Вышла адаптация игры "Каслвания" – стоит ли смотреть
Одной из самых ожидаемых премьер этой осенью стал сиквел сериала "Каслвания" с подзаголовком "Ноктюрн". Проект создавался той же студией Powerhouse Animation и примерно той же командой, за исключением шоураннера Уоррена Эллиса.
Критики встретили сериал очень положительно – 100% рейтинг на агрегаторе Rotten Tomatoes, однако зрители выдали ему всего 44%. Как на проект повлияла отставка ведущего сценариста и почему он получил столь полярные оценки – в обзоре Liga.Tech.
Почти лучшая экранизация видеоигр
Видеоигровая серия Castlevania имеет очень долгую историю и солидное наследие – более 30 игр, первая из которых вышла в 1986 году. Она была так популярна, что на пару с Metroid дала толчок появлению целого жанра, известного как метроидвания.
При этом первой адаптации "Каслвании" пришлось ждать аж до 2017 года, когда вышел анимационный сериал от британского сценариста и автора комиксов Уоррена Элиса. Хотя первый сезон состоял всего из четырех эпизодов и походил скорее на пролог, чем полноценный первый акт истории, он получил едва ли не лучшие оценки от критиков среди всех экранизаций видеоигр. Скорее всего, с показателями просмотров все было прекрасно, поскольку в последующие годы на платформе выйдет немало оригинальных шоу по мотивам популярных видеоигр типа Dota, League of Legends, Cuphead, Cyberpunk 2077, Dragon Age и т.д.
Следующие анимационные сезоны Castlevania держали марку, однако на фоне обвинений в недостойном сексуальном поведении против Уоррена Эллиса было принято решение продолжить развитие франшизы уже без него. Шоураннером следующего проекта по мотивам культовой видеоигры был назначен британский сценарист Клайв Брэдли, который до этого занимался в основном детективами и полицейскими процедуралами. И это тот случай, когда замена одного ингредиента изменила вкус всего блюда.
Поворот не туда
Сюжет "Ноктюрна" разворачивается примерно через триста лет после событий оригинального сериала. Во Франции как раз бурлит революция, а среди местных ночных созданий активно циркулируют слухи о прибытии вампира-мессии, поглощающего солнце. Не допустить этого пытается группа охотников на вампиров с потомком рода Бельмонтов по имени Рихтер.
В плане постановки и художественного стиля новинка практически не отличается от оригинальной "Каслвании". Разве что в цветовой палитре ощутимо доминирует синий цвет, а не красный. Также сильнее ощущается влияние японской школы анимации – в некоторых кадрах сериал практически не отличается от аниме. Это логично, с учетом того, что сериал создавала все та же студия Powerhouse, а в режиссерском кресле – Сэм Дитс, который поставил все эпизоды "Каслвании" вместе с братом Адамом.
Главное отличие лежит в сюжетной плоскости, где "Ноктюрн" проигрывает оригиналу почти всухую. Проект имеет проблемы с позиционированием. Он явно тяготеет к жанру подросткового фэнтези: здесь и возраст протагонистов и характерный набор сюжетных тем и тропов. При этом у него возрастной рейтинг 18+, но этой возрастной категории, скорее всего, смотреть сериал будет откровенно скучно.
Еще одним странным решением сценаристов "Ноктюрна" было пойти по пути фильма и книги "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" – вплести бессмертных кровососов в реальную историческую канву. Согласно сюжету, вампиры были вынуждены веками сотрудничать с аристократией людей для получения продовольствия и безопасности, а начало Французской революции поставило их существование под угрозу.
Потенциально интересная идея не получает развития. Создается впечатление, что этот исторический сеттинг был выбран исключительно для того, чтобы иметь возможность засыпать зрителя различными политическими манифестами в течение первой половины сезона. Причем вместо интересной дискуссии о природе перемен общества и государства сценаристы все сводят к максимально прямолинейным и безапелляционным заявлениям типа "старый порядок имел свои недостатки, поэтому его надо снести до фундамента".
В конце концов сюжет "Ноктюрна" получился довольно слабым сам по себе. Мотивация и причинно-следственные связи персонажей сильно хромают, особенно ближе к финалу сезона. Натянутые моменты или сюжетные костыли присутствуют в любой фантастической истории, однако здесь они особенно бросаются в глаза. К примеру, сюжет не объясняет, где был вампирский мессия и почему не упростил жизнь сородичей поглощением солнца раньше.
В "Ноктюрне" нет исключительно диалоговых или нарративных эпизодов – в каждой серии присутствуют экшен-сцены. С учетом временного периода – конец XVII века, когда огнестрельное оружие повсеместно использовалось – можно было бы ожидать, что это как-то повлияет на постановку боевых сцен. Но нет, герои по-прежнему пользуются холодным оружием и магией (последней стало ощутимо больше по сравнению с оригиналом). Мушкеты фигурируют всего пару раз, причем пользуются ими именно вампиры.
Зато сериал избегает распространенной проблемы многих спинофов или продолжений – чрезмерной эксплуатации наследия предшественника. В течение первого сезона "Ноктюрн" практически никак не вспоминает события или персонажей оригинального сериала. Поэтому его можно спокойно смотреть в отрыве от оригинальной "Каслвании".
Итог
Нельзя сказать, что "Каслвания: Ноктюрн" – просто посредственная работа. Он не вызывает скуку и не надоедает. Однако у него нет эффектного экшена или просто интересных эпизодов, которые поражали бы, западали в душу и заставляли быстрее переходить в следующую серию и обводить в календаре дату выхода нового сезона. При попытке вспомнить хоть что-то, вспоминается только потасовка в темнице под оперное пение.
Если оригинальная "Каслвания" в некоторых моментах могла дать "Игре престолов" фору в жестокости и заставляла вспоминать культовую японскую классику "Берсерк", то "Ноктюрн" где-то потерял атмосферу брутального темного вампирского фэнтези, в котором люди противостоят монстрам не на жизнь, а на смерть. Остается только надеяться, что Netflix на фоне негативных пользовательских отзывов поймет, что именно делало оригинал востребованным и сменит команду сценаристов "Ноктюрна" на более подходящую для такого проекта.