Компьютеры на аудиокассетах. Как это было? Легендарный Spectrum и его львовский клон
Сложно поверить, что в качестве внешнего накопителя для компьютера можно использовать обычный магнитофон с аудиокассетами, на которые записывались игры. В качестве экрана использовался обычный телевизор.
ZX Spectrum был одним из первых доступных компов начинающих ИТшников в Европе и СССР в конце 80-ых.
Звук с кассет компьютер интерпретировал как последовательность битов. Они загружались в память. Кстати, программы можно было просто записать на кассету в специальных радиопередачах. Послушал радио - скачал игру. Фантастика!
Программы также печатались в спецжурналах в виде исходного кода. Потом он набирался на клавиатуре и сохранялся на кассете.
Первые компьютеры для развлечений, а не выполнения сложных задач придумала компания Sinclair Radionics, основанная в 1961 году британцем Клайвом Синклейром.
История появления ZX Spectrum
Все началось во второй половине семидесятых, когда инженер Джим Вествуд взялся за проект недорогого бытового компьютера.
В 1980 году увидел свет первый ZX80, предшественник ZX Spectrum. Это был первый компьютер, стоимость которого не превышала 100 фунтов стерлингов. ZX80 продавались и в виде набора “собери сам”. Эта версия стоила еще дешевле - 79,95 фунтов.
Низкая цена - примитивные комплектующие.
Центральный процессор - Zilog Z80 с частотой 3,25 МГц производства NEC. Он требовал меньшее количество микросхем логики. Объем оперативки - 1 Кбайт. Была возможность установить дополнительно до 16 Кбайт оперативки в виде карт расширения. Объем ПЗУ составлял 4 Кбайт со вшитым языком программирования Sinclair BASIC.
У ZX80 не было видеоконтроллера. Очень существенным минусом такого подхода стало то, что ZX80 показывал изображение только в те моменты, когда не был занят выполнением программы.
В 1981 появилось следующее поколение - ZX81. Он стоил еще дешевле - 49,95 фунтов стерлингов при самостоятельной сборки. Приходит по почте - собираешь дома. Готовый компьютер - 69,99 фунтов.
В новой модели практически все осталось прежним. Оперативка - 1 Кбайт. Объем ПЗУ вырос до 8 Кбайт. Встроенный язык Sinclair BASIC получил поддержку арифметики с плавающей запятой.
Очень большим недостатком первых двух ZX было то, что они не работали с цветными изображениями. Но бум на цветные телевизоры в начале восьмидесятых вынудил производителя таки научится работать с цветом - появился графический контроллер.
В 1982 году появляется настоящий хит - ZX Spectrum. В названии был намек - она “цветная”.
Аппаратной часть ZX Spectrum очень порадовала пользователей. Центральный процессор - по-прежнему Zilog Z80A, но уже с частотой 3,5 МГц. Объем оперативки и встроенной памяти вырос до 16 Кбайт каждый. Была верия и с 48 Кбайт оперативки.
Видеорежим получил разрешение 256x192 точек и 8 цветов. Два уровня яркости. Появился даже вывод однобитного звука через встроенную пищалку.
Версия с 16 Кбайт стоила 125 фунтов. 48 Кбайт - 175 фунтов стерлингов. Позже цены были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.
В июне 1984 года появилась модифицированная версия - компьютер ZX Spectrum+. В нем уже было не менее 48 Кбайт оперативной памяти.
В 1986 году все права на бренд и компьютеры Spectrum перешли к компании Amstrad. Новые модели Spectrum шли с приставками +2, +3, +2А, +2В. По железу компьютеры Amstrad особо не отличались. ZX Spectrum +2 уже получил встроенный кассетный магнитофон Datacoder. А в ZX Spectrum +3 он был заменен на флоппи-дисковод.
Наши клоны
В СССР начали пытаться клонировать Spectrum. И, кстати, первым клоном стал компьютер, разработанный в Львовском политехническом институте в 1985 году.
Скопировали дизайн машины, но заменили почти все на отечественные комплектующие. Львовский дизайн впоследствии лег в основу других клонов. Компьютеры Пентагон-48 и Москва-48 использовали украинскую схему. В начале 90-х клоны ZX Spectrum собирали даже в радиокружках.
Какие были игры
Во время этапа становления ZX с 1982 по 1984 годы начинают появляться первые создатели программ. Крупных компаний не было. Созданием приложений занимались небольшие конторы или энтузиасты. Почти все ПО (80%) - это игры. Но очень примитивные.
Но во второй половине 80-ых к бизнесу начали подтягиваться более крупные компании. В 1987 году вышла популярная игра Driller, основанная на 3D-движке Freescape.
А вот как, например, выглядела стрелялка
Закат игровой платформы XZ пришелся на начало 90-ых. Ее вытеснили более современные платформы.