Вышел "Аквамен". Вспоминаем, как DC отстала от Marvel и рассмешила зрителей спецэффектами
На днях вышла в прокат лента "Аквамен и потерянное королевство", которая подвела черту под киновселенной DC Comics в ее нынешнем виде. Далее франшизу ждет перезапуск под наблюдением Джеймса Ганна, первый раздел которого получил подзаголовок "Боги и монстры".
Итак, есть хороший повод вспомнить историю создания этого проекта и проанализировать его основные успехи и промахи. Об уникальности видения Зака Снайдера, вреде сомнений и силе зрительского слова – в материале Liga.Tech.
Все, везде и сразу
Премьера в 2012 году ленты "Мстители" открыла новую страницу в истории Голливуда. Ранее кассовыми рекордсменами становились фильмы, которые либо поражали всех своим размахом ("Титаник", "Властелин колец: Возвращение короля"), либо новаторством в техническом аспекте ("Звездные войны: Новая надежда", "Аватар"). Блокбастер Marvel показал, что для сборов в $1,5 млрд иногда достаточно сделать кроссовер популярных персонажей, некоторые из которых раньше имели сольные фильмы.
Можно только представить, какую в это время фрустрацию ощущали в офисах Warner Bros и DC Comics. Именно последняя впервые воплотила на страницах комиксов концепт общих приключений разных героев собственных серий – первый выпуск "Лиги справедливости" вышел еще в 1960 году, а Marvel представила "Мстителей" только через три года.
Интересно, что "Лига справедливости" имела все шансы первой получить киноверсию на большом экране. Разработка фильма началась еще в 2007 году, а режиссером должен был стать постановщик "Безумного Макса" Джордж Миллер. Лента должна была запустить франшизу фильмов, однако из-за масштабной забастовки сценаристов и отказа правительства Австралии, где планировались съемки, предоставить налоговые льготы, старт съемок забуксовал.
После громкого успеха "Темного рыцаря", собравшего в мире $1 млрд, в WB отказались от идеи кроссовера в пользу сольных фильмов. Однако "Мстители" заставили их в очередной раз менять стратегию: "Человек из стали" трансформировался из очередного перезапуска истории беженца из Криптона в пролог к киновселенной, поэтому в него добавили намеки на других супергероев DC Comics. Само собой, что с проекта "Лиги справедливости" тут же смахнули пыль.
Зак Снайдер, до этого имевший реноме режиссера-визионера, был назначен не только постановщиком, но и творческим руководителем всего проекта DC Extended Universe (DCEU). То есть именно его стоит благодарить за приглашение на роль Чудо-женщины Галь Гадот. Актриса уже собиралась завязывать с Голливудом и решила, что это будет ее последнее прослушивание здесь, о чем она сообщила Снайдеру. Он понял, что это и есть та самая Диана Принс, которую он искал.
Интересная история случилась и с кастингом Аквамена. Первоначально Джейсон Момоа пришел прослушиваться на роль Бэтмена. Однако Снайдер решил, что с учетом происхождения актера (его отец коренной гаваец) из него выйдет прекрасный Аквамен. Это шло вразрез с образом персонажа в комиксах, где правитель Атлантиды изображался голубоглазым блондином. Решение не понравилось как фанатам, так и отдельным членам менеджмента WB, но режиссер был непреклонен.
Видение супергеройских кинокомиксов у Зака Снайдера разительно отличалось от его визави Кевина Файги. Marvel делала ставку на развлекательные блокбастеры-аттракционы для всей семьи, которые строились на концепте: немного экспозиции – экшен-сцена – шутка для разрядки – и так по кругу. Снайдер же собирался делать ставку на мрачный тон, эпичность, разнообразные ссылки на Библию и не только на нее. Однако DCEU явно хотела показать, что фильмы о людях в плащах могут не просто развлекать, но и затрагивать серьезные вопросы.
"Человек из стали" при бюджете в $225 млн собрал в прокате почти $670 млн, что было неплохим результатом для первого фильма франшизы. С подачи WB его сиквел превратился в кроссовер "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" ("БпС"). Причем план был не просто показать в одном фильме двух самых культовых героев DC (что само по себе было непростой задачей), но и представить зрителям Чудо-женщину и остальных участников Лиги Справедливости. То есть в руководстве киностудии стремились всего за два фильма сделать то, на что у Marvel ушло пять – построить фундамент для своей киновселенной.
Вдобавок к форсированию событий, "БпС" еще и досталось от стремления оптимизировать хронометраж. В прокат была отправлена 152-минутная версия, страдавшая сумбурностью сюжета. Это, в свою очередь, привело к тому, что некоторые запланированные в сценарии драматические повороты не то что не работали, но даже вызывали смех у аудитории. Интересно, что после выпуска режиссерской версии, которая была на полчаса длиннее, впечатление многих зрителей о фильме сменилось более положительным.
Одна лига, два режиссера
По официальной версии для СМИ, Зак Снайдер покинул съемочную площадку "Лиги Справедливости" из-за семейной трагедии – его дочь Отем покончила с собой. Однако позже, со слов разнообразных инсайдеров, стала известна несколько иная картина событий. Когда стало ясно, что БпС не дотянет до желаемых кассовых показателей, в руководстве WB усомнились в выбранном Снайдером творческом курсе. И если на первых порах режиссеру удавалось отстаивать свое видение, то после смерти дочери сил для этого просто не осталось.
Завершить съемки поручили Джоссу Видону, и откровенно говоря худшей кандидатуре трудно было найти. Конечно, Видон – хороший режиссер и сценарист и прекрасно умеет работать с историями о командных приключениях. Его "Баффи – истребительница вампиров", "Энджел" и "Светляк" ставили в центр истории ансамбли харизматичных героев и непростые отношения между ними. Также Видон считается мастером иронических и остроумных диалогов. Поэтому понятно, почему его позвали ставить первых "Мстителей". Однако "Лига" задумывалась Снайдером как мрачный эпос о противостоянии богоподобных героев с космогоничными монстрами из других миров. Поручать досъемку такой ленты Видону – все равно, что позвать Терри Пратчетта дописывать сагу "Песнь льда и пламени".
Последствия такой замены коня на переправе были катастрофическими: самый дорогой фильм DCEU (с учетом пересъемок бюджет составил более $300 млн) показал худшие кассовые сборы по франшизе на тот момент. Зрители активно обсуждали не постановку или сюжет, а "усы" Генри Кавилла. Дело в том, что актер уже должен был сниматься в новой части "Миссия невыполнима" и по условиям контракта его лицо должны были украшать усы. Поскольку усатый Супермен выглядел бы слишком постмодерно, актера решили побрить с помощью компьютерной графики. Получилось настолько криво, что интернет сразу отозвался массой тематических мем и шуток.
Интересно, что от резкой смены пострадал и другой кроссовер DCEU – "Отряд самоубийц" (ОС). На первых порах Дэвид Эйр задумывал его как мрачную почти военную драму в духе классической ленты "Грязная дюжина". После БпС фильм отправили на дополнительные съемки, чтобы сделать его веселее. Тем не менее финальный результат им не понравился, и ленту еще несколько раз перемонтировали, причем иногда этим занимались несколько монтажеров одновременно. Все эти сложности сказались на качестве ленты и привели к прохладной критике. Однако в прокате первый кроссовер о команде антигероев заработал почти $750 млн, что было достаточно прилично.
Почти сразу после выхода "Лиги" Видона начала набирать обороты кампания #ReleaseSnyderCut. Она достигла насколько мощного размаха, что произошло невиданное для Голливуда: большая студия уступила зрителям и выпустила еще одну версию своего же фильма, де-факто признав промах идеи приглашения Видона. Снайдеру не просто дали возможность смонтировать фильм, но и выделили $30-40 млн на дополнительные съемки.
Корабль без штурвала и капитана
Можно по-разному относиться к видению Зака Снайдера, но по крайней мере оно было. После вынужденной отставки творческого руководителя DCEU начала стремительно погружаться в хаос из-за отчаянного желания WB оседлать тренды и достучаться до максимально широкой аудитории.
Зрители жалуются, что фильмы DC слишком мрачны и серьезны? Вот вам очень "марвеловский" и подростковый "Шазам!". Аудитории понравился персонаж Марго Робби в "Отряде самоубийц" и феминистический мотив в первой "Чудо-женщине"? Выпускаем сольный фильм об эмансипации Харли Квинн, в котором выкручиваем тему феминизма до полного абсурда. После "Очень странных дел" появляется повсеместная мода на американские 80-е? Делаем в этом же сеттинге сиквел "Чудо-женщины" и возвращаем идиотским способом героя Криса Пайна, потому что у них с Галь Гадот была хорошая экранная "химия" в оригинале. Лучше всего хаос в главных офисах DC Comics и Warner Bros иллюстрируют почти два десятка отмененных или отложенных проектов, самым известным из которых стали "Готемские сирены" и "Бэтгерл".
Параллельно с этим кассовые сборы просели так, что ленты времен Снайдера теперь выглядят безоговорочными коммерческими тяжеловесами. Апогеем этого стал текущий год – "Шазам: Ярость богов", "Флэш" и "Синий жук" с треском провалились в прокате. Лента о Барри Аллене точно запомнилась зрителям чрезмерным использованием компьютерной графики и многочисленными аллюзиями на ранние фильмы DC, включая нереализованного "Супермена" с Николасом Кейджем.
Едва ли не единственным удачным шагом DCEU в постснайдеровскую эпоху было приглашение Джеймса Анна на постановку сиквела ОС. "Миссия навылет" показала себя одной из самых интересных и цельных лент всей франшизы. Теперь интересно, как Ганн покажет себя в качестве творческого руководителя киновселенной. Тем более, что у него есть дополнительная мотивация превзойти Marvel после истории с его отставкой со съемок третьих "Сторожевых галактики".