Содержание:
  1. Новый ингредиент привычной формулы
  2. Четыре столпа успеха
  3. Nintendo это запомнит

Почти каждый год можно наблюдать, как к гонкам за деньги и время пользователей Steam присоединяется темная лошадка – видеоигра от малоизвестных разработчиков, которой никто особо не ожидал. В то же время она сразу закрепляется на вершине чарта и генерирует массу ажиотажа. Хотя 2024-й только начался, уже есть очень серьезный кандидат на звание главной игры-сенсации – Palworld от студии Pocketpair.

Менее чем за неделю после релиза она привлекла 8 млн игроков, а на пике ее одновременный онлайн составил более 2 млн – больше чем у Dota 2 и Сounter-Strike. С оценками тоже все отлично – процент положительных рецензий на платформе достигает 94%. Доход игры за этот же период составил $165 млн – бюджет разработки игра отбила уже 25 раз. Но есть и обратная сторона – из-за схожести игры с франшизой покемонов компания Pokémon проведе расследование относительно Palworld.

Liga.Tech разобралась в причинах ее безумной популярности и противоречии среди геймеров.

Источник: Steam

Новый ингредиент привычной формулы

Palworld – это типичный представитель жанра симуляторов выживания в захолустье. Подопечный игрока просыпается где-то на побережье и занимается привычными для жанра активностями: исследует открытый мир, собирает ресурсы, создает из них полезные вещи, строит свой лагерь, заботится о ферме и ходит за ценной добычей в подземелье. В игре также предусмотрен кооперативный режим для игроков, желающих разделить приключение с другом.

Проектов, в основе которых лежит этот концепт, уже вышло и продолжает выходить немало. Выделиться на общем фоне Palworld помог всего один геймплейный элемент – милые фантастические звери, называемые пэлами (от английского pal – приятель). Игрок может их приручать и использовать для различных задач: в качестве компаньонов для исследования и сражений, как ездовых животных или помощников при сборе ресурсов, крафте и т.д. Наконец-то игрок может заниматься разведением пэлов на своем ранчо.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Геймеры сразу обратили внимание, что дизайн многих пэлов сильно напоминает покемонов. Впрочем, разработчик и не пытались скрывать источники своего вдохновения: для отлова и хранения представителей местной фауны используются специальные шары, именуемые покеболами. Всего в игре сейчас представлено семь разновидностей сфер со своими бонусами. Чем выше уровень пэла, тем сложнее их поймать. Наиболее престижными считаются альфы – большие вариации пэлов, выполняющих роль боссов. Сейчас в игре 140 пэлов, однако, скорее всего, их количество увеличится в обновлениях.

Поэтому игру в сети уже иронически прозвали "покемонами со стволами". И такое сходство может принести немало головной боли разработчикам в ближайшее время.

Источник: Steam

Четыре столпа успеха

Причины сколь безумного успеха Palworld лежат на поверхности. Франшиза Pokemon, на которую она равнялась, остается очень популярной среди глобальной аудитории. Чего только стоит феномен Pokemon GO, заставившая тысячи людей бегать по своим городам. Или история с "Детективом Пикачу", который даже в условиях конкуренции с четвертыми "Мстителями" смог трижды отбить бюджет. Это дало основания говорить не только о сиквеле, но и о полноценной кинофраншизе.

Права на "карманных монстров" принадлежат Nintendo, для которой это один из самых ценных активов и главных инструментов в продвижении собственной платформы. Если не учитывать небольшие мобильные тайтлы, то возможность поиграть в какие-то видеоигры о покемонах у тех, кто не имеет Nintendo Switch, приближается к нулю. Поэтому нет ничего удивительного, что аудитория Steam мгновенно увлеклась игрой, которая очень напоминает Pokemon и при этом еще выполнена в довольно популярном жанре "выживателя".

Другой существенной причиной успеха является достаточно достойная реализация. Несмотря на статус Early Access, в Palworld отсутствуют какие-то критические баги, частые глюки или скачки кадровой частоты даже на не слишком мощных системах. То есть это тот случай, когда игру можно не просто попробовать, а начинать полноценное прохождение, не дожидаясь обновления до версии 1.0. Это довольно редкое явление в наше время, когда даже крупные компании позволяют себе выпускать практически "сломанные" ААА-блокбастеры.

Также игра вышла во второй половине января, когда аудитория уже вернулась к работе и привычным хобби, но при этом календарь релизов не содержит определенных громких тайтлов. Ближайшим ААА-релизом является видеоигра по "Отряду самоубийц" от Rocksteady, которая выходит только в начале февраля. На основе первых отзывов на нее можно предположить, что она вряд ли помешает триумфальному шествию Palworld. Наконец игра вообще имеет очень приятный красочный и несколько "мультяшный" визуальный стиль. С учетом крайне неспокойной и стрессовой политической обстановки такой подход может стать доминирующим среди новинок текущего года.

Источник: Steam

Nintendo это запомнит

Большое сходство Palworld на Pokemon даже спровоцировало дискуссию в геймерской среде. Главной темой стало, этично ли покупать, играть и продвигать через стримы и блоги проект, который настолько беззастенчиво копирует вселенную "карманных монстров". И это довольно странно, ведь идея и концепт – вещи, на которые авторское право не распространяется. Если бы было иначе, студия From Software могла бы забросить разработку видеоигр и зарабатывать на "дани" из других студий, которые делают soulslike-RPG, причем заимствуют не только  механики "Темных душ", но и их сеттинг темного фэнтези и мрачные заброшенные локации.

Предполагается, что весь свой огромный доход создателям Palworld придется потратить на адвокатов и судебные баталии с Nintendo. Pokemon Company, "дочка" японского гиганта, уже опубликовала заявление, что скрупулезно исследует игру, и если результаты ей не понравятся – обратится к Фемиде. По словам адвоката Питера Левина, специализирующегося на видеоиграх, многое зависит от страны, в суд которой обратится Nintendo. Так, в США их шансы выиграть достаточно скромные из-за акта о "Добросовестном использовании".

В целом же концепция ловли милых монстров, их приручение и использование не может расцениваться в качестве нарушения авторского права. Уже заметный прецедент – судебная битва между Valve и Blizzard. Последняя хотела засудить компанию Гейба Ньюэлла за использование контента по модификации Defence of the Ancient, созданной на основе WarCraft III. Тогда суд занял сторону создателей Dota 2, заявив, что созданные авторами модификации персонажи, предметы и геймплейный концепт принадлежат им. Однако модели, взятые из стратегии "Вьюги", уже принадлежат ей и могут служить основанием для взыскания штрафа. Это обстоятельство решили тем, что имена и модели персонажей "до этого" были радикально изменены.

По словам все тех же юристов, тот факт, что в игре есть похожий на кота и хомяка зверь, – это не основание для взыскания штрафа. Но если выяснится, что у этого зверя есть похожие уши или другие элементы образа – вот здесь уже для Pocketpair может наступить ответственность.

Стоит отметить, что Nintendo готова активно и жестко защищать свою авторскую собственность. Так, в 2022 году они подали в суд сразу на шесть китайских студий, в играх которых были подозрительно похожие на покемонов персонажи. Причем они требовали не только компенсации, но и извинения от разработчиков.