжение РФ в Украину. Тогда стало очевидно, что Путин был несколько оптимистичен касательно характеристик своего "Кинжала": с ракетой, якобы оставлявшей генералов НАТО без сна, справился ЗРК Patriot 1982 года выпуска. Официальная российская пропаганда опровергала факт сбивания даже после появления фотодоказательств. Тем не менее на всякий случай арестовали ее конструкторов.
Эксперты издания Telegraph объяснили это тем, что "Кинжал", может, и развивает скорость в 5 махов, но на подлете к цели замедляется до 1,9 махов, что делает его простой мишенью. Появилось предположение, что "Кинжал" – просто модифицированная для ударов с воздуха версия баллистического "Искандера", разработка которого стартовала еще в 1988 году.
Собственно, это и может объяснить факт отставания американцев от основных оппонентов. РФ и КНР – это государства, тратящие огромные ресурсы на проектирование своей силы на внешней арене. Они вполне могут записать в гиперзвуковые ракеты, которые летят с этой скоростью только в течение ограниченного периода. А повсеместная коррупция позволяет подтасовать результаты испытаний и потом сколь угодно пугать всех демонстрационными роликами – все равно никто не узнает.
Хотя в истории США были случаи, когда они серьезно проигрывали гонку вооружений. Например, долгое время американские военные теоретики считали РСЗО бессмысленным оружием. Однако опыт Войны Судного дня заставил их изменить мнение и начать разработку М270, которая по характеристикам превзошла своих советских коллег.