Содержание:
  1. Пятилетний план и долгие поиски дома 
  2. Эпический роман на экране
  3. CGI и другие способы сэкономить
  4. Финал с препятствиями и попытка вернуться

14 августа состоялась премьера анимационного фильма во вселенной "Вавилона-5" с красноречивым названием "Дорога домой". Это просто разовое событие в честь 30-летия выхода пилота оригинального сериала, или подготовка аудитории к потенциальному перезапуску – покажет только время.

В любом случае есть хороший повод вспомнить оригинальный "Вавилон-5", который стал любимой космооперой для миллионов зрителей по всему миру. Что помогло сериалу выделиться среди конкурентов, как он опередил свое время в плане технологий и подхода к нарративу, но не смог стать ядром популярной франшизы – в материале Liga.Tech.

Пятилетний план и долгие поиски дома 

Демиургом сериала стал американский сценарист и писатель польского происхождения Джозеф Майкл Стражински. Он начал работу на ТВ в 1983 году и успел поработать как над многими известными фантастическими сериалами вроде "Хи-Мэн и обладатели Вселенной", "Ши-Ра и принцессы могущества" и "Сумеречная зона", так и над криминальными – "Она написала" убийство", "Уокер, техасский рейнджер", "Джейк и Толстяк".

Во время работы над анимационным сериалом "Капитан Пауэр и солдаты будущего" Стражински познакомился с продюсерами Дагом Неттером и Джоном Коуплендом, которым предложил идею нового сериала в жанре космической оперы. Обычно в таких случаях шоураннер предлагает черновик, в котором описываются главные действующие лица, завязка сюжета и синопсис первых серий. Однако Стражински пошел еще дальше – у него на руках уже была полностью готовая история сериала с прологом, кульминацией и финалом.

Создатель придерживался истории на протяжении всех пяти сезонов (такое количество тоже было задумано с самого начала), хотя с поправкой на изменения в актерском составе или производственных проблем.

Обычно над сериалами работает целая команда сценаристов, однако "Вавилон-5" стал первым примером чисто авторского сериала: Стражински написал сценарии к 91 из 110 эпизодов.

Вышеупомянутая троица и продюсер Эван Томпсон, вооружившись сценарием пилота, черновиком и набором концепт-артов, стали обивать пороги различных каналов и телесетей. Однако все – и старожилы типа CBS, и новые того времени HBO и FOX Network – задвинули проект.

"Продать" сериал было сложно по двум причинам. Во-первых, производство фантастических сериалов стоит значительно дороже полицейских или медицинских, а их потенциальная аудитория значительно меньше. Во-вторых, боссы ТВ опасались конкуренции на одном поле со "Стар Треком", считавшимся безоговорочным лидером в жанре космооперы.

В конце концов решилась рискнуть телевизионная сеть Warner Bros, которая закупила "Вавилон-5" для своего канала Prime Time Entertainment Network, который как раз запускался в 1993 году.

Источник: TMDB

Эпический роман на экране

Уже на уровне концепции "Вавилон-5" был полным антиподом "Стар Трека". Если последний рассказывал о путешествиях космического корабля по неизвестному космосу, то все действие сериала Стражински, за небольшим исключением, разворачивалась на одноименной космической станции.

Вместо исследования новых планет или космических аномалий "Вавилон-5"делал акцент на темах политики, дипломатии, религии, любви и социума. Джин Роденберри (автор "Стар Трека") рисовал будущее в оптимистическом, даже утопическом ключе, а вот Стражински считал, что с технологическим прогрессом пороки людей вроде алчности или ксенофобии никуда не денутся. Причем им подвластны и представители инопланетных рас.

Оба сериала придерживались структуры "один эпизод – одна история". Тем не менее "Вавилон-5" предлагал более связную и сложную историю с большим количеством тем и сквозными сюжетными арками, которые могли занимать несколько сезонов. Большое внимание уделялось развитию основных персонажей. Это были член экипажа станции и послы разных рас и их окружения. Фишкой сериала было то, что главный герой одной серии мог быть второстепенным или вообще не появляться в следующей.

Словом, Стражински стремился создать телевизионный аналог "Дюны" Фрэнка Герберта, "Основания" Айзека Азимова и других классических фантастических эпопей.

CGI и другие способы сэкономить

Не последнюю роль в том, что Warner Bros дала зеленый свет и продержала "Вавилон-5" в эфире пять лет, сыграло умение авторов и съемочной команды уменьшать производственные затраты достаточно креативным способом. Чего только стоит такой важный элемент космоопер, как визуализация звездолетов и битвы между ними.

Основным методом кинофантастики в те годы было создание больших моделей космических кораблей, снимавшихся под разными ракурсами камер с технологией управления движением. Моду на него ввел Джордж Лукас после первого эпизода "Звездных войн" в конце 70-х. Этот метод был надежным, но дорогостоящим: например, для взрыва звездолета пиротехникам приходилось уничтожать и его модель. И если дубль не удавался, приходилось делать еще одну модель и повторять все.

Поэтому "Вавилон-5" стал одним из первых фантастических проектов, использовавших компьютерную графику с целью экономии бюджета. С ее помощью были нарисованы не только сама станция и многочисленные космические корабли разных рас. Она и использовалась для некоторых декораций.

Хотя графика "Вавилона-5" относительно быстро устарела, в свое время она была крайне инновационной. И если сцена с уничтожением корабля или боя не нравилась режиссеру, специалисты по графике уже через несколько часов могли предложить другой вариант. Проще было и придумывать новые модели звездолетов: можно было взять за основу уже готовый 3D-макет и немного его переработать. Уже после трех сезонов команду Foundation Imaging к себе переманила Paramount для работы над "Звездным путём".

Источник: TMDB

Визуальными эффектами дело не ограничилось. Вместо съемок в павильонах Warner Bros авторы сериала создали собственную студию на территории бывшего завода по производству джакузи недалеко от Лос-Анджелеса. Это позволяло хранить больше наборов декораций и тратить меньше времени и средств на их установку.

В ходе съемок старались не злоупотреблять дублями. Вместо привычного для драматических сериалов графика в восемь съемочных дней по 14 часов в один эпизод В5 использовал подход в 7 съемочных дней по 12 часов. Это сбавляло усталость и помогало держать настроение команды на высоком уровне.

Помогал и тот факт, что Стражински уже имел "в голове" полную историю своего детища. В то время как большинство сериалов частенько страдали переписыванием сценариев накануне, а то и посреди процесса производства, шоураннер "Вавилона-5" выдавал окончательный вариант за несколько недель до начала съемок. Благодаря этому съемочной команде очень редко приходилось тратить свое время на декорации и реквизит для сцен, не попадавших в финальный монтаж серии.

Костюмы для массовки или побочных персонажей закупались в обычных магазинах, после чего над ними "колдовали" костюмеры. Именно поэтому мода в сериале выглядит не слишком футуристично.

Также "Вавилон-5" стал одним из первых сериалов, использовавших интернет для продвижения. Шоураннер регулярно посещал различные онлайн-форумы (Facebook, Twitter и другие соцсети появятся позже), где рекламировал сериал и общался со зрителями, отвечал на их вопросы и подогревал интерес тизерами будущих эпизодов.

Финал с препятствиями и попытка вернуться

К моменту начала работы над четвертым сезоном канал PTEN страдал от значительного падения рейтингов. Не было никаких гарантий, что Стражински дадут снять запланированный пятый сезон. Испытывать Фортуну с возможным переездом на другую площадку шоураннер не захотел, потому принял решение завершить основные сюжетные линии уже в четвертом сезоне.

Справился с этой задачей Стражински прекрасно: после крушения с финальным сезоном "Игры престолов" его космооперу зрители частенько упоминали как пример грамотного завершения эпической фантастической истории.

PTEN действительно закрылся в 1997 году, но рейтинги четвертого сезона были настолько хорошими, что Warner Bros заказал и пятый сезон, который показали на TNT – их дочернем канале. Хотя у Стражински и были истории для него, последний сезон напоминал неспешный эпилог и заготовку под потенциальные спинофы.

Первый под заголовком "Крестовый поход" начал выходить уже в следующем году, но был закрыт еще до конца полного сезона. Потом было еще несколько фильмов, однако в полноценную медиафраншизу "Вавилон-5" так и не превратился. Тогда ТВ еще не было готово к столь сложным драматическим историям в фантастике. Да и не было стриминга, чтобы оперативно все наверстать. Однако сейчас у В5 есть все шансы на триумфальное возвращение.