Феномен "королевских битв": чему бизнес может научиться у игровой индустрии
Сегодня, по данным Entertainment Software Association, средний возраст игрока в компьютерные игры в США составляет 32 года (в глобальном масштабе наиболее активная категория – 21-35 лет), в видеоигры мужчины и женщины играют практически поровну: 54% и 46% соответственно), а всего к категории "активных геймеров" относится более 2,5 млрд человек.
Рост популярности видеоигр привел к небывалой капитализации отрасли. По итогам 2019 года, аналитики оценили этот рынок в более чем $145 млрд, в то же время оценка киноиндустрии составила "всего" около $130 млрд.
Безусловно, такие фантастические коммерческие успехи обязаны ряду очевидных причин: удешевлению технологий, широкому проникновению сети Интернет, что привело к популяризации смартфонов, ПК и консолей. Однако, помимо технологического развития, есть и другие, менее очевидные факторы, которые позволили видеоиграм завоевать сердца миллиардов игроков, а их создателям - построить успешный бизнес.
Компьютерные игры стали сложнее, но более отзывчивыми в разрезе геймплея и механик, виртуальные миры расширились вглубь и вширь, обросли сложными социальными элементами. Игры в жанре Battle Royale ("королевская битва") вобрали в себя наиболее успешные подходы и приемы, используемые разработчиками цифровых развлечений, что помогло им стать настоящим феноменом - как в отдельной индустрии, так и в массовой культуре.
Как "королевским битвам" удалось завоевать неслыханную популярность не только среди геймеров, но и далеких от индустрии людей? Какие инструменты и уловки используют разработчики для продвижения своих развлекательных продуктов? И есть ли будущее у данного жанра?
Миллиардная индустрия с сотнями миллионов игроков
Battle Royale - жанр многопользовательских онлайн-игр, который, по большей части, представляет из себя перестрелки с элементами выживания, победителем является тот, кто остался в живых последним.
Как отдельное и самостоятельное направление, он возник в марте 2017 года, вместе с ранним релизом PlayerUnknown’s Battlegrounds от PUBG Studios. Уже к концу года было продано более 13 млн копий игры, а максимальное количество игроков онлайн составляло около 2 млн человек. И это до выхода игры на других платформах.
Конечно, такая популярность не могла остаться незамеченной остальными участниками рынка. Появление игр либо же дополнительных игровых режимов в этом жанре от гигантов индустрии не заставило себя ждать.
"Королевскую битву" к своему хиту Fortnite оперативно добавили Epic Games, новым режимом обзавелась популярная GTA Online, Electronic Arts представила APEX Legends, Activision– Call of Duty: Warzone, а совсем недавно Ubisoft официально презентовала Hyper Space. И чтобы полностью прочувствовать растущий градус популярности "королевских битв" – в начале июля была анонсирована новая часть Worms. Угадаете, в каком жанре она выйдет?
На сегодня ниша "королевских битв" оценивается в более чем $20 млрд, а это около 15% от всего объема игровой индустрии, и объединяет сотни миллионов геймеров. Несмотря на некоторый скепсис аналитиков, они не спешат терять популярность и интерес игроков.
Простые секреты сложного бизнеса
Почему мы играем в игры? На эту тему написано не одна сотня (а то и тысяча) научных работ, статей и снято десятки документальных фильмов. Отличаясь в частностях, все эти материалы сходятся в одном – мы играем ради получения удовольствия, которое достигается простым алгоритмом: действие – неопределенность – результат. Чем интереснее и увлекательнее были действия и чем выше уровень неопределенности, тем больше удовольствия принесет позитивный результат.
В "королевских битвах" каждый из этих этапов выверен и отработан, а общая концепция получения удовольствия от игр практически возведена до абсолюта. Однако коммерческий успех кроется не только за отлично отработанной механикой.
В чем же секрет популярности королевских игр?
В секретах популярности жанра предлагаю разобраться на примере Fortnite, которая стала эталоном для многих разработчиков в своем жанре. Сегодня в нее играют более 350 млн игроков по всему миру, и она не без основания считается одной из самых популярных видеоигр современности, став настоящим культурным феноменом.
Бесплатное распространение
Одним из самых очевидных секретов популярности ряда игр жанра является их бесплатная модель распространения – Free to Play. Это не новый подход, он используется в индустрии очень давно и полностью доказал свою эффективность.
Условно бесплатные продукты нормально воспринимаются как не искушенными игроками, так и хардкоными геймерами: для одних это возможность развлечь себя чем-то новеньким, для других – подтвердить или развеять свой скепсис касательно продукта.
В итоге, если игровые механики хороши, играют все.
Монетизацию же приносит налаженная система внутриигровых покупок - микротранзакций, которая во многом базируется на социальной составляющей: чтобы выделяться, вы можете купить особые облики для персонажа, чтобы играть против других было немного проще и веселее - наборы улучшений (оружие и другие артефакты), а чтобы отправится с друзьями в новые виртуальные приключения – пропуски к новым игровым аренам или сезонам.
"Дружелюбность" и унифицированный пользовательский опыт
Сегодня для многих типов цифровых продуктов успех зависит от кроссплатформенности, унификации пользовательского опыта независимо от устройства – будь то ПК, консоль, смартфон или планшет. Многие игры жанра "королевская битва" успешно следуют этому принципу.
Немаловажной, как показала практика, является и визуальная составляющая. Мультипликационный стиль без крови и откровенного насилия, используемый в ряде игр жанра, является универсальным, и будет хорошо принят как школьником из Николаева, так и шестидесятилетним фермером из Висконсина.
Добавьте сюда максимально простую игровую механику (война всех против всех на небольшой территории), короткую длительность игровых сессий – и вы получите максимально универсальный продукт, доступный пользователю где и когда ему угодно.
Мощная социальная составляющая
Многие современные онлайн-игры снискали популярность не только благодаря своим механикам, но также и социальным элементам, которые являются едва ли основными факторами успеха.
По сути, онлайн-игры становятся все больше похожи на социальные сети, где пользователи могут не только воевать, но и развивать виртуальный мир, устраивать совместные просмотры фильмов, создавать сообщества, общаться на темы, далекие от самой игры. Широкие возможности для коммуникации и взаимодействия пользователей в рамках продукта затягивают и становятся еще одним фактором вовлеченности в игру.
Выверенная маркетинговая активность
Даже если вы сделаете гениальный продукт и будете отдавать его полностью бесплатно, далеко не факт, что она сможет снискать популярность на высококонкурентном рынке.
Так, хороший рост популярности многих игр жанра обеспечили регулярные прямые эфиры с игровым процессом от инфлюенсеров. Например, совокупная аудитория известного стримера и летсплеера Ninja - сегодня составляет около 40 млн человек.
Также издатели активно работают над формированием информационных поводов, которые как привлекают новую аудиторию, так и подпитывают интерес старой. Например, разработчики регулярно добавляет в игры элементы из поп-культуры – персонажей фильмов, комиксов, шоу-бизнеса.
Кроме этого, думаю, даже далекие от индустрии люди слышали о внутриигровых вечеринках в той же Fortnite: концертах (на выступление Трэвиса Скотта (Travis Scott) в игре одновременно пришло 12,3 млн человек) и показах фильмов (26 июня состоялся показ работ культового режиссера Кристофера Нолана (Christopher Nolan).
Скрупулезное изучение профиля игрока
Конечно же, никуда без постоянных исследований профиля игроков. На базе тысяч типов данных – время, проведенное в игре и в нее ее; количество потраченных средств; стиль игры; прогресс; списки игровых контактов и множества других – команды из разработчиков, продюсеров и ученых формируют дальнейшие векторы развития игры. Все – от наборов для кастомизации персонажа до новых игровых сезонов – разрабатывается и выпускается, основываясь исключительно на массивах полученных и обработанных данных.
Безусловно, это далеко не все приемы, которые разработчики "королевских битв" используют для популяризации своих продуктов и удержания игроков. Однако именно они являются основополагающими и подходящими, при некой подстройке, для других типов бизнеса, отличных от игрового.
"Королевские битвы" - хайп или новая веха в игровой индустрии?
Новые игры в жанре Battle Royale выпускаются и анонсируются едва ли не каждый месяц, с различной степенью успешности завоевывая внимание и кошельки игроков. Скептики предрекают жанру судьбу любого экономического пузыря, оптимисты же наоборот - видят в нем если не будущее игровой индустрии, то однозначно влиятельный и значимый ее пласт.
Однако уже сегодня ясно, что "королевские битвы" с нами надолго.
Дэйв Курд (Dave Curd), руководитель студии-родоначальника жанра королевских битв PUBG Corporation (Мэдисон, США), в своем интервью журналу Eurogamer заявил, что в планах разработчиков поддерживать проект следующие 20 лет.
Долгосрочные стратегии развития продуктов есть и у других студий.
Онлайн-игры все ближе подбираются к мечтаниям писателей-фантастов и прогнозам футурологов – они создают первые прототипы метавселенных для своих пользователей, делая из цифровых развлечений не просто "убийц времени", а полноценное дополнение к реальности.
Плотная интеграция цифрового и реального миров означает, что игроки будут готовы платить больше за свой "виртуальный" комфорт, а бизнес – дать еще больше возможностей для получения порции радости.