Содержание:
  1. Как испортить игру и заставить всех тебя ненавидеть
  2. Слишком дорогое приключение
  3. Предложение, от которого можно отказаться
  4. Невыученные уроки

Почти одновременно два самых громких игровых блокбастера Helldivers 2 і Star Wars Outlaws спровоцировали скандал. В материале Liga.Tech разбирались, как игровые гиганты хотят заставить своих клиентов платить больше и почему это может быть чем-то большим, чем обычная жадность издателей или ошибка топ-менеджмента. 

Источник:Steam

Как испортить игру и заставить всех тебя ненавидеть

Корпорация Sony попала в самый большой за последние несколько лет скандал. В начале февраля она выпустила первый громкий хит этого года – кооперативный фантастический боевик Helldivers 2 (H2). В том же месяце его ПК-версия достигла отметки в 460 000 одновременных игроков, обогнав "вечнозеленую" GTA Online. Всего за 12 недель продаж было реализовано 12 млн копий игры, что позволило ей "побить" предыдущего рекордсмена – God of War Ragnarok.

Казалось бы, Sony в такой ситуации остается только считать доходы и инвестировать в дальнейшую поддержку H2. В корпорации решили изо всех сил ударить в штангу: в начале мая для пользователей ПК-версии стала обязательной регистрация в PlayStation Network (PSN). Необходимость привязать свой Steam-аккаунт к другому сервису – процедура малоприятная, но вовсе не новая для геймеров. Например, для проектов издательства ЕА требуется аккаунт в ЕA Access, а для тайтлов Ubisoft – Uplay.

Загвоздка с PSN заключается в том, что он работает только в 70 странах. Интересно, что в списке есть Украина, но, например, отсутствуют страны Балтии и Балкан (за исключением Хорватии), Молдова, Грузия и Армения. То есть с проблемой столкнулись не только жители изолированных или подсанкционных стран.

Перед значительной долей геймеров встала дилемма: либо отказаться играть в H2, либо при регистрации в PSN указать не свою страну.

Последнее является нарушением правил лицензионного соглашения и в будущем вполне может привести к блокированию аккаунта.

Еще одним вариантом могло бы стать использование VPN, но это чревато проблемами уже с платформой Steam.

Пользователи Steam выразили протест традиционным способом – забросали H2 валом негативных отзывов, в результате чего средняя оценка H2 опустилась до "преимущественно негативной". Кроме того, Valve сделала для игры исключение в политике своего маркетплейса: позволила оформлять возврат средств независимо от наигранного времени.

В менеджменте Steam постигли масштабы своей ошибки и оперативно отменили свое решение о привязке к PSN. Сейчас средняя оценка игры находится на отметке "смешанные", а средний онлайн упал до менее 100 000 одновременных пользователей.

Источник:Ubisoft

Слишком дорогое приключение

Ubisoft тоже спровоцировала вспышку возмущения геймеров, хоть и в гораздо меньших масштабах. В прошлом месяце французский издатель приступил к предварительной продаже своего приключенческого экшена Star Wars Outlaws и представил три его издания. Базовое обойдется в $70 (французы являются большими поклонниками перехода к этому ценнику как стандарту для ААА-игр). За Gold edition придется отдать $110, а за Ultimate – $130.

Что же так сильно возмутило игроков? Обычно престижные версии имеют наценку в $15 или $20 по сравнению с базовой. Здесь же Ubisoft предлагает наиболее престижное издание почти вдвое дороже обычного.

Справедливости ради стоит отметить, что история видеоигр помнит и более дорогостоящие предложения. Например, специальные издания Call of Duty: Modern Warfare 2 и Black Ops имели ценник в $150. Однако Activision заворачивала в коробку очень солидные презенты – брендированное устройство ночного видения (могло использоваться по прямому назначению) и радиоуправляемую машинку соответственно (реплика похожего гаджета из игры) соответственно. И это были еще не все бонусы.

В случае же "золотого" издания Star Wars Outlaws издатель предлагает игрокам одну миссию, которую издает сам Джабба-хатт, возможность отправиться в путешествие на три дня раньше официального релиза и сезонный пропуск. Супериздание содержит все вышеупомянутое + два набора косметических предметов и цифровой артбук. Собственно, это и послужило основным катализатором недовольства геймеров, так как Ubisoft откровенно "заламывает" цену, не предлагая ничего существенного. Ну, кроме явно нацеленной на фансервис миссии с главным гангстером Дальней-дальней галактики.

Возможность раннего доступа – тоже противоречивое преимущество. Большинство современных ААА-игр на старте выходят в очень сыром состоянии и нужно минимум месяц ждать, пока несколько патчей это поправят.

Наличие сезонного пропуска тоже не добавляет геймерам оптимизма. Ubisoft не представила подробного плана по пострелизной поддержке Star Wars Outlaws. Предыдущий опыт из игр этого издателя показывает, что если проект является коммерчески успешным – к нему выпускают немало существенных дополнений. В противном случае разработчик обходится несколькими куцыми DLC, будто созданными аутсорс-командами, просто чтобы на издателя не подали в суд за невыполнение своих маркетинговых обещаний.

Решение французов уже вызвало волну критики в Twitter и других социальных сетях. Вряд ли это сильно повлияет на продажи Outlaws: бренд "Звездных войн" переживает не самые лучшие времена, но все равно остается очень узнаваемым и популярным. Плюс это первый с момента соглашения между Лукасом и Дисней проект по мотивам саги не от издателя ЕА и первый крупный экшен не о джедаях или военных действиях.

Источник:Steam

Предложение, от которого можно отказаться

На первый взгляд, может показаться, что топ-менеджмент двух гигантов игровой индустрии просто допустил ошибку, приняв решения, которые показались им хорошими идеями, но по факту принесли лишь репутационные потери. Однако вполне вероятно, что это была не ошибка, а фрагмент продуманной стратегии по скрытому продвижению своих продуктов.

У Star Wars Outlaws есть еще и четвертый вариант: стать клиентом сервиса игр по подписке Ubisoft+. Это позволит поиграть в Ultimate-издание экшена со всеми бонусами, но это будет стоить всего $18 – стоимость месячной подписки.

У Sony нет аналогичного сервиса (лишь облачный гейминг PlayStation Now), но это еще не означает отсутствие планов на него. Скорее всего через Helldivers 2 они хотели проверить реакцию геймеров на необходимость установить еще один клиент.

Зачем он им нужен? Sony уже давно отказалась от жесткой политики эксклюзивности и начала "отпускать" свои эксклюзивы на ПК. Причем окно ожидания постоянно уменьшается: если у Horizon Zero Dawn пришлось ждать три года, то его сиквел был доступен только на PS4 и PS5 всего 2 года. Sony уже объявила, что выпустит все остальные эксклюзивы на ПК. Поскольку она хочет всерьез закрепиться на рынке ПК, достаточно ожидаемым выглядит намерение создать собственную площадку дистрибуции, чтобы не делиться 30% комиссией с Valve и другими магазинами.

Оба решения принесли игровым компаниям немало гнилых помидоров, но и дали возможность исследовать отношение геймеров к навязыванию в разных формах посторонних сервисов.

Источник:Ubisoft

Невыученные уроки

Игровые компании давно находятся в поиске дополнительных способов капитализировать свои видеоигры. В последние годы казалось, что они наконец-то достигли своего из-за массового внедрения микротранзакций, которые раньше считались прерогативой исключительно условно-бесплатных ММО. Однако геймеры были неудовлетворены, далеко не во все игры можно интегрировать микроплатежи, а когда правительства стран начали вводить ограничения или просто запрещать видеоигры с микротранзакциями возникли юридические проблемы.

Полностью эта бизнес-модель не исчезла, но разработчики стали искать другую. И здесь хорошим вариантом стал сервис по подписке. Он включает в себя массу преимуществ: доход можно получать постоянно, а не только во время релизного ажиотажа или запуска сезонного события. Доход от них более стабильный и прогнозируемый: компания заранее знает, сколько заработает за месяц просто исходя из числа имеющихся подписчиков.

Еще более актуальным это сделал тот факт, что после резкого скачка во время карантинного 2020 года с точки зрения коммерции видеоигровая индустрия находится в стагнации.

Последние два года общая выручка игровой индустрии почти не растет. И вместо поисков качественного прорыва или привлечения новой аудитории гиганты просто стремятся дополнительно капитализировать существующую базу клиентов.

Пока дальше с видеоигровым Netflix продвинулся Microsoft со своим Game Pass. Его конкуренты при создании своих аналогов столкнулись с проблемой – в их портфолио не так много видеоигр, чтобы создать достаточно обширную библиотеку, а потому убедить геймеров перейти к ним. Зачем Ubisoft+ с чуть более 100 тайтлов, если есть Game Pass с 300+ тайтлами и стартующими предложениями от $10.

Сомнительными шансы Ubisoft и Sony навязать свои сервисы игрокам делает тот факт, что все предыдущие попытки были не слишком удачными. ЕА очень долго хотела продвигать своими играми сервис Origin, но в конце концов сдалась и начала выпускать свои тайтлы в Steam. Microsoft пыталась адаптировать успех сервиса XBOX Live, но Games for Windows Live получился очень кривым и неудобным, что очень раздражало геймеров. Новость о том, что Microsoft фактически прекращает его поддержку стала праздником многих геймеров.

Можно еще вспомнить попытку Activision дополнительно заработать на фанатах Call of Duty через сервис подписки CoD Elite, который стоил $50 в год. Однако уже через три года функционирования он был закрыт.

Если какой-либо сервис не имеет соответствующего функционала или просто не удобен – все старания издателя по его продвижению пойдут прахом. Тем не менее находятся новые желающие достичь успеха там, где все предшественники потерпели поражение.