Фото: depositphotos.com

Вчера Кабинет министров принял подготовленный НКРСИ (регулятор в сфере телекоммуникаций) проект изменений в налоговый кодекс. Он предусматривает увеличение платы за часть радиочастотного ресурса с 2020 года. Осталось только, чтобы проект поддержала Рада.

В первую очередь “под раздачу” попадут компании, связанные с Ринатом Ахметовым, российским бизнесменом Евгением Ройтманом, а также мобильные операторы. Больше всех может не повезти Киевстару.

LIGA.net решила выяснить, зачем регулятор и Кабмин пошли на такой шаг и какие в таком плане могут быть подводные камни.

Что именно подорожает и для кого?

Изменения предусматривают повышение ренты на использование частот в диапазонах 2300-2400 МГц, 2575-2610 МГц, 3400-3800 МГц с 45,83 грн до 3 000 грн в месяц за 1 МГц в каждой области. 

В этих частотах работают компании, которые предоставляют услуги беспроводного интернета на нишевых технологиях и не могут использовать 3G и 4G. 

В диапазонах 2300-2345 МГц еще недавно находилась компания Эс-лайн. Но в конце прошлого года НКРСИ аннулировала ее лицензию и сейчас компания судится с регулятором. Эс-лайн принадлежит Seam Communications. Inc, которую участники рынка связывают с российским бизнесменом Евгением Ройтманом.

Вторая компания - ММДС - Украина (принадлежит СКМ Рината Ахметова). Недавно она присоединилась к телеком-оператору Vega (тоже СКМ). Теперь Vega имеет распоряжении 15 МГц в шести украинских областях в диапазоне 2300-2345 МГц.

Ей также принадлежат частоты в диапазоне 2500-2700 МГц. Часть частот в этом диапазоне остались у компании после того, как она отдала другую часть на 4G тендер за компенсацию - около 500 млн грн.  

Третья компания - Giraffe. Она владеет общенациональной лицензией на полосу в 55 МГц в диапазоне 2,345-2,4 ГГц. Ранее акционером компании был экс-президент Киевстара Игорь Литовченко, но он покинул ее в прошлом году. Теперь конечным бенефициаром Giraffe числится Аммар Акер. Подробнее об этом здесь.

Лицензии на общенациональную полосу 3,4-3,6 ГГц принадлежали компании Украинские Новейшие Технологии. Ранее ее основным акционером был фонд Icon Private Equity с инвестициями Виктора Пинчука. Несколько источников на рынке сообщили LIGA.net, что владелец давно поменялся.

Правда, точных данных о сделке не было. Согласно единому реестру, компания с августа прошлого года оформлена на новый офшор - Карвест Холдингз Лимитед с Британских Виргинских Островов. Конечный бенефициар отсутствует.

Регулятор также недавно забрал у нее эти частоты, сославшись на то, что компания их не использует. Сейчас дело рассматривается в судах.

Мотивационный пинок к сплошному покрытию

Второе нововведение НКРСИ - увеличение повышающего коэффициента платы за использование радиочастот с 1,2 до 2 для фрагментированного спектра в диапазонах 791-821, 832-862, 880-915 МГц, 925-960 МГц.

Что это значит? Сейчас частоты мобильных операторов разбиты на узкие разрозненные полоски. Больше всех имеет Киевстар - 58% в диапазоне 900 МГц. У Vodafone 24%, а у lifecell меньше всех- 18%.

Регулятор хочет, чтобы операторы разделили частоты между собой и поменяли лоскутки на сплошные полосы. Это позволит запустить в этом диапазоне 4G и покрыть малые населенные пункты и дороги. Таким образом повышение цены станет дополнительным стимулом для операторов договариваться.

Киевстар делиться частотами готов, но как “донор частот” и “самый загруженный” хочет получить больше всех эфира и центральную полосу.

Vodafone и lifecell, судя по всему, готовы заплатить Киевстар компенсацию, но хотят поделить все поровну.

“В случае с 900 диапазоном есть смысл перераспределить его между операторами равномерно, потому что сейчас есть большой перекос в сторону Киевстар, и использовать его под 4G”, - отметила директор по корпоративным коммуникациям Vodafone Виктория Рубан

А если взять чуть ниже

В 800-ом диапазоне все еще сложнее. Большинство частот в нем принадлежат CDMA оператору Интертелеком. Он обслуживает более миллиона абонентов по всей Украине.

А развертывание сетей для других операторов в случае перераспределения эфира обойдется намного дороже. Ведь в GSM-900 старое оборудование можно апгредить, а тут нужно только новое.

Рассматривается два основных варианта работы с Интертелекомом: сдача компанией лицензии и получение компенсации или отказ от части спектра и получение лицензии на 4G. К какому из этих вариантов сейчас склоняется компания - неизвестно. Связаться с ней не удалось.

По задумке НКРСИ, повышение цен должно способствовать тому, чтобы компания была сговорчивее.

“Интертелекому, думаю, надо воспользоваться опцией, прописанной в законе, и по аналогии с подготовкой к тендеру 4G вернуть частоты государству за вознаграждение”, - отмечает телеком-эксперт Елена Минич.

В то же время она считает, что регулятор не имеет право “убивать” бизнес Интертелекома и должен заменить им лицензию на 4G, если те захотят.

Что думают мобильщики?

Операторы впечатлены новостями, особенно Киевстар, которому по карману они ударят больнее всех.

Синий оператор поддерживает идею, что плату для других компаний в высоких диапазонах хотят повысить. Ведь сами мобильщики платят 23 000 грн за 1 МГц в месяц за эфир в своих диапазонах. Но ему не нравится, что повышенный коэфициент хотят ввести и для них. Получается, если они не договорятся, то будут платить почти в два раза больше.

“Регулятор уверяет, что это, якобы, упорядочит спектр. Однако, такое предложение создает дополнительную финансовую нагрузку на операторов, которые, используя лишь 27% частот, а платят в госбюджет 97% от общего объема рентных платежей за эфир (здесь он имеет в виду мобильных операторов - Ред.)”, - отмечает директор по регуляторному обеспечению бизнеса Александр Когут.

Он сетует на то, что инициатива НКРСИ не обсуждалась с рынком.

В Vodafone решение о повышении решили не комментировать, наверное, понимая, что сам в нем частично заинтересован. Ведь Киевстар будет сговорчивее и быстрее поделится частотами.

lifecell, как ни странно, поддержали Киевстар. Мол, другим компаниям ренту повышайте! У них она низкая. А для мобильных операторов это уже слишком.

“Принятие закона в существующей редакции приведет к значимому нагрузки на отрасль, уничтожение инвестиционной привлекательности Украины и, соответственно, невозможность дальнейших инвестиций в развитие инновационных продуктов”, - отметил в lifecell.

В чем не сошлись эксперты?

По мнению телеком-эксперта Романа Химича, таким шагом регулятор решает несколько концептуальных задач:

- подготовка к 3G/4G тех частот в 900 МГц диапазоне, которые сейчас могут использоваться "большой тройкой" только для 2G;

- высвобождение спектра для 5G в диапазоне 3,5 ГГц, причем без каких-либо "справедливых компенсаций";

- подчистка "хвостов", оставшихся после прошлогодней операции по "справедливой компенсации" структурам Рината Ахметова за частоты 2,6 ГГц спектра.

Елена Минич, которая с 2010 по 2014 год возглавляла тот же FreshTel, напротив, критикует НКРСИ за повышение стоимости частот. По ее мнению, таким образом делается только “отжим рынка”.

“А вот развитие решается через принятие технологической нейтральности (когда оператор сам выбирает, какой стандарт связи запускать на своих частотах - Ред.), о которой наш регулятор, наверное не слышал, из- за отсутствия профильного образования в области телекоммуникаций”, - троллит она Александра Животовского.

По ее мнению, нельзя делать плату за "немобильные" частоты на уровне мобильной связи.

“Бизнес-кейс у этих всех операторов с учетом, что это высокие частоты, - это нишевый бизнес. Он не соизмерим с бизнес-кейсом мобильных операторов”, - отмечает она.

Операторы с лицензиями на радиочастоты не под мобильную связь могут организовать интернет-соединение. Но только стационарное, часто менее скоростное, через специальные модемы. И смартфоны они не поддерживают.

"Увеличение ставок в перспективных диапазонах частот безусловно будет способствовать отказу от лицензий компаниями, которые покупали лицензии на перспективу, а сейчас используют спектр формально", - считает эксперт сектора IT BRDO Глеб Щеголь.

Он думает, что возможны варианты продажи таких компаний. 

Будет ли повышение тарифов?

Операторы подходят к ответу на этот вопрос осторожно и мягко намекают: вы повысите тарифы нам, но в конечном счете за это все равно заплатят абоненты.

“Вы что хотите, тарифы по 50 евро?”, - в шутку спросил у журналиста собеседник в одном из мобильных операторов.

“Все наши решения - и относительно строительства новых сетей, и приобретения каких-то активов - будут иметь экономические основания”, - аккуратно отмечают в Vodafone.

В Киевстаре сетуют, что создание большей налоговой нагрузки может затормозить процесс внедрения новых технологий мобильной связи в Украине.

“Налоговая нагрузка на мобильных операторов в Украине составляет примерно 35%. Для сравнения, в Пакистане в среднем - 30%, Армении -27%, Грузии 21,8%, Кыргызстане - 11%”, - отметили в операторе.

Глеб Щеголь не исключает, что Киевстар, на которого возможное повышение повлияет больше всех, может поднять тарифы для абонентов.

“Утвержденные изменения ставок рентной платы должны, по задумке регулятора, заставить компанию Киевстар отказаться от "лишнего" спектра, но после введения повышающего коэффициента 1.2 компания этого не сделала. Так что не исключаю грядущего повышения тарифов Киевстар”, - говорит он.