Netflix показал трейлер "Аватар: Последний маг воздуха". Что известно о сериале
Сериал имеет непростую судьбу: ему предстояло выйти еще в 2022 году, а в его создании принимали участие создатели оригинала. Однако в 2020-м они покинули проект из-за разногласий с командой гиганта стриминга, чем лишь подогрели скепсис к шоу.
Liga.Tech разбиралась в том, как рассчитанный на детей "Последний маг воздуха" покорил зрителей всех возрастов, как он повлиял на мировую поп-культуру, и исследовала истории эпического провала первого ремейка от постановщика "Шестого чувства".
Запад встречается с Востоком
Оригинальный "Аватар" является творением дуэта мультипликаторов Брайана Кониецко и Майкла ДиМартино. До него они на двоих работали над такими проектами, как "Семьянин", "Завоеватель Зим" и "Король горы". Оба в начале 2000-х совместно задумали проект, сочетающий черты западной и восточной школ анимации. Одним из основных источников вдохновения для дуэта стала классика аниме – сериалы "Ковбой Бибоп", "Евангелион", FLCL и работы Хаяо Миядзаки, особенно "Принцесса Мононоке". На сеттинг сериала повлияло увлечение Кониецко и ДиМартино гонконгскими фильмами о боевых искусствах, йогой и восточными философскими практиками.
Хотя "Аватар" довольно сильно отличался от типичного контента Nickelodeon, он без проблем прошел питчинг и получил необходимое финансирование. Тогда как раз гремели "Гарри Поттер" и "Властелин колец", поэтому руководство канала могло захотеть получить представителя жанра эпического фэнтези в свой портфель оригинальных шоу. Другой особенностью "Аватара" стала компоновка сюжета. Почти все мультсериалы того времени использовали вертикальный подход: каждая серия рассказывала отдельную историю и их можно было смотреть в произвольном порядке. "Аватар" же имел сквозную сюжетную линию, а события в одних сериях могли влиять на следующие.
Учитывая тематику и источники вдохновения для "Аватара", ДиМартино и Кониецко очень хотели иметь копродакшн с какой-нибудь из японских анимационных студий. Они обратились к очень многим командам, однако ни одна предложением не заинтересовалось, поэтому от идеи пришлось отказаться. В конце концов им удалось договориться с южнокорейскими студиями JM Animation, DR Movie и MOI Animation. Чтобы добиться максимальной подлинности, создатели активно консультировались с мастерами боевых искусств и экспертами по азиатской культуре. Создавать визуальный стиль "Аватара" помогали не только знакомые с темой приглашенные художники, но и каллиграфы.
Детский сериал с недетскими темами
В мире "Аватара" человеческая цивилизация представлена четырьмя народами: Нацией огня, Царством земли, Кочевниками воздуха и Племенем воды. Их прототипы угадывались довольно просто: Япония, Китай, Тибет и племена инуитов (коренные народы севера Канады).
В этом мире многие люди обладают магией стихии, а ее тип зависит от происхождения. Однако раз в поколение рождается аватар – маг, способный освоить все четыре элемента. Он должен был исполнять обязанности посредника между четырьмя народами для сохранения мира и гармонии. Задолго до начала сюжета сериала аватар загадочным образом исчезает, а воинственная и продвинутая в технологическом плане Нация огня начинает масштабную войну с целью покорения остального мира.
Сто лет спустя юные Сокка и Катара из Племени воды случайным образом находят в айсберге Аанга – мальчика из Кочевников воздуха и аватара по совместительству. Троица отправляется в эпический квест, чтобы помочь протагонисту освоить магию еще трех элементов. Причем это нужно сделать быстро: согласно пророчеству вскоре должна прибыть комета, которая сделает Лорда огня непобедимым.
Премьера первых двух эпизодов "Последнего мага воздуха" состоялась 21 февраля 2005 года. Хотя они получили очень хорошие отзывы от зрителей и прессы, большим хитом одномоментно сериал не стал. Однако с каждым эпизодом рейтинги уверенно росли. Еще больше боссов Nickelodeon удивил тот факт, что охват "Аватара" вышел далеко за пределы целевой детской аудитории. Проект с удовольствием смотрели и обсуждали люди, которые должны быть слишком "старыми" для него.
Впрочем, и наполнение творения Кониецко и ДиМартино серьезно отличалось от типичного детского мультсериала. В канву сюжета были аккуратно вплетены исследования таких серьезных тем, как война, империализм, поиск своей идентичности, искупление и моральные дилеммы. Чего только стоит внутренний конфликт Аанга, который выступает против насилия, но не видит другого способа остановить Лорда огня, кроме как убить его.
История сама по себе была очень увлекательной и красочной: экшен-сцены сменялись юмористическими вставками, а те, в свою очередь, романтическими эпизодами. Персонажи могли похвастаться глубокими характерами, причем это касалось и антагонистов – принц Зуко и его дядя Айро были бесконечно далеки от образов типичных опереточных плохих парней из мультсериалов. Многим понравился сам вымышленный мир мультсериала: азиатские мотивы в фэнтези американского производства были крайне необычным явлением.
Увидев настроение аудитории, создатели в следующих сезонах начали переориентироваться на более старшую аудиторию, увеличив долю драмы в сериале, но и об экшене и юморе тоже не забывали. "Аватар" также выделяют за первый пример грамотного изображения людей с особыми потребностями в сериале для молодой аудитории. Во втором сезоне к команде присоединяется могучий маг земли Тоф, девушка смогла обратить свою слепоту в преимущество. И это все еще до того, как политика инклюзивности стала едва ли не обязательной для американских киноделов.
"Последний маг воздуха" вызвал живой интерес у "шиперов" (от английского relationship) – зрителей, которых в ходе просмотра сериала интересует не столько развязка основной сюжетной линии, сколько отношения между героями. Часть зрителей разглядели "экранную химию" между Катарой и принцем Зуко и были убеждены, что в финале они создадут пару. Было очевидно, что согласно неписаным правилам драматургии избранником девушки должен стать именно Аанг. Тем не менее это не помешало возникновению целого фан-сообщества Zutara, которое генерировало массу фанфиков, артов и прочего контента на тему. Когда их ожидания не оправдались в последней серии, это вызвало у фанатов серьезную фрустрацию и масштабные дискуссии в сети. Шоураннерам даже пришлось оправдываться, что они никогда не задумывали Зуко и Катару в качестве романтической пары.
"Аватар" пробыл в эфире три сезона (здесь они именуются книгами) и завершился на высокой ноте (хотя поклонники Зутары с этим, наверняка, не согласятся). По словам шоураннеров, они изначально планировали именно такое количество сезонов. Однако существуют и слухи о том, что канал Nickelodeon и дуэт создателей сериала собирались сделать еще и четвертый, однако решили сконцентрироваться на игровом фильме.
Фиаско в Голливуде и попытки сделать франшизу
Громкий успех "Аватара" не мог не вызвать любопытства со стороны Голливуда. Еще до завершения мультсериала стало известно о подписании контракта между каналом Nickelodeon и студией Paramount о съемках игрового фильма. Его постановку поручили именитому режиссеру Н. Найту Шьямалану ("Шестое чувство", "Неуязвимый"). Сейчас эту ленту в основном вспоминают как хрестоматийный пример ситуации, когда голливудские боссы хотят быстро оседлать волну ажиотажа вокруг какого-нибудь произведения или франшизы, а в результате больно "садятся в лужу".
Игровой "Аватар" начал зарабатывать на орехи еще на стадии подготовки к съемкам. Хотя оригинал был очевидно вдохновлен историей и мифологией Азии, на главные роли приглашали актеров европейской внешности. Единственным исключением стала партия принца Зуко, которую отдали британскому актеру индийского происхождения Деву Пателю, но это не очень помогло ситуации. Как следствие, Paramount засыпали гневными письмами и призывами бойкотировать фильм.
Вторым откровенно странным шагом создателей фильма была попытка "затолкать" в него сюжет всего первого сезона оригинального анимационного сериала (а это 20 эпизодов с хронометражем примерно в 25 минут). Это привело к тому, что персонажам явно не хватило глубины и откровенно хромала мотивация. Когда "Последний властитель стихий" (от слова "аватар" отказались, чтобы избежать судебной тяжбы с Джеймсом Кэмероном) все-таки добрался до экранов, то просто утонул в гнилых томатах. Критике подвергались почти все аспекты: от плохо написанного сценария и "дубовой" актерской игры до некачественных визуальных эффектов и неправильной работы со спецэффектами. Лента получила целых пять антипремий "Золотая малина", а ее рейтинг на IMDB находится в районе четырех баллов. Учитывая это, Paramount не рискнула делать сиквел, хотя в прокате фильм отбился ($305 млн сборов при бюджете в $150 млн).
Nickelodeon предпринимала попытки превратить "Аватар" в полноценную медиафраншизу. С 2012 года по мотивам сериала начали выходить комиксы, события в которых разворачивались параллельно сериалу или выступали его продолжением. В том же году состоялась премьера сериала-преемника с подзаголовком "Легенда о Коре". Его события разворачивались вокруг приключений нового Аватара в Республиканском городе. Сериал продержался в эфире четыре сезона и был закрыт в 2014 году. Последние два сезона вышли с небольшим перерывом в один и тот же год. Шоураннеры убеждают, что такая продолжительность была задумана первоначально. Однако есть и предположение, что "Кору" закрыли раньше срока из-за падения рейтингов.
О выпуске новой игровой экранизации стало известно в 2018 году. Netflix не стал повторять ошибки Paramount в плане кастинга, а вот сюжет вызывает вопросы. Судя по трейлеру, в основу сериала положен не только первый сезон оригинала. Что же касается Кониецко и ДиМартино, то в 2021 году они запустили отдельное подразделение Avatar Studios, которое будет заниматься проектами по мотивам вселенной. Уже запланированы не менее трех лент.