Сделка года. Microsoft покупает Activision, поглощение уже на финише – какие последствия
В январе прошлого года корпорация Microsoft объявила о приобретении издателя игр Activision Blizzard (AB) почти за $70 млрд. Перед окончательным юридическим воплощением сделки компания должна была получить одобрение антимонопольных органов и торговых регуляторов разных стран. Сложности с этой процедурой были неизбежны: с одной стороны – техногигант с собственной видеоигровой экосистемой, а с другой стороны – один из главных издателей индустрии с рядом культовых франшиз в своем портфеле.
Процесс одобрения этого поглощения обернулся эпопеей, продолжающейся уже более полутора лет. Однако некоторые недавние события дают основание считать, что ее финал уже не за горами.
Liga.Tech разобралась в последних перипетиях вокруг покупки Activision Blizzard корпорацией Microsoft и потенциальных последствиях в случае получения зеленого света от регуляторов.
Долгожданное примирение
Главным оппонентом сделки в корпоративном секторе ожидаемо стала Sony. Свою позицию японцы аргументировали тем, что после слияния может прекратиться выпуск новых игр Call of Duty (CoD) на PlayStation, что нанесет их платформе непоправимый ущерб. Отдельные регуляторы и геймеры тоже начали опасаться, что Microsoft действительно превратит популярную серию шутеров в свой эксклюзив, чтобы получать слишком сильное конкурентное преимущество.
Впрочем, такой сценарий развития событий все же выглядел маловероятным. Сумма покупки в $70 млрд достаточно значительна для даже гиганта уровня Microsoft. Было очевидно, что видеоигровое подразделение будет прилагать все усилия, чтобы затраты на покупку отбились как можно быстрее.
В таких условиях ограничивать дорогостоящую и популярную игру от огромной аудитории пользователей PlayStation было бы безрассудным шагом, как минимум. Британский регулятор рынков и конкуренции заявил, что эксклюзивность CoD принесла бы техногиганту огромный ущерб. И это при том, что именно этот институция выступила одним из главных противников соглашения по поглощению AB.
Со своей стороны Microsoft убеждала, что такие опасения абсолютно напрасны и они стремятся распространять свои видеоигры среди как можно большего числа геймеров и платформ. В подтверждение своих слов они заключили соглашение с Nintendo о выпуске игр серии Call of Duty в день релиза на ХВОХе в течение десяти лет после приобретения Activision Blizzard. Они предлагали аналогичное соглашение и Sony, однако корпорация отказалась, назвав ее "неудовлетворительной на многих уровнях". Высказывались опасения, что Microsoft специально будет делать PlayStation-версии CoD сломанными, чтобы стимулировать геймеров покупать шутер на ХВОХ.
Обмен аргументами и контраргументами между двумя компаниями мог бы продолжаться еще очень долго, если бы не грубый промах Sony. В марте этого года представители обеих заинтересованных сторон, другие крупные игровые компании и журналисты собрались в Брюсселе, чтобы обсудить слияние. И вот там в ходе одной из дискуссий глава игрового подразделения Sony Джим Райан имел неосторожность заявить при свидетелях, что его интересует не соглашение о выпуске CoD на его платформе, а блокирование приобретения Activision Blizzard как таковое.
Фактически, это была явка с повинной. Подозрения о том, что Sony просто хочет испортить основному конкуренту очень выгодное соглашение, получили свое неоспоримое подтверждение.
Британский регулятор по вопросам рынков и конкуренции, который до этого был против слияния, уже в тот же месяц принял сторону Microsoft. Его представители заявили, что превращение CoD в эксклюзив обернется лишь убытком для владельцев платформы XBOX. Правда, уже в апреле орган заблокировал сделку по довольно экстравагантной причине – опасения относительно будущего облачного гейминга.
Однако в целом после неосторожного заявления Джима Райана процесс одобрения поглощения пошел значительно быстрее. Уже в марте зеленый свет дал регулятор Японии, в мае – ЕС и Южная Корея.
На днях на пути Microsoft упала еще одна существенная преграда: Sony согласилась поставить свою подпись под соглашением о десятилетних гарантиях выпуска Call of Duty на PlayStation. Примечательно, что сделка не распространяется на другие видеоигры из портфеля Activision Blizzard.
На пути слияния Microsoft и Activision остались два существенных препятствия – регуляторы Великобритании и США. Первые несколько смягчили позицию и заявили, что могут пересмотреть свой вердикт, если техногигант развеет их опасения по облачному геймингу. Он уже сделал определенные шаги в этом направлении, начав рассмотрение отказа от некоторых своих активов этого сегмента на территории Соединенного Королевства. Еще раньше было подписано соглашение с Nvidia и другими участниками рынка облачного гейминга о выпуске игр на их платформах.
В США дело обернулось судебным противостоянием между Федеральной торговой комиссией (FTC) и Microsoft, которое пока складывается в пользу последней. Регулятор еще с декабря прошлого года стремится добиться через суд блокировки соглашения, так как оно повредит геймерам. Корпорация обвиняется в том, что она перестанет выпускать игры АВ на платформах конкурентов.
На прошлой неделе суд отклонил просьбу FTC о предварительном судебном запрете на время рассмотрения судебного слушания. Они подали апелляцию, но она тоже была отклонена. Окружной судья Жаклин Скотт Корли выразила сомнение, что FTC наконец выиграет дело: истец так и не предоставил доказательств того, что техногигант собирается ограничивать выпуск игр АВ. Судебное разбирательство продолжится в октябре, но к тому времени соглашение уже может быть закрыто. Чиновникам будет еще сложнее доказывать свою позицию в свете того, что Microsoft де-юре получила одобрение от основного конкурента.
Потенциальные последствия
Слияние Microsoft и AB с большой долей вероятности принесет геймерам только пользу. В последние годы стратегию Activision Blizzard можно было коротко описать как "минимум риска – максимум выручки". В рамках этой стратегии почти все франшизы Activision были положены на полку, а все усилия этого подразделения брошены на ежегодный выпуск новых итераций Call of Duty. Последнее не было исключительно прихотью руководителя компании Бобби Котика: в случае пропуска хоть одного года доходы компании сильно просели бы, что привело бы к снижению капитализации и недовольству инвесторов. Под крылом Microsoft такой проблемы не будет, так что Call of Duty может перейти к более привычному для ААА-тайтлов графику с релизом раз в 2-3 года.
После слияния игры Activision Blizzard действительно могут стать доступнее. Дело в том, что издатель в последние годы отказался от релиза ПК-версий своих игр в Steam и других маркетплейсах в пользу сервиса Battle.net. Ранее этот клиент нужен был исключительно для игр Blizzard, однако руководство увидело в нем хороший вариант избежать уплаты 30% комиссии Steam. Microsoft, напротив, несколько лет назад вернулась в маркетплейс Valve и стабильно выпускает в нем свои новинки. Поэтому можно предположить, что после закрытия сделки такая же участь будет ждать имеющиеся и будущие видеоигры издателя. Впрочем, не исключено, что Microsoft, имея на руках такое большое количество игр и франшиз, может предпринять новую попытку создать свой собственный маркетплейс.
Весомую роль в стратегии продвижения видеоигровой экосистемы XBOX/Windows играет сервис Game Pass. Усилить каталог могут за счет франшиз AB вроде Crash Bandicoot, Spyro, Prototype и других.
Также очень вероятно, что по завершении переходного периода многолетний СЕО Activision Blizzard Бобби Котик уйдет в отставку. Этот топ-менеджер сыграл ключевую роль в превращении издателя в гиганта индустрии, однако в последнее время его персона стала слишком токсичной из-за обвинений в злоупотреблении финансовыми бонусами и создании токсичной рабочей культуры в компании.