Макс Кидрук уже пишет новый роман об украинцах на Марсе. Стоит ли читать "Колонію"
С момента выхода романа "Колонія. Нові темні віки" уже прошло более года. Его автор Макс Кидрук уже полностью погрузился в процесс написания продолжения с подзаголовком "Колапс".
В связи с этим Liga.Tech разобрала первый том первой фантастической эпопеи в новейшей истории украинской литературы: что в книге удалось, что нет и кому следует ознакомиться с ней в первую очередь.
Сквозь хорроры к звездам
Если использовать максимально простые аналогии, то Макса Кидрука можно назвать украинским Майклом Крайтоном и Стивеном Кингом в одном флаконе. Свою писательскую деятельность он начал с тревелогов (жанр на стыке документалистики и приключений) о своих путешествиях по Мексике, Перу, острову Пасхи и другим экзотическим местам.
Впоследствии Кидрук переключается на написание художественной прозы, причем в период между 2012 и 2019 годами стабильно издает по одной книге в год. В основном это жанр технотриллера (два тома "Бота", "Жорстоке небо") и мистика ("Зазирни у мої сни", "Не озирайся і мовчи", "Доки світло не згасне назавжди"). Примечательно, что даже во втором случае автор добавляет аспект технологий и научное обоснование для сверхъестественных событий. Даже если речь идет о девушке, которая может во сне менять реальность, из-за чего ее там же преследуют зловещие монстры.
Если большинство авторов триллеров делают ставку непосредственно на экшен и саспенс, то для Макса Кидрука крайне важен научный фактаж в его книгах. Он признавался, что после первых отзывов ридеров (читатели первых черновиков книги) был вынужден урезать "техническую часть" на четверть. Книги Кидрука не засыпают читателя сложными терминами, но несколько раз в ходе чтения может возникнуть желание зайти в Википедию, чтобы почитать о той или иной теории или понятии.
Другой характерной особенностью литературного почерка автора является скрупулезность. Если место действия происходит в Ровно, то герои будут передвигаться по реальным улицам и местам этого города. Очень показательным в этом плане является один из эпизодов второго художественного романа автора – "Твердині". По замыслу автора, в финале книги к месту событий в джунглях Перу должен прибыть отряд американских спецназовцев. Загвоздка была в том, что задача подняться с авианосца у побережья, пересечь Анды и вернуться назад без дозаправок непосильна для вертолетов.
Большинство писателей в такой ситуации махнули бы на это обстоятельство рукой, списав все на художественное допущение. Однако Макс Кидрук начал тщательно изучать авиапарк ВВС США, пока не нашел машину, которая могла справиться с такой миссией – ею оказался конвертоплан V-22 Osprey. Из-за их несколько футуристической формы их любят изображать в фильмах и видеоиграх, однако в "Твердині" их появление было продиктовано исключительно требованиями достоверности.
После завершения работы "Доки світло не згасне назавжди" Макс Кидрук решил зайти на поле Питера Гамильтона и Джеймса Кори и написать масштабную фантастическую историю – ее началом и послужила "Колонія". И именно в ней писатель решил по максимуму выкрутить две вышеперечисленные черты своего литературного стиля.
Не слишком фантастическое будущее
Среди массы других книг подобного жанра"Колонію" выделяет подход к изображению будущего. Хотя сюжет разворачивается в 2141 году, здесь нет полноценного искусственного интеллекта, роботы не вытеснили людей с рынка труда, лазеры не стали повсеместным оружием, а полеты на Марс все еще остаются крайне непростой задачей и зависят от окон, когда Земля и Красная планета находятся ближе всего.
Поэтому у читателей создается впечатление, что в книге идет речь о максимум 2041 годе, а не середине ХХII века. Впрочем, сам писатель объяснил такое видение будущего тем, что наука уже и так подошла к пределу допустимого законами физики, а то и откатилась назад. Например, в сфере авиаперевозок была попытка перейти к сверхзвуковым пассажирским перелетам с "Конкордами", которые преодолевали расстояние между Нью-Йорком и Лондоном за три часа. Тем не менее от технологии пришлось отказаться и продолжить полагаться на обычные реактивные лайнеры, которым нужно вдвое больше времени.
Поэтому автор придерживается мнения, что в ближайшие десятилетия не стоит ожидать каких-либо технологических революций. Исключением является медицина, у которой еще есть потенциал, чтобы серьезно удивить. Одним из немногих фантастических допущений в "Колонії" является изобретение теломида – препарата, способного остановить старение. На Земле его распространение запрещено, зато на Марсе его получают все поселенцы. Собственно, это и служит основной мотивацией для людей переезжать на Красную планету.
Интересен и взгляд автора на климатические изменения. Он считает, что некоторые катастрофы, которыми сейчас активно пугают людей, не произойдут. Однако можно ожидать других серьезных вызовов, имеющих гораздо меньшую медийность. Например, вероятность метагидрантных взрывов, которые могут произойти из-за глобального потепления и связаны с метаном на дне океанов.
В книге можно выделить две основные сюжетные линии: на Земле вспыхивает новая эпидемия, поражающая исключительно беременных женщин. Впоследствии становится понятно, что вирус, который вызывает ее, является еще более зловещим, чем считалось в начале. Другая линия посвящена жизни первой колонии на Марсе, где растет напряжение между переселенцами и "марсианами" – сообществом людей, родившихся и выросших на этой планете.
Хотя речь идет исключительно о гипотетическом поселении на Марсе, автор все равно очень сильно "заморочился" над тем, чтобы изобразить его максимально достоверно. Это ощущается во всем – начиная от его географического положения и заканчивая подробностями быта и распределением ролей среди колонистов. Так, украинская диаспора, бежавшая от второй войны с Россией, отвечает за выращивание урожая и обеспечение провиантом, что делает ее одной из самых влиятельных в колониях. Она также производит алкогольные напитки, из-за чего естественным конкурентом украинцев становятся ирландцы, которые сами производят на продажу виски.
В лучших традициях Джорджа Мартина
Если же говорить о чисто художественной части, то здесь у романа есть очевидные проблемы. Сюжетные линии Земли и Марса никак не пересекаются до самого финала книги. Поэтому создается впечатление, что ты читаешь две разные книги, которые в последний момент решили объединить под одной обложкой, предварительно перемешав разделы. В том же цикле "Простір" Джеймса Кори история тоже была разбросана по разным частям Солнечной истории, однако история все равно чувствовалась взаимосвязанной, несмотря на световые годы, отделявшие героев.
Кидрук, очевидно, вдохновлялся циклом "Песнь льда и пламени" Джорджа Р.Р. Мартина. Это заметно как по объему книги, так и по использованию POV (от английского point of view) – нарративному подходу, когда история рассказывается исключительно с перспективы конкретно взятого героя. Таким образом, автор путем "переключения" между персонажами в разных точках мира добавляет своей истории размаха и предлагает посмотреть на те или иные события с другого ракурса. Также POV – это очень хороший инструмент раскрыть характеры персонажей через их внутренние монологи, размышления и рефлексии. Разделы Сансы Старк сильно отличаются от Тириона Ланнистера, а уж разделы их обоих очень не похожи на те, где протагонистом выступает Викторион Грейджой.
Проблема "Колонії" в том, что Макс Кидрук не использовал и четверти всего потенциала этой нарративной системы. POVы, которых здесь более десятка, – это просто статисты, которые не могут похвастаться яркими характерами или мотивацией. О большинстве из них читатель и не вспомнит, когда перевернет последнюю страницу. Едва ли не единственными действительно удачными протагонистами книги является юный марсианин Марвин и склонный к удивительным хобби землянин с недостатками роста Кентон.
Несколько раздражает склонность автора делать акцент на некоторых моментах, которые большинство писателей просто опустили бы. К примеру, в разделе о свадьбе он долго и скучно расписывает всех присутствующих на ней гостей, указывая их имена и род занятий. Зачем читателю эта информация, если он уже через пару разделов их и не вспомнит, – неизвестно.
В целом же история романа ближе к телевизионной адаптации "Игры престолов". Книга очень интригует в прологе и в самом начале, но затем темп значительно уменьшается и внутри книги практически не происходит ничего интересного. Только в последней четверти сюжет начинает снова разгоняться, чтобы оборваться клифхенгером в самых интересных местах. Да, в случае масштабных эпопей вполне нормальной практикой является, когда весь первый том выделяется исключительно на то, чтобы познакомить читателя с миром и подготовить завязки последующих событий или конфликтов. Однако даже в таком случае отдельные сюжетные арки часто получают определенные промежуточные финалы. В "Колонії" этого нет. Единственное, что Макс Кидрук – это точно не Джордж Мартин в вопросе взятых на себя обязательств и он не будет десятилетиями писать следующий том, обещая, что "работа продолжается".
Так стоит ли читать?
"Колонія" вызовет восторг у тех, кто в теме – то есть много читал о географии и особенностях Марса в целом, разнообразную научно-популярную литературу и документалки о потенциальных вариантах заселения четвертой планеты Солнечной системы и футурологические прогнозы о ближайшем будущем Земли. В техническом плане найти какие-то ошибки или надуманности в тексте Кидрука сможет разве что человек с дипломом физика-астронома, и то не факт. Однако читатели, не являющиеся большими ценителями "твердой" фантастики и ожидающих от литературы в первую очередь увлекательной истории и неоднозначных характеров героев, будут несколько разочарованы.
Следует учитывать то, что, несмотря на солидный размер (900 страниц – это размер небольшой трилогии), "Колонія" – это только первая часть запланированного цикла. То есть начинать ее читать означает подписаться на долгое путешествие, где никто не гарантирует, что конечный пункт оставит довольным.