Содержание:
  1. Разрушители, ставшие охотниками
  2. Как выбирали актеров
  3. Пена для бритья, дым и другие уловки
  4. Что было дальше?

В украинских кинотеатрах начался прокат ленты "Охотники за привидениями: Ледяная империя", а сама франшиза о парнях с протонными рюкзаками в этом году празднует круглую дату – ей исполняется сорок лет. Первый фильм начинался как проект мечты известного комика, в который никто не верил, что не помешало ему сразу стать феноменом поп-культуры.

Каким было оригинальное видение фильма, из чего был сделан Зефирный человек, уловки команды спецэффектов и отличия между прокатной и VHS-версиями – в материале Liga.Tech.

Источник: TMDB

Разрушители, ставшие охотниками

Идея "Охотников за привидениями" возникла у комика и актера Дэна Эйкройда во время визита в Новую Англию (исторический регион на северо-востоке США). Он стал свидетелем работы команды специалистов по паранормальному, которых местные вызвали для очищения дома с привидениями. Они приехали на место на списанной карете скорой помощи и носили черные комбинезоны. Их образы так понравились Эйкройду, что ему пришел в голову план истории о мире, где изгнание привидений было бы такой же обыденностью, как вызов сантехника или дезинсектора.

События фильма должны были разворачиваться в отдаленном будущем, где уже были изобретены летающие автомобили и протонные бластеры.

Первым рабочим названием фильма было Ghost Smashers, что можно перевести на русский как "разрушители привидений".

На тот момент Эйкройд уже имел звездный статус благодаря Saturday Night Live (SNL) и очень успешную комедию "Братья блюз" 1980 года за плечами. Плюс на волне успеха "Звездных войн" жанр кинофантастики находился на подъеме. Однако даже с учетом этого студии заворачивали сценарий Эйкройда. Во-первых, продюсерам идея фильма об отлове призраков казалась откровенно странной. Во-вторых, по воспоминаниям актера Гарольда Ремиса, если бы фильм снимали близко к оригинальному тексту, то он обошелся бы в $300 млн – и это по расценкам 80-х.

Расстроенный Эйкройд привлек в качестве соавтора Гарольда Ремиса, сценариста популярных комедий "Добровольцы поневоле", "Гольф-клуб" и "Зверинец".

Именно последний настоял на перенесении событий фильма в современность, чтобы снизить затраты на съемки таких футуристических вещей, как протонные бластеры и ловушки для привидений.

В конце концов эту дилемму решили, включив в историю гениального изобретателя Игона Спенглера.

Также именно Ремис подтянул в кресло постановщика и продюсера канадского режиссера чешского происхождения Айвана Райтмана. Тому понравился переписанный сценарий, за исключением одного момента – самого названия.

Режиссер считал, что Ghost Smashers подойдет разве что команде рестлеров, а фильм должен называться Ghostbusters. При регистрации торговой марки выяснилось, что под аналогичным названием выходил малоизвестный низкобюджетный ситком 70-х, закрытый уже после первого сезона. Райтман был непреклонен, и Columbia Pictures пришлось платить отступные правообладателям последней.

Источник: TMDB

Как выбирали актеров

С кастингом все тоже было непросто. По первоочередному замыслу Эйкройда, партия Уинстона Зеддмора была задумана под Эдди Мерфи, с которым они вместе играли в ленте "Поменяться местами". Однако на момент подготовки к съемкам "Охотников" он подписался на главную роль в "Полицейском из Беверли-Хиллз" – и не прогадал. Поэтому Уинстона Зеддмора решили перевести на второй план, а роль получил Эрни Хадсон.

На роль саркастичного ловеласа Питера Венкмана рассматривались Майкл Китон ("Бэтмен"), Чеви Чейз ("Флетч") и Стив Гутенберг ("Полицейская академия"), однако ни в одном из них не увидели 100% попадания в образ.

Тогда Райтман и Ремис решили обратиться к Биллу Мюррею, с которым уже имели опыт работы. Актеру понравилось сочетание фантастики и комедии в сценарии, и он попал в фильм практически без проб. По воспоминаниям коллег, Мюррею нечего было играть: он преимущественно был собой на съемочной площадке.

Похожая история была с выбором актера для персонажа Игона Спенглера. В пробах приняло участие большое количество актеров, в частности Кристофер Ллойд (Док Браун из "Назад в будущее"), но соавтор сценария всех браковал. В конце концов Райтман не выдержал и предложил Ремису самому воплотить эту роль, а тот и согласился.

Источник: TMDB

Пена для бритья, дым и другие уловки

Большинство комедий в 80-е снимались с бюджетом в $10-15 млн, а смета "Охотников за привидениями" составила $30 млн. Из-за этого заметная часть руководства Columbia Pictures была настроена крайне скептически по отношению к проекту, и перед съемочной группой поставили жесткий дедлайн – лента должна быть готова к прокату уже через год.

Несмотря на такие плотные рамки, Айвану Райтману и команде удалось снять интересный в сюжетном плане и впечатляющий в визуальном фильм. Чтобы сверхъестественные явления выглядели правдоподобно и зритель чувствовал масштаб, отдел спецэффектов использовал широкий арсенал технологий: аниматронику, stop motion анимацию и художественную маскировку.

Главным вызовом стала кульминационная сцена, где появляется Зефирный человек. Для ее съемок приходилось надевать костюм длиной в 2,5 метра и весом почти 50 кг.

Сцена требовала от каскадера колоссальной концентрации: костюм имел очень плохую мобильность и давал плохой обзор, а ходить приходилось по построенному в студии макету одного из районов Нью-Йорка.

Для сцены взрыва была создана большая кукла, которую внутри наполнили пеной для бритья. Она же "сыграла" роль зефира, разлетевшегося по улицам после победы над ним. Хотя хронометраж битвы с Разрушителем составляет всего пять минут, сцену снимали несколько дней, причем большую часть времени актеры ходили покрытые пеной. На одного из исполнителей роли второго плана суммарно вылили почти 200 литров. И все эти старания оказались тщетными: Райтман был готов вырезать сцену при негативной реакции зрителей.

Другой сложностью стали протонные рюкзаки, которые носят герои фильма. Для реалистичности их сделали тяжелыми и громоздкими – один экземпляр реквизита весил от 15 до 18 килограммов. Характерный звук стрельбы из бластера был создан путем миксования различных аудиозаписей, в частности, бормашины стоматолога и рычания тигра.

Для создания лучей в сценах с крупным планом использовались практические эффекты типа света разных цветов и дыма, а в сценах с дальним – ротоскопия на этапе постпродакшена. Для ловушек, захватывающих призраков, использовались практические эффекты: вращающиеся фонари и машины генерации дыма.

"Железного коня" охотников Ecto-1 сыграл ретроавтомобиль Cadillac Miller-Meteor 1959 года выпуска. Модель задумывалась для использования в качестве кареты "скорой" или катафалка и была выпущена в лимитированном объеме.

Призраки создавались как с помощью анимации и разных игр с оптикой камер, так и путем создания аниматронных кукол – все для максимального правдоподобия. Дизайн призрака Лизуна, который впоследствии станет маскотом франшизы, придумал Дэн Эйкройд как дань уважения своему покойному другу Джону Белуши. Он считал, что тот где-то так должен выглядеть в потустороннем мире.

Однако все старания специалистов по визуалу едва не испортила спешка с выпуском фильма. "Охотников" отправили еще до полной готовности всех спецэффектов. Так, в некоторых эпизодах были не прорисованы протонные лучи, а в сценах с жуткими псами Гозера были заметны кабели, которыми управлялись их куклы. Исправили эти ошибки уже при выпуске фильма на носителях.

Источник: TMDB

Что было дальше?

Оценки на первых тестовых показах "Охотников" не были впечатляющими, поэтому в ленту внесли коррективы и перемонтировали некоторые сцены. Доподлинно неизвестно, насколько масштабной была переработка, но после выхода в кинотеатрах лента стала громким хитом. Уже за первый уик-энд она заработала впечатляющие для своего времени $13,6 млн, за все время проката – почти $300 млн. До выхода "Один дома" фильм о четверке ученых держал титул самой кассовой комедии Голливуда.

Однако прокат был только вершиной айсберга. Сопутствующая продукция разлеталась со скоростью мороженого в летнюю жару: игрушечные машинки Ecto-1, плюшевые Лизуны.

Самыми популярными костюмами на Хэллоуин среди мальчишек второй половины 80-х были бежевые комбинезоны с протонными ранцами и репликами другого реквизита героев фильма.

На волне успеха Columbia запустила анимационный сериал "Настоящие охотники за привидениями", который продержался в эфире семь сезонов. Выпущенный через пять лет полноценный сиквел считается неудачным: он "просел" как в плане сборов ($214 млн при бюджете в $37 млн), так и критики – рейтинг на IMDB составляет 6,6 против 7,8 у оригинала. Это привело к тому, что съемки третьей части забуксовали и были отменены.

Второй подход франшизы к ТВ тоже не был удачным: "Экстремальных охотников за  привидениями" закрыли уже после первого сезона, хотя сейчас они имеют вполне приличные отзывы.

Триумфальным возвращением четверки стала видеоигровая адаптация 2008 года от студии Terminal Reality. Считается, что после этого корпорация Sony задумалась о перезапуске, а после провала вернулась к идее продолжения старой серии.