Содержание:
  1. Небесный дворец без NASA
  2. Новая космическая гонка
  3. Космический игрок без правил и технологий

Владения человечества на околоземной орбите в этом году официально удвоились в размерах. 31 октября Китай запустил последнюю часть своей космической станции "Тяньгун" ("Небесный дворец") – ее строительство, продолжавшееся с 2021 года, завершилось.

Китай сейчас очень быстро проходит космический путь, который другие страны преодолели за десятилетия. Собственная орбитальная станция, планы на высадку на Луне – может показаться, что Китай скоро станет первым космическим государством, потеснив США, Европу и Россию, уже выбывшую из гонки.

Liga.Tech исследовала космический путь Китая и спросила украинского эксперта по космическим вопросам, угрожает ли человечеству китайское господство в космосе.

Небесный дворец без NASA

"Тяньгун" – значительное достижение для китайской космической программы. У нее серьезные планы – строительство базы для людей на Луне, запуск лунохода, отправка новых посадочных и орбитальных модулей на Марс. Китайская станция стала первой космической соседкой Международной космической станции (МКС) после вывода с орбиты российской станции "Мир" в 2001 году.

18-метровый лабораторный модуль под названием "Меньтян" ("Небесная мечта") позволяет проводить различные научные эксперименты. Экипаж станции теперь расширяется до шести человек. Сейчас на ней находятся трое тайконавтов (китайское название астронавтов), включая командира Чен Донг.

Построить свою космическую станцию Китай смог довольно быстро. Хотя подготовка к созданию орбитальной станции началась еще в 2011 году, включая запуск тестовых версий, КНР понадобилось всего полтора года для строительства "Тяньгун". Основной модуль "Тяньхэ" был запущен в апреле 2021, первые тайконавты прибыли на станцию в июне того же года. Следующий модуль вышел на орбиту в июле 2022-го, последний – этой осенью.

Фото: EPA

"Тяньгун" – это Т-образная станция с двумя лабораторными модулями, соединенными с ядром, похожая по размеру на "Мир", выведенную в 80-х. В то же время китайская станция меньше МКС.

В дальнейшем на станции могут запустить роботизированный телескоп. Впрочем, "Тяньгун" вряд ли станет больше по размеру – ее платформа имеет ограничения в площади, управлении энергопотреблением и удалении отработанного тепла.

Как и в случае с МКС, китайская станция сможет стать площадкой для проверки научных экспериментов для разных стран. А впоследствии – и для отправки астронавтов. Уже сейчас на станцию доставлен экспериментальный стенд из Саудовской Аравии, а европейские ученые предлагают еще ряд.

Но, в отличие от МКС, китайская станция не будет зависеть от агентств и компаний из других стран. Ее основная цель – демонстрировать космическое лидерство Китая.

Точно известно, что NASA не будет партнером китайской космической программы. Американскому агентству запрещено сотрудничать с Китаем по так называемой поправке Вольфа, которую Конгресс принял в 2011 году. Это значительное отличие со времен холодной войны, когда США сотрудничали в космосе с Советским Союзом. Впрочем, в условиях новой войны NASA все же продолжает сотрудничество с Роскосмосом.

Читайте также

Ожидается, что Россия не будет играть большую роль в проекте "Тяньгун". Новый глава Роскосмоса Юрий Борисов ранее в этом году объявил, что РФ запустит модули для своей новой станции уже в 2028 году, хотя это вряд ли произойдет – у России нет ресурсов.

Новая космическая гонка

На протяжении всей истории исследования космоса и пилотируемых полетов в этой сфере доминировали США с союзниками – Европой, Канадой, Японией – и СССР. Российская космонавтика в последнее время пришла в упадок, а развязанная Россией война еще больше ускорила это падение.

"После удачных миссий за пределы околоземного космического пространства, – сначала на обратную сторону Луны, а затем "укрощение" Марса с первой попытки, – в Китае пошли разговоры о 2040-2042 годах, когда страна выйдет вперед в космической гонке", – говорит Андрей Колесник, украинский независимый эксперт по космическим вопросам.

Но эта гонка, по мнению эксперта, носит иной характер, чем это происходило в начале космической эры между США и СССР. Если тогда каждой стороне было важно застолбить первенство в любых номинациях, то сейчас этого добивается лишь догоняющая сторона.

Фото: EPA

США уже давно перешли к стадии освоения новых миров. Это поможет Штатам получить новые знания, развернуть постоянное присутствие научно-технических миссий, говорит Колесник. А дальше – экспедиции на поверхность небесных тел уже под конкретные задачи.

Китай же продолжает, в основном, повторять достижения других в одних случаях или даже достигает того, что еще не делали те вообще. Например, луноход на обратной стороне Луны. 

Это происходит, в том числе, благодаря применению новейших материалов, развитию космической микроэлектроники, совершенствованию технологических решений, объясняет специалист. В результате уменьшается вес и габариты космической техники, увеличивается производительность бортовых систем космических аппаратов.

"Благодаря миниатюризации китайским космическим инженерам удается запихнуть в космический аппарат гораздо больше научных приборов и с на порядок лучшими характеристиками, чем те, которые были у конкурентов-предшественников 20-30 лет назад", – отмечает Андрей Колесник.

Космический игрок без правил и технологий

Завершение строительства "Тяньгун" означает, что Китай уже – полноценный космический игрок. И теперь должен соблюдать определенные космические правила, в частности, по утилизации космического мусора. Но КНР пока игнорирует это, сбрасывая ступени своих ракет с орбиты в свободное падение на Землю. В то время, когда другие космические игроки либо создают многоразовые космические аппараты, либо пытаются приземлить ступени в океан.

Читайте также

"Дальнейшие планы Китая неожиданно уткнулись в стену под названием "сверхтяжелая ракета-носитель", – говорит эксперт. КНР смогла относительно быстро создать тяжелую ракету-носитель "Чанчжэн-5Б", которая обеспечивала запуски модулей станции "Тяньгун". Но оказалось, что просто масштабировать ракету-носитель от меньшей мощности до большей – невозможно, и эта проблема резко увеличивает сроки разработки новых космических программ.

Фото: EPA

Без такой ракеты невозможно будет высадить тайконавтов на поверхность Луны, работать над миссиями для исследований внешней части Солнечной системы.

Андрей Колесник не верит, что Китаю удастся обогнать США в высадке на Луну (для NASA – уже не первой) и в использовании компактных ядерных реакторов на космических кораблях.

"Тот, кто первым практически совершит этот технологический скачок, надолго получит преимущества в космическом противостоянии. И почему-то не верится, что Китай здесь станет лидером, учитывая объем наработок и пройденный непростой путь американцами по созданию соответствующих прототипов", – делает вывод эксперт по космическим вопросам.