Скандал с искусственным интеллектом. Почему художник наврал организаторам фотоконкурса
Немецкий фотохудожник Борис Эльдагсен выставил на международный конкурс Sony World Photography Award снимок, созданный искусственным интеллектом (ИИ). Он раскрыл правду только после того, как фото получило награду этого конкурса. Это вызвало скандал в международном сообществе.
Liga.Tech публикует перевод статьи The Guardian, где художник объясняет, почему выставил эту работу на конкурс, сравнивает принцип работы ИИ с теорией Платона и размышляет, как эта технология может стать инструментом пропаганды.
Кто такой Борис Эльдагсен
52-летний Борис Эльдагсен вырос на юго-западе Германии. Он изучал философию в университете в Кельне, затем – фотографию и изобразительное искусство в Майнце. Некоторое время жил в Индии и Австралии. По словам художника, его работа всегда была скорее концептуальной, нежели образной.
"Мой подход к фотографии был психологическим и философским. Это было путешествие внутрь; это не изображение того, что все видят перед собой", – рассказывает Борис, которого искусственный интеллект увлек тем, что построен "из коллективного бессознательного".
Что изображено на победившем фото
"Скандальное" фото – это черно-белый портрет двух женщин. Старшая стоит позади, держа руки на плечах младшей женщины. Возможно, это происходит в день свадьбы – на это намекают смесь тревоги и разочарования в глазах обеих героинь и тонкая драпировка белого платья.
Изображение называется "Псевдоамнезия: Электрик" (Pseudomnesia: The Electrician) – это термин для обозначения фальшивой памяти (в психологии явление, когда кто-то вспоминает что-то, чего не было, или не так, как это было на самом деле. – Ред.), что должно было стать намеком для судей конкурса.
Это очень эмоциональная сцена, которая так много рассказывает о человеческом опыте и его вневременности – видимо, именно поэтому она и победила. Но именно поэтому так тревожно, что это сделала машина, пишет обозреватель The Guardian. Впрочем, этого не случилось бы без участия человека.
По его словам, свою работу он разделил на 11 команд, для которых использовал текстовые подсказки вроде "Создайте недостатки на поверхности изображения".
Что произошло на конкурсе
С тех пор как Борис Эльдагсен обнародовал факт получения награды Sony World Photography Award за изображение, созданное искусственным интеллектом, отношения между ним и организаторами премии испортились.
Sony заявили: "Мы больше не чувствуем, что можем вести с ним содержательный и конструктивный диалог". На сайте художника написано: "Sony, прекратите говорить глупости!" "Я не знаю, почему они так поступили", – говорит Борис Эльдагсен.
В The Guardian пишут, что организаторы явно чувствуют, что их обманули и подвергли сомнению их эстетическую проницательность: "Плохо, если вы не можете отличить фотографию от изображения, созданного искусственным интеллектом".
Но когда ИИ-изображение создано достаточно хорошо, этого не сможет сделать никто.
И все же Эльдагсен настаивает: "Я люблю фотографию, мне нравится генерировать изображение с помощью искусственного интеллекта, но я понял, что они не одинаковы. Один пишет светом, другой пишет запросами. Они связаны между собой, но теперь ИИ живет собственной жизнью. Если люди хотят молчать об этом – это неправильно".
Почему искусственный интеллект не станет угрозой для опытных художников
Опыт работы с искусственным интеллектом не привел фотографа к кризису идентичности как фотографа, потому что он никогда не любил идею одного-единственного автора. "Это всегда было сотрудничество. Я работаю в команде с друзьями-художниками 25 лет".
Борис категорически против того, чтобы считать процесс создания изображения искусственным дегуманизированным или даже таким, в котором человека отстраняют. Я не вижу в этом опасности для творчества. Это действительно меня освобождает.
"Все границы, которые я имел в прошлом, – материальные границы, бюджеты – больше не имеют значения. И впервые в истории старшее поколение имеет преимущество, ведь искусственный интеллект является ускорителем знаний", – говорит художник.
Фотограф объясняет, что инструкции будут работать, только если у вас есть знания и навыки, если вы знаете историю искусства и как работает фотография: "Это не то, что может сделать 20-летний парень".
Мнение художника. Что общего в нейросети и теории Платона
Принцип работы искусственного интеллекта художник сравнивает с теорией форм Платона. Если взять за пример то, что существует идеальная версия стола, каждая реальная итерация стола является просто имитацией, версией оригинальной идеи. Это передается алгоритму, сохраняющему все повторения и знания нашего коллективного бессознательного. Эльдагсен говорит: "Многие люди, жалуясь на ИИ, говорят, что он копирует и ворует. Это не так, это изучение платоновской теории".
Настоящий вызов, по его мнению, заключается не в том, что ИИ может поколебать нашу приверженность человеческому творчеству как чему-то уникальному и непостижимому, и даже не то, что это может уничтожить рабочие места и, потенциально, целые отрасли – хотя это тоже не очень хорошо.
"Угроза – это демократия и фотожурналистика", – говорит Эльдагсен, намекая на то, что человечество могут поглотить пропаганда и фейки: "У нас так много поддельных изображений, нам нужно придумать способ показать людям, что есть чем".
Эльдагсен предлагает начать с того, чтобы дать сгенерированным изображениям определение. К примеру, promptography ("промптография") – от слова prompt, что означает запрос на генерацию картинки. Фотограф признает, что это сложно и требует обсуждения. Именно поэтому он доволен, что его изображение столько раз было опубликовано в СМИ: "Миссия выполнена. Я рад сыграть свою роль".