Украина может стать следующей сверхдержавой в Европе, ученые не уверены, станет ли искусственный интеллект настоящим, а Терминатор все же может появиться. Так считает Готье Вассер (Gauthie Vasseur), викладач, исполнительный директор Центра бизнес-аналитики Фишера в Калифорнийском университете в Беркли, президент Альянса за инклюзивный искусственный интеллект.

Вассер – приглашенный преподаватель украинского технологического университета SET University. Liga.Tech поговорила с профессором в Киеве о будущем человечества и Украины.

– Как вы думаете, сможет ли имеющийся искусственный интеллект стать настоящим интеллектом в следующем десятилетии?

– Этот вопрос волнует всех, и я не уверен, что есть консенсус. Есть ученые, которые скажут, что это произойдет, есть и те, кто считает, что этого не будет. И речь идет о людях, которые действительно работают в этой сфере – такой разрыв.

Я полагаюсь на то, что это вряд ли произойдет. Будет казаться, что это интеллект и он сможет делать все больше вещей. Но ИИ должен научиться делать обоснованные выводы.

Сейчас я могу сам принять решение, потому что знаю все условия – температура воздуха, локация, звуки, люди, это все можно собрать и в реальном времени проработать. И искусственному интеллекту, чтобы принять решение, нужно будет связать все, что есть, и связать в едином контексте. Я не вижу такой возможности в ближайшее время. Уровня гармонии с реальным миром, со средой, который есть у человека, у ИИ еще нет.

Фото: Валентина Полищук/Liga.net

– Что вы думаете о роботах с ИИ? Это может произойти через несколько лет или нет? Или роботы будут только промышленными?

– Я тоже не вижу реализации этого в ближайшем будущем. Однако робот с генеративным искусственным интеллектом уже выполняет гораздо больше задач, чем раньше. Есть разные типы роботов, которые мы могли бы иметь в индустрии либо даже в домашнем хозяйстве для выполнения повторяющихся задач.

Я думаю, что роботы улучшатся, они будут лучше учиться и выполнять разные задания – уже сейчас у вас на кухне есть много разных маленьких роботов, выполняющих ваши задания.

Будут роботы, способные поддержать легкий разговор, закрыть окно, если идет дождь, включить веселую музыку и т.д. Но мы должны помнить, что они не умные, они просто научились серии шаблонов, которые мы им скормили. Если мы не будем их гуманизировать, все будет хорошо.

Мы можем спросить генеративный искусственный интеллект, такой как ChatGPT, является ли он всеобщим искусственным интеллектом? Он вам скажет "нет". Я думаю, что мы могли бы получить роботов, четко специализирующихся на том, что им нужно делать, которые бы почти почувствовали себя людьми, но только в узком формате.

– И следующий вопрос о развитии ИИ – это дело только для передовых стран или для всего мира в целом?

– В этом вопросе – большой парадокс. Сегодня преимущество искусственного интеллекта зависит, во-первых, от обилия данных, а во-вторых, – от процессорной мощности. На самом деле не так много сверхдержав, у которых есть и данные, и вычисления.

Мы можем утверждать, что на сегодняшний день США вложили значительные средства в вычисления. Такие компании, как Intel, NVIDIA, Apple, знают, как создать микросхемы. И не секрет, что Штаты приняли закон, запрещающий любой экспорт чипов во многие страны, – если вы предоставляете вычислительную мощность другим странам, вы даете им половину ключа для получения хорошего искусственного интеллекта. Следовательно, развитые страны будут точно иметь преимущество, и если вы запретите экспорт любых процессоров куда угодно, другие страны не смогут научить свою собственную модель ИИ.

Когда дело доходит до данных, есть такой забавный аспект. Страны, где нет закона о конфиденциальности, могут пойти и взять данные о любом гражданине и использовать это для обучения ИИ. И даже в странах с качественным регулированием можно наблюдать жалобы от медиа, что ChatGPT тренировался на их статьях без оплаты.

Фото: Валентина Полищук/Liga.net

– Какая роль может быть у Украины в развитии искусственного интеллекта?

– Пока некоторые экономики более укоренены в привычках, традициях, другие страны получат шанс получить максимум от этой технологической революции. У Украины есть на это хорошие шансы.

Я считаю, что у вас огромный потенциал, вы, вероятно, следующая сверхдержава в Европе. Но то, что произошло с Дией и цифровизацией вашего правительства, как это вы быстро сделали… Для некоторых штатов США это – гора, на которую еще нужно подняться. А вы уже это сделали. У вас просто гораздо меньше вредных привычек, от которых нужно избавиться.

В Кремниевой долине есть пословица: если вам нужен хороший кодер, ищите его в Украине.

С точки зрения кодирования у вас есть все необходимое, чтобы продолжать развивать эти алгоритмы, обучая их наилучшим образом, создавая эти модели. Другой аспект, который мне нравится, – у вас высокообразованные люди. Предприниматели, с которыми мы работаем в Беркли, очень охотно и разумно относятся к своим проблемам. Конечно, им нужно развиваться как любому предпринимателю, но есть такой дух, который мы встречаем не везде. Вы можете сделать многое, вы в конце концов создадите более умные услуги и более умный продукт, чем другие страны с устоявшимися привычками. Такое у меня отношение к Украине, у вас отличный расклад карт.

– Видите ли вы в искусственном интеллекте угрозы со стороны тоталитарных режимов, таких как Россия, Северная Корея или Китай?

– Абсолютно точно. Многие режимы на самом деле не имеют никаких препятствий для сбора каких-либо данных, и они не будут колебаться в сборе конфиденциальных данных. Именно поэтому США были очень осторожны по поводу экспорта чипов. В то же время некоторые тоталитарные страны могут не иметь наивысшего уровня вычислительной мощности, необходимой для достижения такого прогресса. Но ИИ в общем-то прогрессирует, и это станет большой проблемой в руках не тех людей.

– И тема образования – как ИИ повлияет на образование и могут ли учителей заменить чат-боты?

– Это актуальный для меня вопрос. Я преподаю в вузах в течение 15 лет. И за это время ничего критичного не произошло. Я видел эпоху больших данных и ИИ. Всё было хорошо. Но за последние шесть месяцев мой мир просто перевернулся с ног на голову. Генеративные модели действительно решили проблемы, которые я не мог решить, которые, думаю, нам всем было трудно решить. Когда у вас есть класс на 50 учащихся, масштабироваться невозможно. У учителей есть ассистенты, но это не одно и то же. А вот генеративный искусственный интеллект может помочь – и выполнять упражнения, и предлагать решения и рассуждения для достижения решения.

Читайте также

Любой тест можно настроить под кого угодно, получить новые темы для разговора. Поэтому я считаю, что это действительно меняет игру. Кроме того, мне нравится то, как быстро генеративный ИИ может придумать быстрый тест. Вы просто вводите тему и говорите – "задай пять вопросов". И хотя они не самые лучшие, это все равно пять вопросов, на которые должен ответить ученик. Административно-организационную работу возьмет на себя искусственный интеллект, а учителя смогут больше сосредоточиться на педагогике.

Фото: Валентина Полищук/Liga.net

– А может ли ИИ изменить правила игры на войне?

– Как я вижу, искусственный интеллект меняет путь практически к любому делу, с которым я пересекаюсь. И хотя в Беркли мы не работаем над летальными технологиями, но двойное использование технологий все же существует. Например, распознавание изображений в сочетании с инфракрасными камерами, которое используется не только в гражданских целях. А еще логистика, производство, инвентаризация – с этим всем может помочь ИИ, и все это присутствует на войне. Машина берет на себя 80% глупой работы, а затем мы применяем свой собственный интеллект.

– По вашему мнению, наше будущее ближе к фильму "Терминатор" или к фильму "Двухсотлетний человек"?

– Я думаю, что это действительно зависит от нас. Во-первых, в общем я считаю, что у нас нет консенсуса относительно будущего, поэтому технически Терминатор может когда-нибудь появиться. Но давайте представим. Этика Терминатора, соблюдение гуманности – это в наших руках. Недавно один из профессоров Калифорнийского университета в Беркли сказал, что мы ни в коем случае не должны предоставить ИИ возможность принимать решения. Ибо если искусственный интеллект начинает принимать решения без контроля, то он будет способствовать собственному выживанию, собственному развитию – и это плохо.

Люди должны предотвратить появление Терминатора, появление предвзятого искусственного интеллекта. Обращение с технологиями должно стать частью школьных программ как можно шире.

Директор IHES (французского Института высших научных исследований. – Ред.) Эманюэль Ульмо рассказывал мне историю из прошлого. Когда появился калькулятор, людям пришлось отказаться от логарифмических линеек. Тогда считали, что это – "конец изучения основ математики". Но калькуляторы просто повысили уровень удовольствия от математики. Я считаю, что то же будет с генеративным искусственным интеллектом – он повысит уровень нашего удовольствия, наш уровень свободного времени, потому что мы будем работать быстрее, мы сможем думать глубже – и это сделает нас более человечными.

Читайте также