Россия шпионит за Украиной через общедоступные сервисы космических снимков. Есть ли выход
- Действительно ли свободно можно покупать космические снимки территории Украины в американских компаниях
- Может ли наш враг пользоваться такими сервисами без помех и когда это стало возможным?
- Почему раньше на возможность шпионажа через общедоступные сервисы космических снимков не обращали внимания
- Можно ли решить эту проблему, ограничив спутниковую съемку над Украиной, и как быстро
- Возможны ли временные ограничения на срок от одного до трех лет
Россия, вероятно, покупает снимки спутниковых снимков объектов на территории Украины через компании-посредники. Она использует их для планирования воздушных атак и фиксирования масштабов обстрелов. Об этом в марте рассказала заместитель Министра обороны Украины Екатерина Черногоренко в комментарии американскому изданию The Atlantic.
Почти сотня таких совпадений побуждает военное руководство Украины посредством западных партнеров искать реальные рычаги, которые помешают врагу использовать открытые источники для космической разведки.
Специально для Liga.Tech эксперт, экс-советник главы Госкосмоса Андрей Колесник углубился в нюансы этого кейса и оценил вероятность положительного сценария по решению возникшей проблемы.
Действительно ли свободно можно покупать космические снимки территории Украины в американских компаниях
Да, если упрощенно, это так же легко, как любая покупка в онлайн-магазинах: заходите на сайт, выбираете на интерактивной доске участок Земли, качество будущего изображения (если есть выбор), сроки съемки, платите в среднем $1200 за новый снимок средней качества (архивные снимки стоят дешевле) и ожидаете его получения в электронном виде.
Может ли наш враг пользоваться такими сервисами без помех и когда это стало возможным?
Ограничений нет с 2020 года после либерализации этой части космического рынка в США. Если не введены санкции против конкретных секторов или полностью против отдельных стран-изгоев, а также против определенных юридических/физических лиц (однако в таких случаях существует проблема посредников). Европейские партнеры по этим вопросам следуют в фарватере американской политики.
Почему раньше на возможность шпионажа через общедоступные сервисы космических снимков не обращали внимания
Из-за отсутствия профильной (не гражданской) централизованной структуры в Украине. Об этом знали отдельные специалисты, но их голос не принимался во внимание. Профильное сообщество минимум 10 лет обосновывает необходимость создания централизованного органа, который непосредственно занимался бы военно-безопасным сегментом космической деятельности.
Но даже полномасштабное вторжение в Украину не побуждало к этому. И на третий год беспрецедентной войны пока есть отдельные разрозненные подразделения по этому профилю, раскинутые под крышами разных ведомств. В то время как в течение минимум пяти лет ведущие космические державы мира работают над созданием таких спецвойск, включая страну-агрессора, и стремительно наращивают их способности.
Можно ли решить эту проблему, ограничив спутниковую съемку над Украиной, и как быстро
Министерство обороны заявило, что "разрабатывает международные нормативно-правовые механизмы и предложит конкретные шаги для противодействия применению космической разведки в войне против Украины".
Во-первых, наконец-то в военном ведомстве появилась должность – заместитель министра по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации, которую занимает Екатерина Черногоренко. На нее возложены спорадически возникающие проблемы военно-безопасного сегмента космической деятельности, но имеющие системный характер.
Есть надежда, что она попытается что-то сделать в случае этого вызова через подчиненные ему подразделения министерства. К сожалению, задача создания профильного военного органа пока не рассматривается.
Во-вторых, повлиять на официальный Пекин вряд ли возможно. Его квазикоммерческие фирмы торгуют снимками из сотни космических аппаратов китайского происхождения, и четко придерживаются "линии партии", избегающей видимой поддержки одной из сторон в захватнической войне своего партнера.
Ярким примером является позиция относительно Украины. До полномасштабной войны мы годами пользовались ресурсами четырех китайских коммерческих спутников со сверхвысокой пространственной разрозненностью, а после вторжения на нашу территорию врага – доступ был моментально отменен.
В-третьих, требовать от европейских партнеров "прямо сейчас и сегодня" прекратить продажу снимков собственных коммерческих спутников нет смысла, поскольку их доля на мировом рынке невелика по сравнению с американскими коллегами. Только одновременное решение о соответствующих ограничениях и их вступлении в силу с обеих сторон Атлантики может быть приемлемым для всех участников коммерческого рынка спутниковых изображений.
В-четвертых, "игла Кощея" в бесконтрольной продаже космических снимков территории Украины действительно находится в руках США и имеет особенности, на которых следует остановиться более подробно.
Как и для любого государства-участника Основного Договора о Космосе (под эгидой ООН) от 1967 года, не подлежит сомнению выполнение положений статьи VI, требующих предоставлять разрешения на космическую деятельность и осуществлять контроль за всеми соответствующими действиями субъектов космической деятельности независимо от форм принадлежности.
Конкретизация для направления "Наблюдения Земли из космоса" зафиксирована в законодательно утвержденной государственной политике по Дистанционному зондированию Земли от 1992 года. В частности, в отношении коммерческого применения в этом документе требуется от Правительства США принять и действовать на основании Правил лицензирования (так называется разрешительная система в США) частных космических систем дистанционного зондирования.
Еще предпоследняя редакция Правил от 2006 года была достаточно жесткой по отношению к границам разрешенного для частников, что значительно тормозило и так тогда не развитый рынок космических изображений.
В мае 2018 года Президент Трамп издал Директиву №2 по Космической политике, которой приказал устранить барьеры для ускоренной коммерциализации космической деятельности. В том числе речь шла и о разработке новой редакции Правил лицензирования частных космических систем дистанционного зондирования.
Нынешняя редакция Правил начала действовать с июля 2020 года и в общих требованиях ограничения касаются только одной территории Земного шара – Израиля. Для "Земли обетованной" оно ограничивает качество изображений ее территории, которыми разрешено свободно оперировать.
Но каждая американская компания – при получении индивидуальной лицензии для производства изображений поверхности Земли из космоса собственными спутниками и их реализации именно на коммерческой основе – соглашается также на запрет продажи снимков объектов/территорий, "чувствительных" к интересам национальной безопасности и обороны – как в как в США, так и в странах-союзниках.
Возможны ли временные ограничения на срок от одного до трех лет
Да. Запросы на них будут тщательно рассматриваться National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA), которое уполномочено законодательством США на выдачу лицензий в направлении "Дистанционное зондирование Земли". Круг заявителей очень ограничен – только по отдельным обоснованным запросам от Department of Defense или Department of State.
Внутренние бюрократические процедуры в США никто не отменял. Внесение дополнений в индивидуальные лицензии, имеющие на руках американские коммерческие компании-владельцы спутниковых группировок по наблюдению Земли из космоса, потребует достаточно много времени (счет может идти на несколько месяцев) с начала такой процедуры.
А для инициирования процесса украинскому Министерству обороны вместе с Министерством иностранных дел нужно на официальном уровне убедить американских партнеров вообще обратить внимание на эту проблему.