Почему Джобс - это Лобановский и при чем здесь джобсовские сердца
Мир хотел увидеть новый iPhone – Apple его показал. На этом все. Ничего принципиально нового компания из Купертино пользователям не предложила. Да, iPhone 11 по техническим параметрам превосходит своих предшественников. У него лучше камера, батарейка дольше держит, еще и новые цвета в линейку добавились. Но это же те вещи, которые предполагаются по умолчанию. А есть ли еще что-то кроме них? Мой ответ – нет.
Кажется, сейчас компания переживает то же, что и киевский клуб Динамо. Я объясню, почему я так думаю.
В футболе есть такой термин "победа на классе". Это когда одна команда превосходит противника по параметрам скорости, техники, сыгранности и за счет этого легко побеждает соперника. Так вот, показ нового iPhone – это "презентация на классе". Это значит, что Apple – уже бывалый игрок, с колоссальным опытом, которого давно признали во всем мире. Проще говоря, иногда он может себе позволить не напрягаться. Но при этом заставить миллионы людей по всему миру прикипеть к экранам своих мониторов. Получилась инертная и рядовая история, без вау-эффекта.
Хорошо это или плохо? Пока что это работает. Например, журналисты чуть ли не бились, чтобы сфотографировать новые модели iPhone и первыми опубликовать фото в своих изданиях. Весь механизм привлечения внимания к себе идеально отлажен и он исправно работает. Лучше спросить – как долго это продлится? Пока неизвестно. Учитываем лишь тот факт, что китайский рынок в целом поджимает, Huawei показал свою операционную систему, а Samsung – гибкие телефоны. И вот это больше похоже на претензию быть “инновационным”, чем выход iPhone 11.
Если попытаться осмыслить, на каком этапе сейчас находится Apple, то мой ответ будет – "постджобсовском". Дело в том, что в любой мировой компании (и вообще в любой организации, в том числе в футбольном клубе) всегда есть "человек-столб", с именем которого она ассоциируется. Для Apple – это Стив Джобс. Он создал компанию, ушел из нее, а потом вернулся и терроризировал сотрудников, чтобы те работали на максимуме. Он сделал Apple великим. То же сотворил Валерий Лобановский с киевским Динамо: знаменитые физические нагрузки футболистов, основательные тактические занятия, дотошный разбор соперника. Валерий Васильевич нанес киевский клуб на мировую карту футбола. Оба оставили много наработок и не меньше соратников-последователей. Печаль в том, что после смерти обоих гениев, их детища "забуксовали".
Насчет Apple скажу следующее. Из компании ушел дизайнер Джони Айв, который принимал важные и революционные решения вместе с Джобсом. Американская фирма давно не презентовала ничего принципиально нового – просто улучшала то, что есть. Поговаривают, что она работает над очками дополненной реальности, но пока об этом ничего точно неизвестно. Тим Кук, который возглавляет Apple, пытается внедрять новые принципы работы компании, которые Джобс даже себе представить не мог, но он не демонстрирует по-настоящему новых идей. Имею в виду изменения размеров iPhone, презентация одновременно нескольких моделей телефона и т.д.
И напоследок. Есть такой термин "динамовские сердца", о которых сейчас много говорят зрители, болельщики и эксперты. Это – тренера-наследники системы футбола Лобановского. Они были воспитанниками киевского клуба, играли при Лобановском или работали вместе с великим тренером и переняли его методы работы. Но управлять клубом Динамо сегодня у них не очень получается. Их главная проблема – невозможность выйти из тени великого метра. Так вот, в Apple сейчас вроде как отошли от "канона Джобса" и вышли на “свой” путь. Но кажется, что это именно тот случай, когда несколько по-хорошему "джобсовски-заряженных сердец" (читай: молодые и талантливые управленцы, готовые к инновациям) не помешало бы. Возможно, они смогли бы дать новый толчок и чуть взбодрить всю систему, которая на сегодняшний день немного притомилась от своего ровного пульса.