Содержание:
  1. Космос – туризм – деньги – космос
  2. Поворот на Луну
  3. Кубический паук
  4. Маршрут построен
  5. Сколько это стоит 
  6. Как отбить космические затраты
  7. А что же Украина?

Маленький луноход на четырех лапах. Первая британская миссия на Луне. Более $3,5 млн уже в проекте. Больше 20 инженеров из нескольких стран. И управляет всем этим выходец из Украины. 

Все эти факты соединились в небольшой британской компании Spacebit. В сентябре 2019 года компания заявила об амбициозном плане – стать первой британской лунной миссией, отправить самый маленький, причем необычный, робот на Луну. Spacebit забронировал место в американской ракете и дорабатывает свой маленький, но шустрый луноход.

Liga.Tech поговорила с основателем компании Павлом Танасюком. Как некогда мечтательный житомирянин превратился в практичного лондонского бизнесмена? И что он собирается раскапывать на Луне в течение двенадцати дней?

Космос – туризм – деньги – космос

Павел Танасюк вырос на родине знаменитого Сергея Королева – в Житомире, и даже жил на улице Космонавтов. А потому, как он вспоминает, мечтал о космосе с детства. Но при поступлении в университет мечту пришлось отложить – страна больше ценила экономистов.

В 19 лет, еще учась в киевском университете, Павел создал образовательную компанию-турагентство. За несколько лет, по его словам, удалось заработать сотни тысяч долларов. 

"Мы отправляли в основном студентов в туры, в том числе учиться за рубеж. Начал на заемные деньги, нужно было всего лишь около $500", – рассказывает бизнесмен. 

Фото – архивы Spacebit

В 2005 году предприниматель переехал учиться в Британию. Закончил с отличием Лондонскую школу экономики и совместную программу по технологической политике Кембриджского университета и MIT. После учебы остался работать в Англии финансовым консультантом. 

В конце нулевых Павел и украинец Юрий Чайка основали платежную систему MoneXy. С 2010 года она заработала в Украине и была первой на нашем рынке системой электронных денег с официальной лицензией. Спустя несколько лет партнеры продали проект Фидобанку. 

На деньги от экзита, размер которых не озвучивается, каждый партнер пошел своей дорогой. Юрий Чайка запустил новые платежные системы. А Павел Танасюк выбрал то, интерес к чему у него не ослабевал все предыдущие годы, – космос. 

MoneXy после продажи просуществовала с другими акционерами пару лет. В 2016 году Фидобанк признали неплатежеспособным. Так как система электронных денег была подвязана под лицензию банка, продолжить работу она не смогла. 

Поворот на Луну

Компания Spacebit появилась в 2014 году. Первые проекты – инженерная платформа для космических разработок или инструменты инвестирования с помощью токенизации – не получили развития. Как объясняет Павел, отсутствовала нужная законодательная база, а фондовые рынки были не готовы.

В голове обычного человека могут не сочетаться перечисление денег из точки А в точку Б и космические проекты. Хотя тот же Илон Маск смог запустить SpaceX как раз благодаря продаже PayPal. 

"Просто у Маска экзит был гораздо больше, и ему удалось больше сделать", – шутит Павел Танасюк.

Митап Spacebit в Японии. Фото – архивы Spacebit

В 2017 году компания обратила внимание на Луну. Тогда появились возможности в виде лендеров (посадочных модулей) для посадки на поверхность спутника. Но что отправлять и какую задачу решать?

"Мы общались с американской Astrobotic, немецкой Part-Time Scientists. Уже существовала японская ispace. Смотрели, что делают они, и обращали внимание на нерешенные проблемы", – вспоминает Павел. 

Ниша нашлась – исследование лунных пещер (lava tubes). Во-первых, это интересно с точки зрения поиска полезных ископаемых. Во-вторых, предполагается, что в пещерах более стабильная температура, чем на поверхности спутника. А значит, в них потенциально можно размещать людей и технику. В-третьих, полученные данные будут ценны не только для науки, но и с экономической точки зрения. 

Лунные пещеры: Источник: space.stackexchange.com

Нужен был специальный агрегат. В Spacebit начали разрабатывать собственный луноход.

Кубический паук

Те, кто при слове "луноход", представили себе огромную махину на множестве колес, ошибаются. В Spacebit делают маленький двухкилограммовый кубический аппарат на… четырех лапах. Такой робот, по задумке, сможет ходить по поверхности, забираться в пещеры и собирать данные. 

"Мы прошли этапы PDR (Preliminary Design Review) и CDR (Critical Design Review). У нас создана документация на луноход, которая включает в себя документацию по электронике, коммуникациям и по части роботики. Тестируется инженерная модель. Следующим будет этап тестирования летной модели (flight model)", – говорит Танасюк.

Фото – Facebook-страница Spacebit

Основные датчики на аппарате: температурный, радиационный, лазерный. Последний будет анализировать пыль и электростатику у самой поверхности Луны. Также луноход имеет гироскоп, видео и лидар, который позволит измерять габариты пещер и делать трехмерную карту.

Заряжаться "паук" будет от солнечных панелей. В тени, по словам основателя Spacebit, время работы зависит от интенсивности перемещения и использования – от 20 минут до нескольких часов. Этого, как говорит Павел, хватает с головой. Мол, китайский луноход Юйту-2 прошел 340 метров за год – и то для Луны это довольно большое расстояние.

Кстати, британский луноход носит японское имя Asagumo, что в переводе означает "утренние белые облака". 

Маршрут построен

По плану, в июле 2021 года ракета ULA (United Launch Alliance) Vulkan Centaur отправится к Луне. Один из основных ее грузов – посадочный модуль американской компании Astrobotic, которая получила финансирование от NASA в размере $79,5 млн в рамках лунной программы. Spacebit подписала контракт с Astrobotic на доставку на поверхность Луны. Поэтому луноход-паук займет свое место в полезном грузе. 

Директор NASA Джим Брайденстин и Павел Танасюк. Фото – архивы Spacebit

При подлете к Луне от ракеты отсоединится лендер Astrobotic под названием Peregrine. Он прилунится на поверхность и выпустит исследовательское оборудование. Он же будет "базовой станцией" для связи с Землей. Управлять "пауком" будет оператор в США, а комнату управления полетами организуют в Англии.

"Делаем на Земле то, что здесь можно сделать. Тестируем наш робот-паук в разных условиях. Планируем и параболический тест в самолете, чтобы имитировать пониженную гравитацию", – рассказывает о подготовке Павел Танасюк. 

Миллионы долларов и несколько лет жизни вкладываются в этот проект. Но жить роботу на Луне – считанные дни. Как, впрочем, и всем соседям "паука" по миссии. 

Дело в том, что температура на поверхности естественного спутника Земли очень переменчива. В лунный день, который длится около двух земных недель, она разогревается до 130 градусов по Цельсию. Лунной ночью остывает до -170. Многие земные детали такой минус не переживут, особенно батареи. 

По словам Павла Танасюка, без использования радиоизотопного источника тепла подогревать робота очень сложно. Батареи, которые смогут существовать в таких условиях, пока только разрабатываются. 

С Юничи Харуяма, главным исследователем JAXA, который открыл лунные пещеры. Фото – архивы Spacebit

Лендер достигнет поверхности в начале лунного дня, когда лучи Солнца уже будут питать панели аппаратов. Значит, у "паука" будет не более 12 земных суток до наступления темноты и "легкого морозца".

Вообще же британский луноход рассчитан на пещеры. Считается, что температура там более стабильна, чем сверху – до -50 градусов по Цельсию. Основатель Spacebit уверен: если не будет эксцессов, луноход успеет многое. Главное, чтобы посадочный модуль прилунился поближе к пещерам. 

Сколько это стоит 

Как говорит Павел Танасюк, отправить 1 кг полезного груза на Луну стоит $1,2 млн. В луноходе Spacebit – около 2 кг. Плюс расходы на разработку, которую Павел по состоянию на сейчас оценивает около $1 млн. То есть совокупные затраты уже приблизились к $3,5 млн. А до запуска еще больше года.

Несмотря на кругленькие суммы, в проекте, кроме Танасюка, всего два миноритарных акционера – европейские фемили-офисы. 

"Мы не брали венчурные деньги, хотя были предложения на десятки миллионов. Просто мы верим, что правильно сохранить компанию как частную максимально долго, чтобы управлять ей правильно", – объясняет основатель Spacebit. Цель – максимально поднять стоимость компании. Успешный полет на Луну для этого очень важен.

Тест-драйв ровера в Японии. Фото – архивы Spacebit

Танасюк вспоминает свой факап-опыт: в одном из прошлых стартапов он "достаточно демократично" раздал доли инвесторам. В итоге проект заглох, потому что его растянули в стороны, как лебедь, рак и щука. 

"Компания – это не всегда демократия. Важно, чтобы был лидер, который направляет", – отмечает Танасюк.

Он добавляет, что инвестирует в Spacebit и личные средства, получаемые из других бизнесов – консалтинга и компании по борьбе с подделками.

Как отбить космические затраты

Монетизировать маленький луноход собираются разными способами. 

Во-первых, реклама. По словам Павла, у Asagumo уже есть громкий спонсор, имя которого откроют позже.

Во-вторых, технологии лунохода можно использовать и на Земле. Основатель Spacebit приводит в пример Японию: тамошним МЧС шустрый маленький робот на лапах может помочь исследовать завалы после землетрясений лучше собак и других гаджетов. По мнению Павла, на этом фоне сумма в $1 млн за разработку уже не выглядит большой – ведь такие роботы могут стоить очень дорого. 

В-третьих, в следующих миссиях Spacebit ожидает гос- и частных заказов на исследования. Если проводить аналогию с нынешними, то цена им – десятки миллионов долларов.

Совсем уже футуристическое будущее связано с новой лунной экономикой: полезные ископаемые, бурение и лунные деревни. По мнению Павла, многое будет зависеть от того, найдут ли на Луне воду в доступной форме – даже не для человека, а для технических нужд. Если да, то коммерциализация пойдет быстрее. Если нет – медленнее. Тут прогнозировать цифры сложно.

Павел Танасюк с луноходом в японских пещерах Komokado Kazaana, которые по структуре похожи на поверхность Луны. Фото – архивы Spacebit

Первоначальная же цель – разведка. Как уже говорилось выше, из-за "недружественного климата" многие исследовательские аппараты гибнут за считанные дни. А потому "информация от разведывательных миссий будет стоить дороже, чем что-либо другое", – уверен Танасюк. Ведь сейчас хоть какие-то актуальные данные о Луне есть лишь у Китая и США.

Надо сказать, что Spacebit не складывает все яйца в одну корзину. Если с миссией что-то пойдет не так, команда держит запасной план на следующий запуск. Который, правда, будет еще позже. 

Вслед за Moon Village Association Павел соглашается, что в 2030 году на нашем естественном спутнике может появиться постоянная база пребывания нескольких человек, как сейчас на МКС. Если, конечно, этому не помешают глобальные катаклизмы, а на Луне будет найдена вода. 

А что же Украина?

Хорошим тоном среди стартаперов стало хвалить украинских инженеров и, например, открывать у нас R&D. Spacebit таланты тоже хвалит. Но в команде нет ни одного инженера-украинца. Вся техническая часть – 23 человека, включая контракторов – разбросана по миру: Великобритания, Польша, Япония, Германия и Латинская Америка. В Украине – лишь SMM-специалист.

Павел Танасюк объясняет это тем, что исторически у нас готовят хороших ракетостроителей. С роботикой дела обстоят хуже. 

Хотя инженерные перспективы все же есть. Осенью 2019 года Spacebit и КБ Южное объявили, что совместно работают над проектом лунного лендера, который сможет совершить три прыжка по поверхности спутника. Для "паука", которому нужно прилуняться поближе к пещерам, это было бы хорошим вариантом на будущие миссии. Нынешний лендер Peregrine прыгать не умеет.

На 16-м Дубайском Авиашоу 2019. Фото – архивы Spacebit

"Мы уже договорились, что КБ Южное будет участвовать в разработке лендера. Вопрос только в том, как именно. Это сотрудничество станет лакмусовой бумажкой: смогут ли украинские предприятия работать с компаниями гораздо меньшими, чем Boeing", – говорит Павел Танасюк.

По его мнению, Украине пока мешает подвешенная ситуация по либерализации космической сферы. Мол, да, закон приняли, но выполнение его на практике – другое дело, а как раз процедурные моменты пока не урегулированы. Чем понятнее, легче и прозрачнее будут правила, тем больше компаний захочет иметь космическую разработку в Украине, считает основатель Spacebit. 

А вообще не ракетами едиными. 

"Закон (№1071 о космической отрасли, открывший частный космос в Украине, принят в октябре 2019-го – Ред.) сфокусирован на ракетостроении. Мне кажется, есть очень много других областей, где можно зарабатывать. Это использование данных со спутников, коммуникации, исследование Земли. Ракеты – лишь процентов десять от всего, что можно делать", – уверен предприниматель.