Как человечество дошло до порнодипфейков Тейлор Свифт. Эротика с давних времен до сегодня
Одним из самых открытых к инновациям жанром искусства остается эротика. Создатели "клубнички" всегда пытались держать руку на пульсе последних технологических новинок, а также продлить жизненный цикл некоторых устройств. Это касается мутоскопа, изобретения конца XIX века – с помощью него эротику рассматривались почти сто лет. Теперь громоздкие приборы не нужны – достаточно интернета и искусственного интеллекта.
Liga.Tech разбиралась в основных этапах эволюции просмотра эротического контента – от античности до мутоскопов XX века и дипфейков звезд, в частности, Тейлор Свифт.
Дедовский подход
Эротика примерно такая же древняя, как и само искусство. Подходящие мотивы археологи находили даже на наскальных рисунках первобытных людей. В Древнем Египте любили изображать обнаженность или сексуальность в разных формах. Эротические изображения можно найти на стенах гробниц, барельефах храмов и повседневных предметах типа керамики или ювелирных изделий. Часто они использовались в ритуалах, связанных с богиней радости, плодовитости и любви Хатор. Кстати, последняя фигурировала в сериале "Звездные ворота: ЗВ-1" как антагонистка, наделенная способностью обольщать и манипулировать всеми мужчинами.
Литература и искусство античной Греции регулярно исследовали темы любви, желания и секса. По сути, значительная доля проблем в мифах начинается с адюльтеров Зевса со смертными женщинами. Также можно упомянуть поэта и драматурга Аристофана, использовавшего в своих комедиях непристойный юмор и сексуальные намеки. Его коллеги – Сапфо, Анакреонт, Еврипид – тоже обращались к теме физических удовольствий, страсти и одержимости. Сегодня их произведения считаются классикой эротического жанра.
Древний Рим, культура которого во многом была основана на древнегреческой, тоже имел немало эротического содержания. Однако использовалось оно и в сугубо практических целях: фрески с изображением сексуальных сношений украшали стены лупанариев – то есть борделей. Разнообразные сексуальные позы изображались и на монетах, и о их значении до сих пор идут дискуссии среди историков: одни считают, что они использовались для расчета или указывали какую именно услугу хочет получить клиент, другие считают, что такие монеты играли роль флаеров для рекламы заведения.
Во времена Средневековья суровая христианская мораль не терпела эротику. Чтобы избежать церковного ценза, авторам приходилось идти на уловки. Изображение наготы или половых актов в иллюстрациях книг, гобеленах или рисунках обосновывалось их аллегорическим или морализаторским значением.
С наступлением эпохи Ренессанса эротика стала чувствовать себя свободнее. Правда, подавалась она в основном под маской мифологических сюжетов или аллегорий. Микеланджело или Сандро Боттичелли использовали обнаженность и сексуальные намеки в свои шедевры, но делали это очень тонко.
Голые и немые
Общей чертой всех упомянутых эпох является то, что наслаждаться эротическим содержанием в основном могли правители или состоятельные слои населения. Это изменилось только с изобретением печатных станков, позволивших массово производить и распространять памфлеты или изображения с пикантным содержанием.
Однако главным качественным скачком для эротики стало изобретение фотографии. Теперь люди могли любоваться не только нарисованными художниками красавицами, но и формами вполне реальных женщин, согласившихся позировать фотографу. Уже в середине XIX века подпольно создавались и распространялись дагеротипии (первая разновидность фотографий) эротического содержания. Более массовыми фотоснимки с обнаженной натурой стали уже ближе к началу ХХ века.
С кинематографом история повторилась: почти одновременно с фильмами появились и эротические ленты. Относительно самого первого примера "киноклубнички" до сих пор идут споры: наиболее вероятным претендентом считается французская лента Le Coucher de la Mariee ("Невеста идет спать"), снятая в 1896 году. По нынешним стандартам это практически пуританская короткометражка: в течение семи минут невеста снимает с себя многочисленные предметы туалета.
Машина для пин-апа
В 1895 году британский изобретатель Уильям Диксон и его американский коллега Герман Каслер создают и патентуют мутоскоп. Это было устройство для быстрого перелистывания картинок, на которые нужно было смотреть через специальный окуляр. Быстрая смена изображений создавала иллюзию просмотра кино, пусть и на очень короткое время. Барабан устройства вмещал 850 слайдов, чего хватало примерно на минуту хронометража.
Основной недостаток мутоскопа – за один раз смотреть импровизированное кино мог всего один пользователь – быстро стал его главным преимуществом. Определенный элемент интимности сделал его идеальным девайсом для просмотра эротических и фривольных картинок. Хотя пресса и общественное мнение начала века заклеймили мутоскопы как "порочные машины", мужчины были готовы не только платить, но и отстаивать длинные очереди, чтобы посмотреть на голую девушку, вылезающую из ванны или стриптиз девушки, одетой под индейскую скво. Цена зависела от содержания: чем откровеннее, тем дороже. Чтобы лишний раз не раздражать поборников морали, мутоскопы часто размещали в туалетах, барах и других местах, где основной публикой были взрослые мужчины.
Исследователи считают, что именно мутоскопы не только заложили фундамент индустрии эротики и порно на Западе, но и популяризировали такой жанр в художественном искусстве как пин-ап. Почувствовав, куда веет ветер, производитель мутоскопов в начале 40-х начал продавать карты Mutoscope Cards – карты с полуобнаженными барышнями в стильных нарядах.
Особенности использования, а также очень простая и надежная конструкция обеспечили мутоскопам долгую жизнь. В Великобритании они пользовались популярностью до начала 1970-х. Возможно, это продлилось бы еще дольше, но в результате денежной реформы аппараты не принимали новые монеты, поэтому их начали списывать. Некоторым счастливчикам удалось переехать в Данию, которая еще в конце 60-х легализовала порнографию, и прослужить там еще определенное время. Сейчас их можно найти в музеях или частных коллекциях.
От кинотеатров к гостиным
В начале ХХ века в Европе "киноклубничку" можно было посмотреть разве что в борделях. Последние также часто играли роль декораций и были главной кузницей кадров для жанра. В странах, где кварталы красных фонарей были запрещены, производителям приходилось искать исполнителей среди знакомых. Именно с тех пор пошла традиция для актеров, актрис и режиссеров брать себе псевдонимы, чтобы избежать проблем с законом. Для дополнительной конспирации они использовали парики, накладные бороды, грим, маски и часто гротескные костюмы. Существует байка, что однажды американские полицейские выписали ордер на арест "Мистера Стояка".
Подобные фильмы, хоть и снимались в подпольных условиях, все равно часто имели качество исполнения ничем не хуже обычных фильмов. По мнению некоторых исследователей, "клубничку" часто делали профессиональные режиссеры и съемочные команды с целью дополнительно подзаработать. Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что порнографические ленты нередко содержали, хоть и условный и упрощенный, но все же сюжет. Одним из наиболее популярных был о сношении между хозяйкой дома и вломившимся к ней вором. Также еще в эпоху немого кино "клубничка" могла похвастаться достаточно широким спектром тем и жанров: можно было увидеть как обычный секс пары, сцену оральных ласк, так и оргию с участием одетых в монахинь актрис.
Сеансы с "клубничкой" были крайне опасным мероприятием как для организаторов, так и для зрителей. Первые были вынуждены подавать очень завуалированные объявления в газетах, но в основном полагались на "промоутеров". Те искали потенциальных зрителей в барах или прямо на улице и сообщали им время и место ближайшего подпольного показа. Проблема заключалась в том, что с большой долей вероятности можно было попасть на полицейских под прикрытием. Клиенты же могли или нарваться на облаву стражей порядка, или на аферу, когда прокатчики "клубники" просили немного подождать… и убегали с деньгами.
В середине столетия "клубничка" на большом экране начинает выходить из подполья. Появляются грайндхаусы – кинотеатры, специализировавшиеся на демонстрации малобюджетных эксплуатационных фильмов: об оборотнях на службе СС, разборках гангстеров в афроамериканском гетто, нападении монстров или зомби. Одноименный общий проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса в 2007 году являлся их реверансом этому виду кинотеатров.
Для дополнительного заработка такие кинотеатры в 1970-ые выделяли часть сеансов под фильмы для взрослых, причем их наполнение варьировалось от легкой эротики до хардкорной порнографии. Смотреть часто приходилось с минимальными удобствами в сомнительной компании, а в любой момент сеанс мог оборваться из-за облавы полиции. Впрочем, альтернативы до появления VHS не существовало.
Новые технологии
Впоследствии производители "клубнички" будут едва ли не быстрее всего в кинематографе овладевать новыми технологиями, чтобы сделать просмотр максимально комфортным и впечатляющим для своих зрителей. Отсюда и возможность смотреть онлайн, когда стриминги только набирали обороты. Сюда относится поддержка разрешения 4К, 3D (на волне успеха "Аватара" Джеймса Кэмерона) и гарнитур виртуальной реальности. Однако не обошлось и без сомнительных типов координации технологий и "клубнички": первые дипфейки как раз были о наложении лиц публичных людей на актеров взрослого кино.
В конце января по интернету распространились порнографические дипфейки певицы Тейлор Свифт. Исследование компании Graphika показало, что они возникли на форуме 4chan.
Согласно анализу Graphika, дипфейки появились на форуме в начале января, а затем перешли в Telegram, позже – в X, где пришлось заблокировать все поисковые запросы Тейлор Свифт.
В течение недель пользователи форума 4chan пытались найти слова и фразы, которые могли бы обойти фильтры сервисов по генерации изображений на базе Microsoft Designer и OpenAI DALL-E. Конечной целью было создать сексуальные образы известных женщин – певиц и политиков.
На 4chan Свифт стала лишь одной из многих знаменитостей, чьи образы использовались для создания сексуальных или насильственных изображений. Среди прочих – Билли Айлиш, Ариана Гранде и Эмма Уотсон. Эта история – новая для мира, так что законодателям и обществу еще предстоит определиться с отношением к порнодипфейкам. Которые могут сделать жертвой любого человека.