Точка, тире, чепуха! Как изобретателя радио затроллил первый в мире хакер
Вчера, 16 ноября, Украина отмечала день связи. Сейчас, в эпоху стремительных прыжков от 2G к 5G и Full HD через мобильный интернет кажется невероятным, что еще сто лет назад радиосвязь была роскошью.
Например, это стало косвенной причиной гибели “Титаника”. Радисты суперлайнера почти все время занимались радиограммами, которые пассажиры первого класса отправляли на материк. Еще бы - ведь за такую услугу платили щедрые чаевые. Сообщения о льдах с других кораблей были в меньшем приоритете. Последние из них - за считанные часы до столкновения с айсбергом - даже не добрались до капитанского мостика. Хотя корабль все равно не снижал скорость, несмотря на предупреждения. Чем дело кончилось, мы знаем. С другой стороны, именно радиосвязь помогла подать сигнал о помощи, благодаря чему треть пассажиров не сгинула в шлюпках посреди Атлантики.
Еще сложнее представить, что когда-то радиосвязь была незащищенной. Ведь вокруг только и говорят о шифровании сообщений, каналов. И не рекомендуют пользоваться открытым Wi-Fi.
А началось это почти 120 лет назад.
Летом 1903 года в Лондонском Королевском институте собралась публика. Физик Джон Амброуз Флеминг готовился продемонстрировать новое технологическое чудо: систему беспроводной связи на большие расстояния, разработанную его боссом, итальянским пионером радио Гульельмо Маркони. Это была первая публичная демонстрация того, что сообщения с азбукой Морзе можно отправлять по беспроводной связи на большие расстояния. Сам Маркони в этот момент был примерно в 300 милях от Лондона и готовился отправить сигнал.
Но за несколько минут до начала представления приемный аппарат вдруг начал выводить послания. Кто-то - не Маркони - передавал сообщение. Оно транслировало одно и то же слово: “Чепуха”.
Затем послания стали более грубыми. “Был молодой парень из Италии, который очень мило баловал публику”, - насмехался невидимый автор, намекая на Маркони. И выдавал эпитеты пожестче.
За секунды до запланированной презентации поток оскорблений прекратился. Но эффект от выступления был подпорчен. Маркони вышел из равновесия. Ранее он запатентовал технологию настройки передатчика для вещания на определенной длине волны, заявив, что это делает радиосвязь безопасной. Теперь же выходило, что идея провалилась. Джон Флеминг направил в лондноскую “Таймс” возмущенное письмо, в котором просил помочь ему найти хулигана.
Хулиган вскоре объявился сам. Им оказался 39-летний фокусник Невил Маскелин из Британского мюзик-холла. В своем письме в “Таймс” он заявил, что устроил “фокус” для общественной пользы - потому что обнаружил уязвимости в подходе Маркони.
Маскелин интересовался беспроводными технологиями давно. В работе это очень помогало: фокусник “читал мысли” с помощью азбуки Морзе, дистанционно зажигал порох с помощью электрического разрядника. А в 1900 году обменялся сообщениями между наземной радиостанцией и воздушным шаром. Но к тому времени Маркони уже вовсю патентовал технологию радиосвязи, так что Невил остался без лавров изобретателя.
Зуб на Гильельмо держали и другие ребята. Из-за конкуренции технологиями. Успешно передав радиосигнал через океан, технология Маркони представила угрозу для проводных телеграфных компаний, которые прокладывали кабели в океанах и вынуждены были тратить огромные деньги на обслуживание флота, бригад и станций. Одна из них - Восточная телеграфная компания - наняла Маскелина, чтобы тот дискредитировал прыткого итальянца.
Фокусник построил 50-метровую мачту на скалах, чтобы проверить, удастся ли перехватить сообщения, которые компания Маркони посылает морским судам. Удалось. Так же, как мы сегодня спокойно настраиваемся на волну FM-радио, Маскелин поймал никак не защищенные сообщения. О чем и написал в британский журнал “Электрик”.
А чтобы находка привлекла больше внимания, фокусник-тролль устроил небольшое представление в Королевском университете. Для этого он расположился неподалеку с простым передатчиком и ключом Морзе. И передал свой язвительный текст.
Надо сказать, что Маскелин не посягнул ни на прибыли компании Маркони, ни на репутацию Джона Флеминга, а лишь указал на недостатки технологии. Так что с этим "взломом" он стал одним из первых белых хакеров.