Как дела у майнеров в Украине после краха биткоина. Спойлер-плохо
Несколько лет назад Украину, как и весь мир, захлестнула криптовалютная лихорадка. В некоторые дни цена популярных криптоденег росла не по дням, а буквально по часам.
Как во время золотой лихорадки в девятнадцатом веке, любознательные украинцы ринулись зарабатывать легкие деньги, скупая видеокарты и организовывая майнинговые фермы у себя дома или, например, не совсем легальные в бассейне института Патона.
Некоторое время, пока цена криптовалют росла, майнерам-любителям удавалось неплохо зарабатывать, а владельцы криптовалют стали обеспеченными людьми. Но у каждого ценного пузыря есть время, когда пора сдуваться.
После того как биткоин начал резко дешеветь (чуть больше чем за год - крутое пике с $20 тыс. за монету, до $3,5 тыс.), а его майнинг становился ресурснозатратнее после каждой добытой монеты, от кустарной добычи монет начали отказываться.
Как подсчитали аналитики из JPMorgan Chase & Co, затраты на майнинг одного биткоина в четвертом квартале 2018-го превысила реальную стоимость самой криптовалюты.
Сейчас майнить биткоины продолжают только те компании или энтузиасты, которые как-то сумели решить вопрос недорогой электроэнергии.
LIGA.net решила выяснить, майнит ли еще кто-то в Украине и какая судьба огромного количества так востребованного когда-то железа.
Последние пристанища майнеров: Китай, Иран, Венесуэла и РФ
Как отмечают аналитики JPMorgan Chase & Co, большая часть расходов на майнинг биткоинов связана с оплатой энергии, необходимой для работы огромных, мощных и энергозатратных компьютеров.
Так, в среднем затраты на создание одного биткоина в четвертом квартале 2018 составили $4060. При том, что стоит он сейчас ниже $3500.
Сократить расходы удалось китайцам. Они открывают производство криптовалюты в непосредственной близости от электростанций, заключив с ними соглашения о прямых закупках необходимого ресурса. И тратят на один “биток” около $2400.
Помимо некоторых китайских провинций, все еще выгодно майнить биткоин в Иране, Венесуэле и РФ. Об этом LIGA.net рассказал CEO разработчика блокчейн-решений Birtvi Бека Авалиани.
Его компания майнит биткоин в Грузии. Бека говорит, что из-за нерентабельности все мелкие майнеры приостановили добычу. На грузинском рынке, по его словам, остались только Bitfury и его компания Birtvi, которые смогут пережить стоимость биткоина в $2500.
В целом же майнинг может быть прибыльным при цене электричества до $0.02 за 1 кВт∙ч (около 0,55 грн.), считает учредитель bitcoin-агентства KUNA Михаил Чобанян.
Украинская Мекка майнинга: что с ней
В Украине 1 кВт∙ч стоит в три раза дороже прибыльного уровня - $0,06 (1,68 грн) при потреблении более 100 кВт∙ч в месяц.
Один из пользователей на профильном форуме bits.media сделал примерный подсчет. Если использовать майнер Asic S9, который зарабатывает 0.00055095 BTC или 52,5 грн (по курсу 30.01.2019) и потребляет около 45 грн электроэнергии в сутки с учетом ночного тарифа, можно зарабатывать примерно 7 грн в день.
Еще один участник форума написал, что майнить на Asic не очень рентабельно. Его окупаемость составляет больше 2-3 лет. К тому же, технику нужно обновлять.
“Если вы покупаете Asic, готовьтесь, что вам постоянно нужно будет инвестировать. Потому что выход новых Asic нивелирует ваше преимущество”, - добавляет украинский майнер, пожелавший остаться анонимным.
Золотая лихорадка современности
Майнинг в краткосрочной перспективе никогда не был золотой жилой, но об этом мало кто говорит, отмечает независимый эксперт и со-основатель Bitcoin Foundation Ukraine Максим Крупышев.
“Продавцам оборудования важно, чтобы вы думали обратное, а неудачливым инвесторам говорить стыдно. Майнинг - это романтика. Его прибыльность зависит от количества майнеров, цены валюты и позиции в 4-х годичном цикле”, - отмечает он.
По его словам, на сегодняшний день самые удачливые майнеры - те, кто намайнил, дождался роста цены и продал. Майнят те, у кого есть возможность быстро получать доступ к новейшим железкам и дешевой энергии, а остальные - жертвы рекламы, отмечает эксперт.
Но есть еще один момент. В день в мире добывается 1800 монет биткоина, и на это никак не влияет количество и качество майнеров. Поэтому чем меньше майнеров, тем больше можно заработать.
Что же делать украинским майнерам?
Как рассказывает Максим Крупышев, оборудование, которым сейчас майнят биткоин, имеет специальные чипы для хеширования sha256 ASIC (Application-Specific Integrated Circuit). Их особенность в том, что эти чипы, по сути, кроме хеширования sha256, не умеют ничего другого. То есть и применить их для других целей (а значит и продать) очень сложно.
“С видеокартами GPU майнинг такая же тема, но они более ликвидны на вторичном рынке”, - отмечает эксперт.
“Многие продают технику, многие просто выключили и ждут, когда цена вырастет”, - описывает украинские реалии Михаил Чобанян.