Содержание:
  1. Обманутые ожидания
  2. Кабинет редкостей Чарли Брукера
  3. Последний сезон?

В 2020 году создатель и основной сценарист антологии "Черное зеркало" (Black Mirror) Чарли Брукер объявил, что ставит проект на паузу. Официальной причиной назывались последние события в мире (то есть пандемия), однако более вероятной причиной казался творческий кризис шоураннера. Последний на тот момент пятый сезон состоял из трех серий и получился откровенно слабым по сравнению с предыдущим, тоже не хватавшим звезд с неба.

Поэтому анонсированный в конце мая новый сезон с пятью эпизодами давал повод для осторожного оптимизма. Пошла ли пауза на пользу "Черному зеркалу" – в обзоре от Liga.Tech.

Обманутые ожидания

"Черное зеркало" – пример антологии, которая объединена не жанром (фантастика, хоррор или мистика), а темой влиянием технологий на общество. Ее заворачивали в разные обертки: политической сатиры ("Государственный гимн", "Момент Валдо"), психологического триллера ("Белое Рождество", "История твоей жизни"), социальной сатиры ("Под откос", "15 миллионов наград"), пародии ("USS Каллистер"), хоррора ("Бета-тест") и даже мелодрамы ("Повесь ди-джея", "Сан-Джуниперо").

Многие зрители запускали новый эпизод в первую очередь, чтобы увидеть, какую новую технологию придумал Брукер и как она будет обыграна в сюжете. Эти же вымышленные технологии стали главной визитной карточкой проекта.

Источник: IMDB

Главная проблема шестого сезона – в том, что действительно удачным получился только один эпизод. "Джоан ужасная" обыграла темы генерирования историй и кино нейросетями, цифровых дублеров актеров, нулевую конфиденциальность из-за засилья гаджетов и камер и любовь публики к копанию в чужом грязном белье. Достается даже длиннющим лицензионным соглашениям, которые никто не читает. Эпизод даже пытается показать многоуровневый нарратив, несколько напоминающий "Начало" Кристофера Нолана. Эта серия – самая "чернозеркальная" из всех, выходивших в течение последних трех сезонов.

Многие эпизоды "Черного зеркала" ставили в центр истории какую-то выдуманную технологию, которая может появиться уже послезавтра. В шестом сезоне таких эпизодов всего два: "Джоан ужасная" и "За морем". Последний рассказывает об альтернативном 1969 годе, в котором создают точные синтетические копии людей. Они используются астронавтами во время миссий, чтобы подключаться и проводить время с семьями, оставшимися на Земле. Аналогичная концепция уже обыгрывалась в фильме "Суррогаты" Джонатана Мостоу или в романе "Замкнутые" Джона Скальци.

Отсутствие оригинальности – это наименьшая из проблем эпизода. Его сюжет наполнен ляпами и очень натянутыми условностями. Зрителю не объясняют, почему летит сам астронавт, а на Земле остается его копия. С учетом огромного риска космических полетов (во время космической гонки СССР и США погибли десятки астронавтов с обеих сторон) и того факта, что астронавт – это "штучный" специалист, для подготовки которого нужны годы, логичнее было бы отправлять к звездам именно реплику.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Крайне неправдоподобной выглядит ситуация, когда NASA не снимает с миссии астронавта, пережившего серьезную моральную травму. К тому же непонятно, почему реплику не оборудовали предохранительными механизмами на случай, если ее владелец захочет нанести кому-то вред.

Кабинет редкостей Чарли Брукера

Остальные эпизоды даже с большой натяжкой не соответствуют общей концепции "Черного зеркала".

"Лох-Генри" – типичный провинциальный триллер о маньяке и тихом городке, где все друг друга знают. Ближе к концу сюжет выдает порядком клишированный твист о том, что настоящим убийцей был не тот, на кого все думали. Из технологий здесь присутствует разве что VHS и оцифровка кассет, использование дронов и программ для монтажа видео. Создается впечатление, что у Брукера был на руках сценарий, который он давно хотел пристроить, но никак не появлялась возможность.

Источник: IMDB

Еще два эпизода не просто не затрагивают тему влияния технологий на нашу жизнь, но вообще заходят на поле мистики. "Дейзи Мэй" и особенно "Демон 79" логичнее бы выглядели в другой антологии Netflix – "Кабинете редкостей Гильермо дель Торо", первый сезон которой вышел как раз осенью прошлого года.

Начиная с эпизода "Сан-Джуниперо" Брукер начал предпринимать попытки отойти от мрачного тона в пользу более жизнеутверждающих историй с положительным финалом. В четвертом и пятом сезоне таких эпизодов стало больше, что раскритиковали старые ценители сериала.

Брукер в ответ вставил в шестой сезон большее количество сцен насилия, чем во всех сезонах после переезда на Netflix. Причем, это не тот случай, когда насилие обусловлено сюжетом, это скорее добавление его просто, чтобы было.

В одном из недавних интервью шоураннер заявил, что дал ChatGPT написать сценарий к одному из эпизодов антологии, но вышла "полная лажа". Кажется, он все-таки несколько покривил душой: в шестом сезоне хватает эпизодов и сцен, которые будто бы были сгенерированы нейросетью – настолько неестественными и оторванными от остальной истории они выглядят.

Последний сезон?

Проблема большинства антологий в том, что очень интересные серии часто находятся по соседству с откровенно проходными. В новом сезоне к первой категории можно отнести только "Джоан ужасную". Она доказывает, что концепция антологии не утратила актуальности, хотя уже прошло 12 лет.

Чарли Брукер явно "перегорел" к своему наиболее известному детищу. Создается впечатление, что он достал из ящика все черновики исключительно, чтобы выполнить свои контрактные обязательства. Остается надеяться, что он или не будет его продолжать, или пригласит людей со свежим взглядом в сценарную комнату.