Содержание:
  1. Зачем Украине майнеры криптовалют
  2. Кто хочет майнить криптовалюту в Украине
  3. Techiia 
  4. Bitfury
  5. H2
  6. Hotmine
  7. Выгорит ли идея?

Из-за пандемии COVID-19 криптовалюты поймали второе дыхание. Bitcoin колеблется около отметки $60 000 и решительно не падает. В него вложились известные фонды, его признал Mastercard, а Tesla продает за него свои машины. 

На этом фоне инвестиции в майнинг криптовалют могут показаться хорошей идеей. Если бы не технические нюансы: каждые четыре года добывать Bitcoin сложнее и энергозатратней. В 2019 году, по данным Кембриджского университета, майнеры криптовалюты потребили около 132 ГВт-ч электроэнергии. Это соизмеримо с годовым потреблением Швеции, Украины и Аргентины. 

Как сэкономить? Майнить Bitcoin на электростанциях. Подобная практика широко используется во многих странах мира, включая США, Россию и Китай. Их список может пополнить Украина.   

Кто собирается добывать криптовалюту на электростанциях и есть ли шансы, что Украина станет европейским центром майнинга Bitcoin? 

Зачем Украине майнеры криптовалют

Нетрадиционный для энергетики статус майнеров уже получили российский госконцерн Росатом, американская энергетическая компания Greenidge Generation и десятки гидроэлектростанций в Китае.

Как эта идея добралась до Украины? Помог энергетический кризис. Впервые о строительстве дата-центров на территории атомных электростанций Энергоатома заговорили в мае 2020 года. Тогда Минэнерго, на фоне массовых остановок угольных шахт, ограничило производство на атомных энергоблоках. 

Автор идеи – бывшая и.о. министра энергетики Ольга Буславец. С помощью дата-центров министерство планировало загрузить энергоблоки четырех АЭС и сглаживать резкие колебания энергопотребления. 

Читайте также: Кабмин "отключил" энергоблоки АЭС, Энергоатому предлагают майнить биткоины. Это реально?

"Современное оборудование (так называемые ASIC-майнеры. – Ред.) может включаться и выключаться в минуту. Майнингом можно сглаживать любые колебания потребления и генерации", – объясняет Алексей Мушак, советник по экономике бывшего премьер-министра Алексея Гончарука.

Кроме того, майнинг криптовалют позволит Энергоатому расширить рынки сбыта. Это неплохо, особенно на фоне 4,8 млрд грн убытка за 2020 год.

Возможно поэтому строительство ЦОД (Центров обработки данных) на АЭС стоит первым в списке приоритетных проектов Кабинета министров до 2023 года.  

История. У Украины есть серьезный бэкграунд в майнинге криптовалюты. По словам Мушака, до 2014 года Украина занимала около 30% рынка добычи Bitcoin. Более 50% всех операций с Bitcoin в мире обрабатывал майнинг-пул GHash.IO, созданный украинской командой. 

Однако с тех пор, несмотря на две попытки законодательно урегулировать в Украине добычу криптовалюты, майнинг-индустрия угасла. Одной из причин упадка Мушак называет действия СБУ, которая "воспринимала крипту финансированием терроризма". 

Покинув Украину, по данным бывшего советника Гончарука, майнинговые фермы из Украины перерегистрировались или переехали в другие государства – Канаду, Грузию, Финляндию и т.д..

Сейчас, согласно данным Кембриджского университета, наибольший игрок на рынке майнинга криптовалюты – Китай с 65% долей. Далее идут США (7,24%), Россия (6,9%), Казахстан (6,2%) и Малайзия (4,3%).

Кто хочет майнить криптовалюту в Украине

Начиная с августа 2020 года Минцифры и Энергоатом подписали четыре меморандума на строительство дата-центров – с Microsoft, украинской компанией H2, технологическим холдингом Techiia и майнинговой компанией Bitfury. Общий объем заявленных инвестиций – $2,2 млрд.

Единственный нюанс – не каждый из них позиционирует свои проекты как майнерские. Прямо об этом заявляет только один претендент – проект Олеся Слободенюка, CEO компании Hotmine, которая производит оборудование для добычи криптовалюты.

Все остальные говорят о создании вычислительных ЦОД под запросы клиентов, которые могут использоваться для обработки видео и спецэффектов, работы нейросетей. И в том числе майнинга, если захотят клиенты.

Что известно об этих компаниях и чего они хотят от государства?

Techiia 

Основатели компании Олег Крот и Юрий Лазебников вынашивали проект более двух лет. В октябре 2020 года Techiia и Министерство цифровой трансформации подписали меморандум о взаимопонимании. Документ декларировал: Techiia построит возле одной из украинских АЭС дата-центр мощностью 500 МВт. Стоимость проекта – $1 млрд.

В эту сумму входит возведение дата-центра и всей необходимой инфраструктуры для проживания и отдыха сотрудников.

Чем будет заниматься этот дата-центр? В качестве клиентов Techiia рассчитывает привлечь всех, кому нужны большие вычислительные мощности для 3D-рендеринга, нейросетей и т.д.. При этом в компании не исключают, что их дата-центр не будет использовать майнеры.

Министр цифровой трансформации Михаил Федоров – главный союзник холдинга по проекту со стороны государства. После подписания меморандума он публично пообещал стать инвестняней Techiia и помочь открыть все двери украинской бюрократии.

Пока безуспешно.

Михаил Федоров (второй слева), Юрий Лазебников и Александр Борняков (фото: Минцифры)

Techiia рассчитывала на принятие законопроекта №3199, который позволил бы ей покупать у Энергоатома электроэнергию на льготных условиях. Этот документ, после принятия в первом чтении в июле 2020-го, не поддержал энергетический комитет Верховной Рады.

С тех пор проект закона не выносился на голосование.

Могут ли быть другие варианты? По данным высокопоставленного собеседника LIGA.net в Энергоатоме, из-за пробуксовки в Раде, в Кабинете министров возникла новая идея: создать между Techiia и Энергоатомом СП.

"Энергоатом дает электроэнергию, а Techiia – оборудование", – уточняет собеседник возможные принципы партнерства между компаниями. Единственный нюанс – по закону, этот формат реализовать пока невозможно. Не исключено, что это временное препятствие, так как в этом могут быть заинтересованы и другие претенденты.

Законопроект №3199 тоже пока окончательно не похоронили. По словам министра цифровых технологий Михаила Федорова, его могут повторно рассмотреть в парламенте осенью. Крайний вариант – принимать решение через Кабмин.

"Мы не хотим превышать свои полномочия и формировать политику не в своей сфере. Поэтому мы обсудили с министром экономики стратегию, как это можно сделать с помощью изменения нормативки на уровне Кабинета министров", – рассказал Федоров в интервью LIGA.net.

Bitfury

Bitfury – компания-единорог, основанная украинцем Валерием Небесным и Валерием Вавиловым из Латвии, крупный майнер, разработчик ПО и оборудования. Партнеры начали общий бизнес в 2010-м, а уже в марте 2014-го перевели его в Амстердам. По информации Forbes, в 2019 году Bitfury занимала 4% на рынке майнига Bitcoin.

Также как и у Techiia, у Bitfury есть сильные союзники в правительстве. Советник по GR в регионе CIS Владислав Радиш – советник Михаила Федорова. А юридические интересы Bitfury в Украине представляет компания Juscutum. Ее директор и совладелец Артем Афян – советник премьер-министра Дениса Шмыгаля. (Дисклеймер: Juscutum входит в группу компаний Лига. Но никто из руководства группы компаний не знал о подготовке этого материала.)

В октябре представители Bitfury и Энергоатома подписали меморандум о строительстве дата-центра у Ровенской АЭС, мощностью 250 МВт. В случае успеха Bitfury обещает увеличить мощность проекта – от 500 МВт до 2 ГВт, что соответствует мощности двух атомных энергоблоков.

Будет ли Bitfury их владельцем? Компания – автор идеи и главный двигатель этого проекта в кабинетах правительства, говорит один из топ-менеджеров Энергоатома. Фактически, владельцем дата-центра у Ровенской АЭС будет сам Энергоатом. Об этом говорят и торги Энергоатома. В январе госкомпания провела тендер на строительство ЦОД на 40 МВт при Ровенской АЭС, стоимостью 9 млн грн. 

Директор Bitfury Олег Блинов и генеральный директор Энергоатома Петр Котин (фото: пресс-служба Энергоатома)

Дата-центр должны будут достроить к 31 августа 2022 года. "Он должен стать пилотом и будет работать, как балансирующая мощность, сглаживая перепады потребления в течение дня", – уточняет собеседник в Энергоатоме.

"Фактически Энергоатому предлагают управлять ЦОДом самостоятельно. Bitfury в свою очередь поставит оборудование и будет оплачивать Энергоатому операции на нем в течение пяти лет", – рассказывает он.

H2

Компанию H2 основали экс-сотрудники Секретариата Кабмина и Генеральной прокуратуры времен Виктора Пшонки Андрей Жовнер и Вадим Чижиковский. Они провели 15 лет на госслужбе, а потом подались в бизнес.

В 2019 году предприниматели продали норвежской компании NBT проект строительства ветроэлектростанции в Запорожской области. Но у проекта возникли технические проблемы, поэтому строительство первой очереди отложили на начало 2021 года. 

По словам двух участников энергорынка, одна из проблем – это избыток электроэнергии в Запорожской области: существующая электросеть попросту не способна пропустить через себя производство всех действующих в области электростанций. По данным запорожского облсовета, местные электростанции генерируют более 25% электроэнергии в Украине. Поэтому ЦОД для проекта Н2 жизненно необходим.

Генеральный директор Энергоатома Петр Котин и директор H2 Андрей Жовнер (фото: пресс-служба Энергоатома)

По словам Жовнера, идея строительства ЦОД при АЭС появилась в Министерстве энергетики с их подачи. В мае Кабмин ее озвучил, а уже в августе H2 подписала с Энергоатомом меморандум о строительстве вычислительного дата-центра у Запорожской АЭС. Стоимость проекта – $700 млн.

Строить ЦОД должен будет сам Энергоатом. H2 с партнерами установит свое оборудование и будет закупать у госкомпании электроэнергию по 10-летнему контракту. Изначально H2 запрашивал мощность 1 ГВт, но теперь, по словам Жовнера, партнеров стало больше, поэтому компания будет готова освоить большие объемы электроэнергии. 

Соинвесторами H2 может стать австрийская компания Yom Capital – партнер польского производителя майнингового оборудования Minebest, указано на сайте Yom Capital.

Читайте также: Кто построит в Украине первый водородный завод и дата-центр. Блиц-интервью с СЕО Н2

Hotmine

Украинская компания Hotmine – разработчик майнингового оборудования. В январе 2021 года она подписала меморандум с госкомпанией Энергоатом. Проект Hotmine предполагает строительство дата-центра, мощностью 1 ГВт, стоимостью $1,16 млрд грн.

Строиться планируют постепенно. На первом этапе, по словам СЕО компании Олеся Слободенюка, Hotmine хочет построить пилотный проект, мощностью 1-10 МВт. Но при условии, что Энергоатом выделит под его идею земельный участок на 50 квадратных метров.

К участию в проекте он приглашает "простых украинцев", минимальная сумма взноса – примерно $50. именно столько стоит один asic для майнинга. 

Встреча Олеся Слободенюка с представителями Министерства энергетики 28 января 2020 года (фото: пресс-служба Минэнерго)

Hotmine рассчитывает, что Энергоатом будет продавать электроэнергию для ЦОД на льготных условиях – $0,03 за кВт/ч. Это на $0,02 дешевле, чем средняя цена для майнеров в мире.

По расчетам Слободенюка, при таком тарифе на электроэнергию себестоимость майнинга Bitcoin составит $16 000. То есть при стоимости в $60 000 чистый заработок на одной монете будет $44 000.

Выгорит ли идея?

В Минцифре уверены: ЦОДам при АЭС быть. Все остальное – вопрос времени и политической воли.

Но чтобы бизнес заработал, нужна дешевая электроэнергия, от чего в Энергоатоме и комитете Верховной Рады по энергетике эти проекты пока вызывают сомнения.

Есть еще одно препятствие – в Энергоатоме опасаются проявлять инициативу. Дата-центры для них – абсолютно новый проект.

"Мы не знаем, как управлять этим бизнесом. У нас нет специалистов в области дата-центров и понимания, сколько он может приносить денег, – рассказал на правах анонимности собеседник из Энергоатома. – Дата-центры – перспективная идея, но учитывая кризис в энергетической отрасли, их строительство – не первостепенная задача".

LIGA.net впервые публикует имена советников руководителей Энергоатома. Полный список читайте на сайте LIGA Радників.