Содержание:
  1. Во зло здравому смыслу
  2. Как в РФ пытались создать свой Steam
  3. Список хороших игр?
  4. Что из списка достойно внимания

Хорошим инструментом для навигации среди бесконечного каталога онлайн-магазина Steam являются кураторы. Это отдельные персоны или группы, которые создают подборки игр на основе определенного жанра, темы или просто своих предпочтений. На прошлой неделе в Steam появился куратор, маркирующий игры, якобы оскорбительные для россиян.

Liga.Tech разобралась, что это за игры, как среди них оказались проекты типа S.T.A.L.K.E.R. или Mortal Kombat 1 и почему их появление на запрещенной для россиян платформе крайне иронично само по себе.

Источник: Valve

Во зло здравому смыслу

Куратор "Будь бдителен – русофобия!" был создан 19 марта и за неполную неделю собрал почти 10 000 подписчиков, сформировав подборку из 33 якобы антироссийских видеоигр. Описание указывает, что группа была создана для ознакомления с проектами, разработчики которых готовы оскорбить целый народ, заинтересованные в деньгах и репутации, а не справедливости и людях.

Создатели группы отдельно подчеркивают, что они против лицемерия, культивирования ненависти, а также притеснений людей по разным признакам. Их замысел очевиден: есть обидные для россиян видеоигры и нужно не допустить, чтобы российские геймеры покупали их.

Нюанс в том, что подобная группа лишена всякого смысла. После начала полномасштабного вторжения Valve, которой принадлежит Steam, приостановила работу своего маркетплейса на территории РФ и Беларуси, но с некоторыми оговорками. Пользователи из этих стран до сих пор могут заходить в свои аккаунты, а также устанавливать и играть в ранее приобретенные видеоигры. Однако возможность пополнять кошелек Steam или совершать покупки с карт банков РФ была заблокирована. То же касается и регистрации новых аккаунтов. Отдельные видеоигры перестали продаваться и функционировать, но это было преимущественно решение их авторов, а не самого онлайн-магазина.

Как в РФ пытались создать свой Steam

На фоне этих новостей отдельные политики или связанные с ІТ-индустрией бизнесмены из РФ объявили о намерении сделать свой маркетплейс, где будут размещать свои видеоигры и авторства "дружественных стран".

Единственная проблема состоит в том, что Иран, КНДР и Венесуэла не могут похвастаться сильными индустриями интерактивных развлечений.

Китай же в большинстве своем выпускает мобильные или онлайн-видеоигры, причем с сильным акцентом на микроплатежах. Плюс, индустрия последнего тоже переживает не лучшие времена из-за цензоров: чиновники одобряют новинки очень медленно. Так, в январе этого года "зеленый свет" получили 115 тайтлов – рекорд для КНР, однако такое же количество пополняет каталог Steam каждые три дня.

Так что разговоры о "своем Steam", как это было и с другими аналогами западных сервисов, девайсов или мероприятий, постепенно смолкли. Зато появилась заметная прослойка разнообразных "серых" площадок, которые за определенный процент помогают российским геймерам обходить ограничения Valve, эксплуатируя разнообразные пробелы в политике маркетплейса.

К примеру, для геймеров из РФ до сих пор работает функция получения подарков. Поэтому дельцы просто закупают ключи к новинкам или популярным тайтлам в странах постсоветского пространства, а затем через ботов посылают их своим клиентам.

Таким образом, формально режим санкций и прекращение работы соблюдается, но игроки из страны-агрессора могут, пусть и не без головной боли, получать доступ к главному маркетплейсу ПК-игр, в частности к последним новинкам.

Этот пробел может быть устранен уже в ближайшее время, причем руками самих же российских чиновников. В конце февраля Роскомнадзор внес сообщества Steam в список запрещенных сайтов. Последние представляют собой нечто среднее между форумом и социальной сетью, где могут обсуждаться разные темы, в том числе не связанные с видеоигровой тематикой. Чиновники сразу поспешили заверить, что блокировать маркетплейс на своей территории не собираются. Однако Valve явно не будет подчиняться цензурным законам РФ, а власти последней стараются по максимуму зачистить свое инфопространство от любых неподконтрольных площадок для обсуждений.

То есть выходит, что российские геймеры клеймят видеоигры на площадке, где официально не могут покупать игры. Причем эта возможность может исчезнуть в тот же день, когда Москва захочет окончательно пойти по пути КНР и заблокировать у себя любые западные соцсети и платформы.

Источник: Steam

Список хороших игр?

Украинские геймеры на появление такого куратора в Steam отреагировали с юмором: мол, спасибо за рекомендацию – обязательно что-нибудь купим. Однако следует учитывать, что список не содержит проектов, которые бы откровенно насмехались над РФ, ее гражданами или культурой. Подавляющая часть игр вообще никак не касается государства-оккупанта.

"Расстрельный список" (именно такое формулирование использовали составители) отталкивался от трех критериев. Во-первых, разработчики официально поддержали Украину и отправили часть своих доходов для помощи ей. Именно так в список попали "песочница" о выживании в космосе Space Engineers от чешской студии Keen Software House, атмосферный хоррор Dagon по мотивам произведений Говарда Лавкрафта от польской студии Bit Golem, военный ужастик Zero Losses от украинской инди-команды Marevo Collective, стратегия по мотивам славянской мифологии Thea: The Awakening от польской MuHa Games и градостроительный симулятор Workers & Resources: Soviet Republic от словацкой 3D Division.

Этот список должен быть на порядок длиннее, ведь в первые месяцы после полномасштабного вторжения большинство студий и издателей из ЕС и США поддерживали Украину на уровне заявлений или выделения средств. По этой логике выходит, что российским геймерам вообще лучше не играть в проекты западного производства.

Отдельно ироничной стала претензия к украинской компании Frogwares за акцию с надписью на снаряде среди случайных спонсоров. Выходит, что поддерживать свою армию, которая отражает полномасштабное вторжение, — это русофобия.

В русофобии обвинили даже российские видеоигры. Так, приключенческое инди Torn Away якобы неправильно изображает детей во времена Второй мировой. А ностальгическую адвенчуру Sanya о детстве в типичном городе "постсовка" — просто потому, что ее создатели открыто придерживаются оппозиционных взглядов.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Во-вторых, разработчики прекратили доступ к своим продуктам на территории РФ или Беларуси, а также отключили российскую локализацию. Именно так в список попали The Suicide Squad от Rocksteady и Mortal Kombat 1 от Netherrealm Studios. С последней случилась максимально комическая история: российские геймеры, купившие файтинг с помощью серых схем, активно жаловались, что могут поиграть только в одиночную кампанию. Дело в том, что издатель WB Games отключил мультиплеер и связанные функции, о чем и было объявлено заранее.

По этой же причине в список попал S.T.A.L.K.E.R. 2. После начала полномасштабного вторжения GSC Games упразднили российскую локализацию, что вызвало просто колоссальное возмущение российского геймерского сообщества. В прошлом году разразился скандал: российские хакеры объявили, что захватили связанные с игрой файлы, которые угрожали выложить, если студия не вернет локализацию и не принесет официальные извинения фанатам из РФ. Команда Григоровича отказалась, и единственное, чего достигли шантажисты, – подтолкнули предзаказ шутера в Украине и за ее пределами.

Оказался в списке и симулятор дальнобойщика Euro Truck Simulator 2: его авторы отказались от тематического DLC о РФ, зато сделали тематическое дополнение об Украине, доходы от которого направили в помощь пострадавшим от войны. Также интерактивная адаптация популярного настольного варгейма Root (его авторы заблокировали доступ из РФ и Беларуси) и кооперативного боевика Warframe (отключена регистрация и микротранзакции).

Источник: Steam

Третья причина – само содержание игры. Ожидаемо в список попали две части перезапуска Call of Duty: Modern Warfare. Их сюжет содержал аллюзии на военные преступления армии РФ во время кампании в Сирии, что вызвало настоящую лавину негодования в обществе государства-агрессора. Не менее ожидаемым стало и присутствие трилогии Metro 2033: автор литературного первоисточника Дмитрий Глуховский придерживается оппозиционных взглядов, а сюжет самих игр содержит немало насмешек на официальную кремлевскую пропаганду. К примеру, в последней части выясняется, что жителям московской подземки с целью сохранения власти врали об оккупации НАТО. Краткую миссию с государственным бункером, где проживают каннибалы, вообще можно считать очень тонкой метафорой на современную верхушку РФ. Наконец игра поддерживала достижение "Ленинопада", которое выдавалось за отстрел головы монумента вождя большевиков.

Не обошлось без стратегии Company of Heroes 2, чья сюжетная кампания рассказывала о событиях Восточного фронта Второй мировой без характерного для советской или современной российской пропаганды героического флера. Это опять же обернулось скандалом и сбором подписей в поддержку запрета на разработку Relic на территории РФ.

Источник: THQ Nordic

Что из списка достойно внимания

Список содержит малоизвестные широкой публике проекты. The Last Train Home – тактика в реальном времени, основанная на невероятном, но вполне реальном историческом эпизоде Гражданской войны в Российской империи. Бойцы Чехословацкого корпуса, вопреки желанию большевиков, отправляются в долгий поход почти через всю территорию "Необъятной" с целью наконец-то вернуться домой. Игра получила очень положительные отзывы (рейтинг одобрения 86%) и была отмечена за свою интересную историю и глубокий геймплей. 

The Traumaturge – сюжетная ролевая игра с пошаговыми боями в жанре исторического фэнтези (сочетает реальный исторический сеттинг со сверхъестественными элементами). События разворачиваются в Варшаве в начале ХХ века, что очевидно и стало причиной недовольства куратора "русофобских игр", ведь напоминает об отношении поляков к факту оккупации своей страны. Игра вышла недавно, однако уже имеет почти 80% одобрения при 1000 отзывах.

Hollow Home – нарративная ролевая игра о подростке, который оказывается в осажденном городе во время полномасштабного вторжения РФ. Должна выйти в следующем году, но уже была обвинена в русофобии.

Indika – психологическая адвенчура о монахине, которая отправляется в путешествие и получает помощь от самого дьявола в альтернативной Российской империи XIX века. Проект должен выйти в мае этого года. Разрабатывается расположенной в Казахстане студией Odd Meter.

Читайте также