Слежка за телефонами. Как Google помогает полиции
Технический гигант записывает информацию людей со всего мира. И сегодня следователи используют ее, чтобы находить подозреваемых и свидетелей преступлений. Но риски для простых людей есть.
The New York Times опубликовала статью о том, как полицейские начинают основыывать свои решения на огромной базе данных Google. Редакция LIGA.net сделала ее резюме.
Первые дела через поисковик
Когда детективы из предместий города Финикс (Аризона, США) в прошлом декабре арестовали кладовщика из-за подозрения в убийстве, они отдали должное новой технологии, которая по сути раскрыла дело, когда обычные зацепки ни к чему не привели.
Полиция рассказала подозреваемому, Джорджу Молина, что у них есть информация о нахождении его телефона за девять последних месяцев. Получив ордер, детективы запросили у Google информацию обо всех устройствах, которые были рядом с местом убийства. То есть, в сети попали смартфоны всех, кто был неподалеку.
У следователей также было косвенное доказательство — видео с записью, как кто-то стреляет из автомобиля Honda Civic. Такая же модель машины была у Молина. Тем не менее, номера авто на записи не было видно.
Но после того, как мужчина провел несколько недель за решеткой, появились новые данные, и следователи отпустили Молина. Ведь полицейские арестовали другого человека — любовника его матери, который иногда использовал машину Молина.
Решения полицейских основаны на огромной базе данных Google, которая называется Sensorvault. И она превращает процесс отслеживания телефонов в сеть, которую могут использовать правоохранительные органы для поимки преступников. Крупные технические компании повсеместно собирают данные и это только один из вариантов, как ваша персональная информация — куда вы ходите, где находятся ваши друзья, что вы читаете, едите и смотрите — может быть использована. Принципы конфиденциальности информации находятся под угрозой постоянно усиливающегося наращивания и сбора личных данных крупными техническими компаниями.
Аризонское дело демонстрирует возможности и опасности новых техник анализа данных, которые Google может собрать по запросу суда вплоть до полугодовой давности.
Технологические компании по запросу суда обязаны предоставлять информацию о своих пользователях. Но теперь правоохранительные органы могут запрашивать данные о потенциальных свидетелях и подозреваемых, если другие улики и зацепки отсутствуют. Кроме того, сами сотрудники Google утверждают, что компания очень часто отвечает на запросы, в которых требуется раскрыть информацию о десятках или сотнях устройств сразу.
Сотрудники правоохранительных органов оценивают этот метод как очень многообещающий, но подчеркивают, что это всего лишь один инструмент среди многих, которыми пользуются следователи.
Прямо как в книге
Детективы запрашивают различную информацию, чтобы раскрывать ограбления, изнасилования, поджоги и убийства. В прошлом году федеральные агенты запросили данные, чтобы расследовать ряд минирований зданий в Остине (Техас, США).
Вот как это все происходило:
Неизвестный оставил три сумки с бомбами возле трех домов. Взрывы убили двух человек. Правоохранители сделали запрос на раскрытие данных. Они искали данные мобильных устройств, которые находились возле месторасположений взрывов.
После получения запроса Google собрал информацию по месторасположению устройств из своей базы данных и передал ее следователям. Каждое устройство в базе было закодировано анонимным ID-кодом.
Следователи проанализировали данные и отбросили локации устройств, которые не могут быть потенциальными подозреваемыми. Также они отследили устройства, которые появляются в нескольких зонах взрывов.
После этого они с помощью еще одного запроса получили данные по движению устройств в радиусе, обозначенном ранее.
Далее детективы сужают поле к нескольким устройствам, которые, по их мнению, могут принадлежать подозреваемым или свидетелям, а Google раскрыл им имена, email-адреса и другие данные, которые принадлежат устройству.
После взрыва четвертой бомбы следователи сделали еще один запрос. Но через три дня после взрыва подозреваемый покончил с собой, поэтому дело было закрыто. Сотрудники полиции отметили, что записи с камер наблюдения и информация о подозрительных покупках также помогли идентифицировать преступника.
Google не совершенен
Офицеры, которые работали с этими запросами, утверждают, что они способны очень сильно помочь правоохранительным органам в поиске свидетелей и подозреваемых без ведома последних. И подобные запросы могут быть очень важными в нераскрытых делах или, как их еще называют, «висяках».
Но несмотря на то, что количество данных в базах Google просто огромно, оно не захватывает каждый телефон, говорит мистер Эденс, аналитик California intelligence. И даже если локация считывается каждые несколько минут, период может просто не совпасть с временем преступления.
При этом Google не предоставляет информацию сразу же, говорят следователи. Ответ может занимать несколько месяцев. К примеру, в аризонском расследовании, полиция получила данные только через полгода после направления запроса. В других же случаях время ответа составляет несколько недель.
Но несмотря на недостатки, детективы отмечают, насколько ценной была информация и как она была собрана, даже если люди не звонили и не использовали приложения в этот момент — и результат получился куда лучше, чем отслеживание телефонов с помощью данных от вышек сотовой связи.
Настоящий кладезь информации
Сбор информации по месторасположению устройств — это довольно прибыльное дело. И Google стал лидером в этом бизнесе преимущественно с помощью смартфонов на Android. Они используют месторасположение пользователей, чтобы показывать таргетированную рекламу. И этот рынок в прошлом году оценивался на 20 млрд долларов.
В 2009 году компания представила Google Location History, небольшое приложение для пользователей, которые хотят посмотреть, где они побывали. Sensorvault собирает информацию обо всех, кто согласился на обработку данных, и разрешил передачу данных через GPS, вышки сотовой связи, ближайшие устройства Wi-Fi и блютуз.
Пользователи, которые включили эту функцию, могут посмотреть график своей активности и получить рекомендации, основанные на нем. Приложение позволяет отслеживать такие события как, к примеру, пробки и аварии. А информация в базе данных сохраняется вне зависимости, удалил ее пользователь на своем устройстве или нет.
Нынешний и бывшие сотрудники Google говорят, что были удивлены запросами. Брайан Макклендон, который был руководил развитием Google Maps и сопутствующих продуктов до 2015 года, говорит, что он и другие инженеры считали, что полиция будет запрашивать данные только на конкретных пользователей. Новые же технологии больше похожи на рыбалку, чем на расследование преступлений.
Неизведанная территория для права
Такая практика открывает новые правовые вопросы, как утверждает Орин Керр, профессор права в Университете Южной Калифорнии и эксперт-криминалист эры цифровых технологий.
Некоторые сотрудники правоохранительных органов сказали, что информация остается по-прежнему закрытой в их округах, но так происходит не везде.
В Миннесоте, к примеру, имя невинного человека было оглашено местным журналистом после того, как оно появилось в полицейском протоколе. Следователи получили эту информацию, потому что он находился в 100 метрах от ограбления. Репортер взял у него интервью, в котором тот ответил, что был удивлен протоколом и предположил, что мог появиться в зоне ограбления из-за специфики своей профессии. «Я таксист, поэтому езжу повсюду», — говорит он.
Подобные запросы также поднимают конституциональные вопросы. В Четвертой поправке сказано, что запрос на обнародование информации должен включать ограниченное количество персон и объяснять предположительное доказательство, которое прямо связано с поиском преступника.
Тем не менее, такие запросы довольно эффективны именно потому, что большинство американцев используют мобильные телефоны, а Google сохраняет данные о перемещениях большинства из них. В остинском деле запрос покрывал несколько жилых комплексов возле взрывов на время от 12 часов до недели. Тем не менее, это слишком размытый запрос. И даже несмотря на то, что Google ответила на все запросы, многие офицеры говорят, что следует установить рамки расчет того, насколько широкие запросы по предоставлению информации можно делать правоохранителям.
В прошлом году Верховный суд США постановил, что запросы по предоставлению данных, могут включать данные о перемещении телефона в течение последней недели. Но в решении суда не было ничего насчет защиты подобных запросов, включая технологии, которые собирают информацию со всех устройств, которые регистрируются в пределах работы вышек сотовой связи. Юридический отдел Google постановил, что продолжит сотрудничать с правоохранительными органами, но запросы по предоставлению большого массива данных о нахождении устройств в определенной локации будет шифровать с помощью специальных ID-кодов, чтобы сохранить анонимность пользователей.
«Обычно мы воспринимаем судебную систему как контролирующий орган, что технологии становятся все более сложными, поэтому судам все тяжелее выполнять данную роль», говорит Дженнифер Граник, советник по кибербезопасности Американского союза гражданских свобод.
В некоторых случаях судья объединяет всю процедуру судебного сбора данных в один запрос, полагаясь на точность следователей, которые смогут отследить устройства, владельцы которых вероятнее всего являются свидетелями или подозреваемыми. Google отвечает на эти запросы, но мистер Керр говорит, что это не совсем правильно, ведь только поэтапные запросы могут гарантировать легальность таких действий.
В некоторых юрисдикциях следователям требуется второй судебный запрос, который позволит идентифицировать пользователей. И во втором запросе следователи могут получить больше информации о пользователях, включая карты их перемещения на протяжении нескольких месяцев, телефоны и адреса электронной почты.
Статья переведена при поддержке партнера - онлайн-школы английского языка EnglishDom