Содержание:
  1. Уйгуры и COVID
  2. Как устроены лагеря перевоспитания
  3. "Уйгур не живет, а генерирует данные"

Пока РФ проводит геноцид украинцев на временно оккупированных территориях, Китай занимается тем же в своих международно признанных границах по отношению к народу уйгуров. Есть еще одно отличие: действия китайских властей опираются на технологии. Правительство создает концлагеря в провинции Синьцзян, где живут уйгуры, контролирует их перемещение и эксплуатирует.

Один из последних случаев геноцида уйгуров – пожар в доме в городе Урумчи. Политика Китая по отношению к уйгурам привела к трагическим последствиям.

Liga.Tech рассказывает, как китайские власти испытывают на уйгурах опасные схемы тотального контроля, отслеживая даже эмоции, а технологические компании зарабатывают на принудительном труде.

Уйгуры и COVID

Уйгуры – это народ в Китае, проживающий в Синьцзян-Уйгурском автономном округе (Синьцзяне или Восточном Туркестане). По данным бюро статистики, уйгурское население составило более 11 млн на 2018 год. Уйгуры говорят на собственном языке, похожем на турецкий или казахский, культурно и этнически близки к казахам. Большинство уйгуров – мусульмане-сунниты. ООН заявляет о значительных нарушениях прав человека в Синьцзяне. Китайские власти проводят политику геноцида уйгуров, уничтожая их культуру и переучивая их в концлагерях.

В ноябре Китай охватили протесты из-за жестких COVID-ограничений, введенных государством. Это произошло, в частности, после пожара в многоэтажном доме в городе Урумчи, столице уйгурского региона. Тогда погибли по меньшей мере десять человек.

Локдаун в столице округа продолжается с начала августа. К общекитайской строгости прилагается и политика геноцида по отношению к уйгурам – им запретили выходить даже из пылающего дома.

Среди тех граждан, кто вышел на протесты после пожара, не было уйгуров, а города, где доминирует данная этническая группа, молчали. На это обратила внимание уйгурская активистка Абдувелли Аюп.

Протесты против геноцида уйгуров (Фото: EPA)

Она объясняет это влиянием многолетней систематической стратегии китайского государственного террора против уйгуров и других тюркских мусульман. Каждый уйгур знает, что критика партийной политики со стороны мусульманина приведет к заключению и жестокому обращению в государственных лагерях или к принудительному труду, пишет Аюп. Еще один сдерживающий фактор: во время уличных демонстраций в отношении уйгуров применяется принцип "стрелять насмерть".

Как устроены лагеря перевоспитания

В период с 2014 года китайские технологические компании получили от государства миллиарды долларов для создания комплексной системы "перевоспитания" уйгуров. Это стало реакцией на активизировавшиеся между 2010 и 2016 годами уйгурские протесты в ответ на жестокость китайской полиции, религиозное угнетение и ограничение прав уйгуров.

За это время китайские стартапы создали широкий спектр инструментов компьютерного зрения и анализа данных, существенно изменивших формы полицейской работы и пребывания людей в заключении.

В 2020 году Австралийский институт стратегической политики нашел доказательства существования более 380 лагерей перевоспитания в Синьцзяне. Анализ данных показал, что более 1,2 млн взрослых уйгуров и представителей других тюркских меньшинств находились в подобных лагерях или тюрьмах в 2017-2018 годах.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

В лагере заключенных полностью контролировали. Свет в их камерах включали на максимум и никогда не выключали. К заключенным применялись технологии распознавания лиц и эмоций. Бывшие узники лагерей рассказывали, что ни днем, ни ночью арестантам не позволяли прятать свои лица от камер. Если они закрывали глаза рукой или одеялом, получали мгновенное предупреждение от охранника через громкоговоритель.

По словам инженера-айтишника, анонимно пообщавшегося с BBC, правительство Китая использует уйгуров как подопытных для различных экспериментов так же, как крыс в лабораториях.

Инженер признался, что участвовал в установлении камер распознавания эмоций в полицейских участках в Синьцзяне. "Это сродни детектору лжи, но с гораздо более продвинутой технологией", – говорит он. Запястья и лодыжки человека фиксируют металлическими ограничителями, а искусственный интеллект обнаруживает и анализирует даже малейшие изменения в выражении лица и порах кожи. Так Китай проверяет уйгуров на лояльность.

Специалисты глубоко сомневаются в достоверности результатов "детекторов эмоций". "Разумеется, люди, находясь под огромным давлением, нервничают, и это воспринимается как признак вины. Я думаю, это глубоко проблематично", – говорит Софи Ричардсон, директор Human Rights Watch в Китае, имея в виду процесс обнаружения эмоций.

Этнический уйгур (Фото: EPA)

"Уйгур не живет, а генерирует данные"

Тем уйгурам, которых не забрали на перевоспитание, было приказано обратиться в местные полицейские отделения и клиники, чтобы оставить свои биометрические данные. Это образцы крови и ДНК, сканирование радужной оболочки глаз, лица и отпечатков пальцев, запись уникальной голосовой подписи. Людей открыто предупреждали: тем, кто откажется, тоже грозит заключение.

Затем эти биометрические данные добавили к личному делу каждого уйгура – их использовали в новом "умном" удостоверении личности. После того как эта система начала действовать, для уйгуров и казахов (они тоже проживают в Синьцзяне) стало невозможно зайти в банк или торговый центр без сканирования лица и проверки соответствия изображению в удостоверении личности на блокпостах. Одна женщина призналась: "В среднем в течение одного дня мне сканировали удостоверение личности и лица более 10 раз".

По данным BBC, уйгуры также должны установить на свои мобильные телефоны приложение, передающее информацию о контактах. У дверей многих домов размещены QR-коды, обязательные для сканирования. Они позволяют контролировать, кто входил в дома.

"Уйгур не живет, а генерирует данные. Перемещения человека отслеживаются через смартфон. Он всегда должен быть при вас, а если вы ушли куда-то без смартфона, вас могут задержать", – рассказывает местный журналист-расследователь Ху Лю.

Эксперименты Huawei

Вина в отношении использования современных технологий для лишения уйгуров любых прав лежит не только на китайском правительстве. В декабре 2020 года стало известно, что китайский телекоммуникационный гигант Huawei опробовал программное обеспечение на базе искусственного интеллекта, чтобы идентифицировать уйгуров и информировать об их местонахождении полицию.

Компания сотрудничала со стартапом Megvii, чтобы создать веб-камеры, которые могли бы сканировать лицо в толпе и оценить возраст, пол и этническую принадлежность каждого человека. Китайское правительство планировало использовать эту технологию для подавления протестов уйгуров и обозначало ее как "уйгурскую тревогу".

Об этом говорилось в документе, опубликованном The Washington Post. Обе компании признали, что документ подлинный. Однако назвали эту разработку тестовой и заявили, что она никогда не применялась в реальной жизни. В Megvii также сказали, что системы компании не предназначены для маркировки этнических групп.

Принуждение к труду

В марте 2020 года Австралийский институт стратегической политики опубликовал отчет "Уйгуры на продажу", в котором описывается еще один аспект работы "лагерей перевоспитания". Уйгуров из лагерей заставляют работать на фабриках по схеме принудительного труда. По данным организации, по крайней мере 27 фабрик приобщены к такой практике. За "голову" каждого уйгура они получают от государства дополнительные деньги.

В том же отчете приводятся примеры сотрудничества этих фабрик с известнейшими технологическими компаниями мира. В частности, китайские фабрики используют уйгурский труд для изготовления деталей для Apple и ее поставщиков.

Фабрика в Урумчи (Фото: EPA)

Еще один отчет, опубликованный в мае 2021 года, также дает доказательства того, что компоненты для солнечных панелей создаются с помощью принудительного труда уйгуров. "Жителей региона часто заставляют работать как рабов. У них нет возможности уйти или уволиться из-за страха интернирования", – пишут исследователи.

Громкие расследования не обошли вниманием правительства разных стран. Первыми действия властей Китая в отношении уйгуров назвали геноцидом в США. А в декабре 2021 года Джо Байден подписал законопроект, запрещающий импорт из Синьцзяна, если не будет доказано, что в производстве не использовался принудительный труд.

Недавно стало известно, что финансовый комитет Сената США проверяет, закупают ли крупные производители автомобилей запчасти и металлы, связанные с принудительным трудом уйгуров.

"Цепи поставок автомобильной промышленности большие и сложные, но жизненно важно, чтобы автопроизводители тщательно проверяли свои отношения со всеми поставщиками, связанными с Синьцзяном", – говорится в письмах, которые получили такие автомобильные гиганты, как Tesla, Mercedes и GM.

Представители General Motors и Volkswagen уже успели заверить, что проводят комплексную проверку в соответствии со стандартами Глобального договора ООН. Пресс-релиз о визите главы Apple Тима Кука на одну из фабрик-контракторов компании также исчез с сайта компании, как только стало известно о ее связи с программой "перевоспитания" уйгуров. А это значит, что технологический бизнес скоро не сможет закрывать глаза на политику своих китайских поставщиков.

Читайте также