Может ли Киевстар стать поставщиком электроэнергии? Проверим кейс
На недавней встрече с президентом Киевстар Александром Комаровым всплыл очень интересный вопрос. У мобильного оператора есть огромные ресурсы свободных денег для инвестирования. Но он скован финансовым регулированием, и перенаправить всю прибыль в дивиденды для зарубежных акционеров не представляется возможным, даже если бы на то было желание.
Самое печальное заключается в том, что и вкладывать в Украине, по словам Комарова, особо некуда. С журналистами завязалась живая дискуссия. А что если инвестировать в энергетику, как бы странно это не звучало?
Редакция LIGA.net решила выяснить, есть ли в этой далекой от телекома сфере признаки голубого океана.
Первый шаг реформы
Итак, в апреле 2017 года парламент принял закон “О рынке электроэнергии”. Он позволил потребителю выбирать поставщика электроэнергии. Это первый этап реформы, стартовавший в Украине в 2019 году. Так, например, в Киеве С 1 января энергоуслуги клиентам оказывают две разные компании. Оператор системы распределения – ДТЭК “Киевские электросети” и компания-поставщик – “Киевские энергетические услуги”. Обе они принадлежат Ринату Ахметову Ранее эти функции были сосредоточены у одной компании- Киевэнерго.
Электроэнергию можно купить и у альтернативного поставщика. “Киевские электросети” должны оказывать компаниям, получившим соответствующую лицензию, безотказный доступ к инфраструктуре, по запросу подключать и отключать клиентов, передавать данные о потреблении.
В телекоме есть аналог
По своей сути это понятие близко к телекому. Ведь в этом бизнесе есть так называемые виртуальные операторы мобильных сетей (Mobile Virtual Network Operator - MVNO). Такая компания не имеет собственной мобильной сети, а работает на ресурсах чужой. Зато у нее есть свои тарифы, свои биллинг и системы обслуживания клиентов. В Европе такой бизнес распространен. Это может быть дискаунтер или нишевый оператор. В Украине мобильщики не пускают на свои сети чужаков. И в отличие от энергетики, все законодательные инициативы, направленные на это, провалились. Пожалуй, есть только один рабочий пример - британский виртуальный мобильный оператор LycaMobile, который в 2017 году запустился на сети Тримоб. Единственная причина - Тримоб проиграл конкурентную борьбу большой тройке и собственники решили хоть как-то попробовать заработать на активе.
Рынок открывается
Но вернемся к поставщикам электроэнергии. Их количество постоянно растет, судя по реестру. Регулятор почти каждое заседание выдает по несколько новых лицензий. Эти компании могут продавать электроэнергию потребителям по нерегулируемому рыночному тарифу. Подавляющее большинство потребителей по-прежнему обслуживают поставщики, появившиеся в результате разделения функций облэнерго. Так, “Киевские энергетические услуги” еще два года после выделения будет оказывать так называемую датированную государством универсальную услугу. Потом на такого поставщика будет проведен тендер.
Следующий шаг реформы - с июля поставщики будут отпускать населению услуги по рыночному тарифу. Многие рыночные эксперты опасаются, что это может увеличить расценки в несколько раз. У нас по-прежнему самый низкий в Европе розничный тариф - в среднем чуть больше 1 гривни за 1 кВт*ч. В Польше - 14 евроцентов.
Для оптового рынка электроэнергии тоже все поменятся - исчезнет понятие “единого котла”, ГП Энергорынок, который закупает всю электроэнергию у генерирующих станций и отпускает по единому тарифу. Появятся биржи, на которых можно будет купить э/э по рыночной цене. И, возможно даже, трейдеры смогут осуществлять поставки из-за границы. Это бы позволило демонополизировать рынок регенерации. Ведь более 50% э/э производят АЭС Энергоатома, более 40% - это угольная теплогенерация, где основным игроком является все тот же Ринат Ахметов.
Интернет+электроэнергия: может ли быть общий тариф?
Новая схема (если она заработает, конечно) очень сильно напоминает систему, по которой сейчас в Украине работает рынок интернет-трафика. На нем никогда не было монополии, есть разные поставщики. А оптовые расценки в свое время упали ниже плинтуса из-за жесткой конкуренции.
Поэтому выход на рынок поставки электроэнергии для телеком-компании - это очень вероятная опция. У крупных украинских телекомов есть то, чего никогда не было у облэнерго - навыки конкуренции за счет предложений и тарифов, налаженная система обслуживания клиентов. Облэнерго не с кем было конкурировать. Поэтому такого понятия как сервис в принципе не существовало.
В принципе, в европейских странах телекомы уже выходили на энергетический рынок. Так например, Telecom Plus еще в 2013 году купил поставщика электроэнергии в Британии. Причем он вышел на разогретый рынок. На нем уже работало шесть компаний и конкуренция была не в диковинку.
Сейчас компания называется Utility Warehouse. У нее можно заказать комплексную услугу, куда входит, связь, интернет и электричество. Интересный дополнительный сервис - компания бесплатно меняет старые лампочки своих клиентов на новые LED. Это позволяет, по данным компании,сэкономить до 15% затрат на электричество.
The next big thing
Но и пожалуй, главное преимущество телеком-компаний заключается в том, что они могут не только продать э/э домохозяйству, но и зайти в дом - помочь ее экономно использовать. Такие кейсы в Европе уже начали появляться. Так, например, Deutsche Telekom недавно стал партнером норвежской Hitch, которая объединила 15 энергетических провайдеров в северной стране. Решение немецкого оператора - это IoT-хаб, который поддерживает соединение со 150 различными устройствами, потребляющими энергию, - Sonos, Philips, Miele и прочими. Умное решение позволяет пользователю предугадывать свои энергозатраты и платить меньше.
Таким образом Интернет вещей + энергетика может стать the next big thing. Глава Киевстар Александр Комаров пока не активно реагирует на мысли о том, что перед ним может открываться новая возможность. Всего в Украине более 15 млн потребителей электроэнергии. И скоро за них начнется борьба. Телекомам, чтобы продавать элекроэнергию, не нужна инфраструктура. Они будут виртуальными операторами. Придется оформить лицензию. А потом делать все знакомые им вещи: закупать на рынке э/э (почти как трафик), формировать тарифы и бандлы, общаться к клиентами.