Налоги, лицензии и три регулятора: что ждет рынок криптовалют. Разбор
После новостей о миллиардах, задекларированных в криптовалюте депутатами и чиновниками, новыми красками заиграла тема законности проведения операций с криптоактивами в Украине. Тому же биткоину больше 10 лет, но операции с ним в Украине пока никак не урегулированы.
Ситуацию должен изменить проект закона "О виртуальных активах". До конца апреля планировалось его рассмотрение в парламенте во втором чтении.
Что ждет рынок после принятия законопроекта и когда это произойдет? Об этом LIGA.net спросила замглавы Минцифры Александра Борнякова. Пересказываем самое важное.
Когда появится новый закон?
После выхода в марте новых рекомендаций FATF в Минцифры взяли дополнительное время, чтобы изучить новые правила и имплементировать их вместе с другими правками, которые сейчас обсуждаются.
Учитывая последующее согласование с другими регуляторами, теперь ожидается, что второе чтение состоится не раньше конца мая-начала июня.
Но это не значит, что уже летом криптовалюта будет полностью "в законе" – после принятия планируется переходный период минимум в полгода. Потому полноценно новое регулирование заработает ближе к 2022 году.
Кто будет регулятором рынка?
Сейчас предполагается, что у рынка будет три регулятора: Минцифры, НБУ и НКЦБФР.
По нынешнему плану, Минцифры отвечает за первичную регистрацию всех поставщиков услуг на рынке криптоактивов (например, кошельки, биржи, брокеры и так далее), а также ведет их реестр, формирует политику рынка. Впоследствии регистрацию и ведение реестра на себя может взять новосозданная структура при Кабинете министров.
Если компания предоставляет простое техническое решение вроде кошельков – этого будет достаточно. Если же планирует оказывать больше услуг – нужна будет лицензия.
Нацбанк будет лицензировать тех участников рынка криптоактивов, которые планируют оказывать финансовые услуги.
НКЦБФР будет лицензировать криптобиржи и брокеров, которые будут работать на этом рынке.
Кроме того, появится экспертный совет, в который должны войти представители НБУ, НКЦБФР, Минфина, а также представители ассоциаций и бизнеса. Он будет оценивать, нужно ли компании получать лицензию и, соответственно, к какому регулятору она относится. Однако это не должно быть субъективной оценкой – она будет проводиться на основе признаков той или иной деятельности, описанных в законодательстве.
Не исключены и ситуации, когда у компании будет несколько регуляторов, если, допустим, это криптобиржа, которая также предоставляет финансовые услуги. Тогда она может быть подотчетна и НКЦБФР, и НБУ и должна будет получить лицензии на оба вида деятельности.
Какими будут требования к участникам рынка?
Для регистрации от компании потребуется полное раскрытие бенефициаров, по аналогии с банковским законодательством. Уставной капитал для компаний должен будет составлять приблизительно 10 000 евро. Для внесения в реестр нужно будет подать заявку онлайн.
В тоже время для криптобирж лицензионные требования будут предполагать наличие статуса юрлица, стартовый капитал – не менее 30 000 необлагаемых минимумов.
Хотя пока принимаются правки ко второму чтению, в парламенте предложили увеличить требования к капиталу. Потому авторы законопроекта рассматривают вариант введения нескольких уровней капитала в зависимости от величины биржи.
Нынешняя цифра – это результат консультацией с регуляторами Эстонии, которые в свое время установили низкие требования к капиталу бирж. В итоге на их рынок вышло 4000 бирж, но банки с ними не работали из-за высоких рисков, ведь такая лицензия ничего не значит. Они посоветовали установить приблизительно такой диапазон для капитала.
Что еще может измениться в законопроекте?
Во-первых, будут учтены новые требования FATF, в частности, понятие поставщика услуг на рынке криптоактивов, уточненные критерии для криптобирж.
Кроме того, сейчас обсуждается идея сделать все кошельки в системе неанонимными. По предложению Нацбанка, все физлица должны будут раскрывать данные о кошельках. Правда, технического решения, как это сделать, пока нет.
Также с парламентом обсуждается идея сделать ICО возможными только через брокера, который выступит андеррайтером, по аналогии с рынком акций.
А что с налогами для криптовалют?
Пока обсуждаются изменения в налоговый кодекс, которые будут внесены параллельно с принятием нового закона о криптоактивах.
В Минцифры считают, что на операции с криптовалютой должен отсутствовать НДС.
"Может со временем стоит ввести НДС на часть активов, если они представляют собой сугубо имущество. Мы хотим получить уменьшение ставки налога на прибыль – на первые 4-5 лет сделать 5%. Мы также хотим, чтобы новый закон о криптовалюте стал частью закона про амнистию капиталов и отдельно предусмотреть, чтобы все, кто владеет или получил виртуальный актив, могли по льготной ставке его задекларировать", – отметил Борняков.
Также будет установлен ряд дополнительных требований к иностранным компаниям. На украинский рынок не будут допускаться компании из стран в санкционных списках. Не будут допускаться и компании-фигуранты дел по отмыванию средств из списков BEPS и FATF. Также в Украину не допустят компании из стран, которые не сотрудничают с BEPS, поскольку они не обмениваются информацией.
Что можно будет делать с криптовалютой после принятия закона?
После принятия нового закона ее можно будет использовать как инструмент инвестиций и сбережений, но ей нельзя будет рассчитываться.
А что с защитой прав пользователей?
В законопроекте выделена категория финансовых виртуальных активов. На них распространяются положения законодательства о защите инвесторов такие же, как и на рынке финансовых услуг.
Для нефинансовых виртуальных активов все немного сложнее. В Минцифры так видят возможность защиты прав частного инвестора: допустим инвестор покупает токены на сумму эквивалентом $100 000. При этом инвестор либо принимает соответствующую публичную оферту, либо подписывает договор купли-продажи токена с эмитентом. И проводит расчеты. Таким образом, у инвестора есть документальное подтверждение покупки.
Когда инвестор узнает, что его права нарушены, он может подать хозяйственный иск на возмещение убытка размером $100 000, используя принятую им публичную оферту или договор как одни из доказательств в суде, отмечают в Минцифры.
Кроме того, нарушение прав инвестора и завладение его имуществом является мошенничеством. Инвестор может подать заявление в правоохранительные органы, или подать гражданский иск в уголовном производстве для получения возмещения убытков в размере $100 000, нанесенных мошенниками. Для защиты своих прав инвестор может использовать любой из этих вариантов.