На этом фото обычные литиевые элементы питания. Наши разработчики, возможно, придумали кое-что покруче. Фото: Pixabay

Вчера трое ученых получили Нобелевскую премию за разработку литий-ионных батарей, которые используются почти в каждом гаджете. 

А в ивано-франковской "Кремниевой долине" - Промприладе - есть арендатор, который через несколько десятилетий может затмить их славу. Но это пока не точно. 

О новом арендаторе упомянул в недавнем интервью LIGA.net куратор Промприлада Юрий Филюк. 

Филюку, возможно, очень повезло, так как им является перспективный предприниматель-изобретатель Сергей Каминский, работающий над аккумуляторами будущего.  

Редакция решила узнать детали: это очень интересная историю о команде Каминского, которая заявляет, что тестирует суперэффективные и недорогие батареи, потенциальную замену литий-ионных. И они якобы вот-вот появятся на рынке. А также будут круче, чем у Tesla. Проверим факты. 

В чем состоит разработка?

Группа ученых во главе с Сергеем Каминским разработала, по словам последнего, уникальный материал, который можно использовать для аккумулирования энергии.

Заявленные показатели энергоемкости нового углеродного материала - одни из самых высоких в мире. И он не токсичен, в отличие от привычных всем литий-ионных батарей, так как изготовлен из дешевого отечественного сырья  - отходов сельского хозяйства.

Отходы биомассы карбонизируются, потом активируются, и в итоге получается активированный уголь высокой пористости, высокой емкости, подходящий для накопления электроэнергии.

Каминский обещает, что материал можно будет использовать в аккумуляторных батареях для электромобилей, домашних накопителей электроэнергии, в накопителях для солнечных и ветровых электростанций и так далее.

Что известно о Каминском?

Сергей известен как бизнесмен и преподаватель МАН в Александрии. Местные СМИ в 2015 году писали, что он собирался построить в городе завод по производству солнечных батарей собственной разработки. Но в 2017 году в тех же местных СМИ появилась информация, что он передумал и продал лицензию в ОАЭ. И теперь, мол, Каминский вместе с Андреем Джазовским, украинцем, живущем в Монако, занялись разработкой украинского суперкара Himera, который способен разогнаться до 350 км в час. 

Прототип Химеры в 2017 году даже был представлен на киевской выставке. А чуть позже мелькнул в Латвии. Он привлек много внимания автолюбителей. Но не было понятно, что скрывается за макетом с футуристичным дизайном. С тех пор новостей о суперкаре не было. 

Илон Маск, берегись!

Liga.Tech пообщалась с Сергеем Каминским по мессенджеру. С марта 2019 года у компании заработал собственный R&D центр в Промприладе Ивано-Франковска с командой из 20 человек. По словам Каминского, главный научный центр будет расположен там, а главный офис по дальнейшему производству - в ОАЭ.

Как заявляет бизнесмен, его компания Чистые Энергетические Технологии уже готовится к производству аккумуляторов, которое должно начаться со следующего года. Идет подготовка к приобретению оборудования.

“Мы фактически уже производим батареи. Однако для внутренних целей, в основном тестирование”, - уточняет разработчик.

Он переслал в редакцию фото первых аккумуляторов. Вот они: 

Аккумуляторы

В Украине, по его словам, продажи пока не планируются. “У нас на несколько лет вперёд очередь из-за рубежа”, - сказал изобретатель. Предварительные заказы - от некоторых компаний из Германии и ОАЭ.

Пока не известно, сколько будет стоить украинский аккумулятор будущего. Каминский не предоставил эту информацию. Но разработчик прислал сравнительную таблицу своих будущих продуктов с аккумулятором, который использует Tesla. 

Исходя из этих данных, украинская батарея в несколько раз превосходит аккумулятор Маска по количеству перезарядок (более 10 000 против 2100). Кроме того, время полной зарядки - всего 4 минуты, против 360 минут, которые нужны, чтобы подзарядить Tesla. 

“Имея аккумуляторы в вашем подвале, вы имеете некий химический завод у себя дома. Семья, дети и вместе с этим пары серной кислоты в подвале. Наши батареи, если они повреждены, будут выделять лишь водяной пар с ионами йода, такими же, как и в морском воздухе. В вашем подвале может быть лечебница - конечно, если повредите батарею”, - так описывают разработчики свою инновацию в сравнительной брошюре.

В своих постах на Facebook Каминский ранее даже публиковал картинки, на которых изображен концепт батареи: 




Проходил ли суперматериал исследования? 

Как сообщал на Facebook-страничке Каминский, в мае 2017 года лаборатория Института Сорбции и Проблем Эндоэкологии НАН Украины (ИСПЭ) провела анализ углеродного материала для накопителей электроэнергии.

Его удельная поверхность составила 2950 кв м/грамм. От величины этого показателя зависит и объем энергии, которую можно запасать в аккумуляторе. Каминский сравнил свои показатели с лучшим, по его данным, материалом - Norit DLC Supra 50, чья удельная поверхность составила 2090 кв м /грамм, а позже - с China Steel Chemical Corporation (Activated carbon Sample C - 2838 кв м/грамм)

Такие вот, Илон, дела,” - написал Каминский в Facebook.

В лаборатории у Каминского

Liga.Tech связалась С Сергеем Зелинским, старшим научным сотудником из отдела наноструктурных углеродных материалов для аккумулирования энергии ИСПЭ. Он подтвердил, что свойства углеродного материала действительно измерялись в институте. И удельная поверхность действительно составила 2950 кв м /грамм.  

“Но для одного образца с недостаточным количеством материала, что приводит к погрешности”, - сразу же уточнил он. Он добавил, что институт не проводил измерения емкости материала ни в щелочном, ни в органическом электролите. 

По его словам, заявленные удельные энергоемкости (80-260 Вт*ч/кг - Ред.) - фантастические. “Не описано, что является катодом, что является анодом. Это не должно быть секретом”, - подчеркивает он. 

“10 000 циклов - кто-то может это подтвердить? И самое главное: когда у них было время на проведение такого эксперимента?” - задается вопросом Зелинский.

Каминский тут добавляет, что компания находится в процессе получения патентов, поэтому деталей пока мало. 

Что говорят ученые?

Много вопросов по технологии остается и у ученых, специализирующихся на углеродных материалах, с которыми удалось пообщаться Liga.Tech

Нина Крайнюкова из Физико-технического института низких температур НАН Украины в Харькове отмечает, что, судя по описаниям, команда Каминского, скорее всего, работает с пористым материалом, который применяется в так называемых суперконденсаторах. 

В них поры заполняются электролитом. “Принципиальное отличие от батарей в том, что они не только быстро заряжаются, но и быстро разряжаются. Это сильно ограничивает их сферу применения, в основном это резервное электроснабжение на короткий промежуток времени”, - подчеркивает Крайнюкова. Такие разработки, по ее словам, ведутся по всему миру уже минимум лет 15 или более. И углеродные материалы (в основном графеноподобные) - сейчас лучшие кандидаты. 

Что такое суперконденсаторы?

Суперконденсаторы - эффективное средство накопления и хранения энергии с высокой удельной плотностью. Суперконденсаторы очень быстро заряжаются и также быстро способны выдать заряд большой мощности. Поэтому суперконденсаторы рассматриваются в качестве основы для создания гибридных автомобильных двигателей. В отличие от аккумуляторных батарей, в которых энергия содержится в химических реагентах, СК накапливают электрическую энергию на границе между электродом и электролитом при наложении внешнего напряжения. Но по такому показателю, как энергоемкость, СК пока уступают традиционным литиевым батареям, для которых этот показатель заметно выше. В Украине производством накопителей энергии на базе суперконденсаторов занимается компания Yunasko. Компания производит лучшие по удельной мощности суперконденсаторы в мире. 

“Быстрый заряд и количество циклов действительно неплохие (если корректно подсчитаны), но могут ли их выдержать в условиях нелабораторного производства - вопрос уже к технологам”, - добавляет научный сотрудник Харьковского физико-технического института Дмитрий Виноградов.

Что для него совсем странно - полная замена лития. “По описанию из агроотходов делают активированный уголь. Этого может хватить для создания основы электрода, пусть даже ускорения реакции. Но носитель заряда все равно нужен”, - подчеркивает ученый.   

“Однако если у них правда есть готовые батарейки и они на самом деле готовы их производить - молодцы. Вписаться в бюджет им будет очень сложно - скорее с надеждой на дальнейший поиск финансов”, - подчеркивает Виноградов.

“Если авторы смогут продемонстрировать потенциальным инвесторам высокую воспроизводимость параметров их вещества, возможно, у них есть шанс. Но на зарубежные инвестиции не стоит особо рассчитывать, т.к. это очень конкурентная сфера”, - резюмирует Крайнюкова.