Содержание:
  1. О 5G-перспективах в мире и, конечно, в Украине
  2. О 6G, электронной телепатии и человеке-киборге
  3. Сети датчиков - когда и как они опутают Украину?
  4. Блок неудобных вопросов: санкции против Huawei и оборудование компании на оккупированных территориях

Александр Сербин - один из немногих украинцев, которым удалось в достаточно молодом возрасте сделать головокружительную карьеру в глобальной корпорации. За 10 лет работы он поднялся по корпоративной лестнице до должности директора по развитию бизнеса Huawei Украина и стал одним из главных представителей китайского гиганта в нашей стране.

ЛІГА.tech пригласила Александра поговорить о сложных вещах вроде 5G и сетях для интернета вещей. Но не забыла задать и неудобные вопросы. Например, о причинах санкций США и других стран против Huawei, а также том, как телеком-оборудование попадает на оккупированные территории Донбасса.

О 5G-перспективах в мире и, конечно, в Украине

- Уже многие производители смартфонов анонсировали модели с поддержкой сети пятого поколения. Какое ближайшее будущее у 5G?

- Думаю, на Mobile World Congress, который состоится в конце февраля в Барселоне, уже однозначно будут представлены смартфоны с поддержкой 5G. Плюс в начале года в Лас-Вегасе проходит самая крупная выставка потребительской электроники - возможно, там кто-то что-то представит.

Смартфон сам по себе - вершинка айсберга. Сложно представить человека со смартфоном, которому нужна скорость порядка 1 Тб/с. Потребительский сегмент будет, но считается, что в первую очередь 5G будет обслуживать интересы крупного бизнеса и специальные кейсы. А большинство обычных потребителей будет жить на 4G.

Либо будет то, что сейчас промоутит компания Verizon в США - так называемый аналог WTTX (wireless to the X - беспроводная связь до некой точки) - когда будут использовать “мобильный фиксированный” интернет. То есть мы используем мобильную сеть 5G как канал передачи данных. А дальше у вас дома будет стоять какая-то “балалайка”, которая будет принимать 5G и раздавать по дому более привычный Wi-Fi. При этом скорости будут обеспечиваться очень хорошие - вплоть до 1 Тб/с.

- Когда 5G ожидать в Украине?

- Стандарты 5G будут финализированы к 2020 году.

В 2020-2021 годах в мире начнут появляться первые реальные 5G-сети. Год-два он будет тестироваться, отрабатываться. Потом мы можем ожидать, что [у нас] случится аукцион на частоты - и операторы будут потихонечку внедрять 5G. То есть в Украине это примерно 2022-2023 годы.

- Но если стандарт 5G будет окончательно утвержден только в 2020 году, то как же производители выпустят 5G-смартфоны уже в следующем году?

- На самом деле 5G состоит из 3 основных сценариев использования. Первый сценарий - это очень высокая скорость передачи данных. Второй - очень низкая задержка в передаче сигнала. Третий - очень высокая плотность устройств на квадратный километр.

Есть организация 3GPP, которая занимается стандартизированием. Чтобы соответствовать требованиям рынка, она разделила стандарты. В первую очередь вышли те, которые описывали именно высокую скорость передачи данных. То, что сейчас будет запущено в США и других странах - это реализация одного из трех базовых сценариев. Смартфоны, которые выйдут, будут заточены под первый сценарий. Это некий усеченный 5G.

Александр Сербин и Антон Кобылянский

- Какие частоты выделят для 5G?

- Кандидат №1 в Европе - 3,5 ГГц - так называемый C-band. Второй лучший кандидат - миллиметровый диапазон, порядка 28 ГГц. В этих диапазонах есть очень широкие полосы, а, соответственно, чем шире полоса, тем больше трафика с более высокой скоростью мы можем передать.

- Батарейка будет съедаться мгновенно?

- Проблема в другом. Как известно, чем выше частота, на которой работает базовая станция, тем меньше радиус ее действия. В случае с 28 ГГц базовая станция “стреляет” метров на 120, а 3,5 ГГц - 400-500 метров в зависимости от условий и обеспечит 2 Гбит/с на сектор. Соответственно, базовых станций нужно будет наставить очень много.

Во-первых, на это нужно много денег. И нужно много пользователей, чтобы все это окупилось. Поэтому 5G будет в основном не для обычных пользователей, а для специальных кейсов и различного рода индустрий.

Тот же GSMA дает прогнозы, что к 2025 году количество 5G-соединений будет составлять примерно 15% от общего числа. То есть основной технологией до 2025 года продолжит оставаться LTE.

- НКРСИ во вторник аннулировала лицензию компании Эс Лайн, которая долгое время сидела на частотах 2300-2345 МГц. Пригодятся ли они для пятого поколения?

- В принципе это второй волной можно использовать под 5G.

- Ваш прогноз: что будет с CDMA и с Интертелекомом?

- Все будет зависеть от того, как договорятся участники рынка.

- История немного похожа на Wimax.

- С одной стороны да. Это немного тупиковая ветвь эволюции. С другой, будем честными, Интертелеком нельзя сравнивать с Эс Лайн. Ведь Интертелеком - это действующая компания, обслуживающая более 1 млн абонентов.

- Но им все сложнее продавать услуги...

- Им сложнее, потому что производство оборудования стремительно сокращается. По-моему, уже официально оборудование не производит никто. По старым остаткам работают. И, конечно, в идеале, чтобы они смогли конвертировать свой CDMA в LTE. Это значит, что нужно договориться с НКРСИ и другими участниками рынка.

- Вы такого не видите сейчас?

- Почему, я вижу, что процесс пошел. Было уже совещание, но это лучше спрашивать у НКРСИ. Я очень надеюсь, что в следующем году мы увидим какие-то реальные существенные телодвижения по этому вопросу. Я надеюсь, что между участниками рынка выработается какой-то вариант по распределению частот.

О 6G, электронной телепатии и человеке-киборге

- Когда ждать появления 6G?

- Примерно каждые 10 лет появляется новый стандарт. То есть примерно в 2030 году мы увидим стандарт 6G. Какой он будет, что там будет - непонятно. Но то, что он будет, к гадалке не ходи.

- Вы как-то уже говорили, что смартфоны уйдут, и мы будем общаться телепатией.

- Есть несколько проектов, которые пытаются сделать интерфейс между нейронами в головном мозге и электронами, которые бегают в терминалах (смартфонах) и т.п.. Уже сейчас есть отдельные примеры, когда человек усилием мысли двигает механической рукой. Думаю, лет за 10 нейромедицина разовьется, и решение найдется.

Поэтому в будущем нам не нужно отдельное устройство. Вживим что-то прямо в человека. Батарейка этому устройству не потребуется, потому что оно будет “питаться” прямо кровью. В общем, человек-киборг. Смотрите Призрак в доспехах и все, что с этим связано.

- Как это будет выглядеть?

- Будет некий буфер, шина обмена.

Дальше вы формулируете мыслеобразы и через вживленное устройство отправляете эти мыслеобразы на шину обмена. У получателя это появляется на шине обмена, спрашивается подтверждение на просмотр. После чего образ загружается, в мозгу формируется некая картинка - и так заканчивается восприятие.

Как именно это будет, я пока не понимаю. Но то, что это будет - неизбежно. Соответственно в дальнейшем это будет некая электронная телепатия. То есть мы не напрямую шлем мысль другому человеку, а перепаковываем ее, делим на пакеты, отсылаем на шинообменник, а другой человек может закинуть это себе в голову.

Сети датчиков - когда и как они опутают Украину?

- Украинские мобильные операторы уже давно говорят о запуске IoT-сетей. Насколько такие сети востребованы у нас и как быстро могут быть реализованы?

- И LoRaWAN, и NB-IoT (варианты сетей для датчиков - Ред.) - уже достаточно зрелые технологии. Проблем с их реализацией нет. Основная проблема по состоянию на сейчас в Украине - грамотно это дело продать и заработать на этом деньги. Операторы - не альтруисты. Они строят все это, чтобы зарабатывать.

Здесь есть проблемы. С одной стороны - платежеспособность. С другой - операторы, возможно, еще не до конца научились это продавать и показывать выгоду для конечного потребителя. С третьей - поскольку в Украине уровень цен и стоимость рабочей силы достаточно низкие, переводить все на промышленные рельсы и заменять человеческий труд трудом машины не так интересно и не так коммерчески оправдано, как в той же Западной Европе или США, где стоимость трудовых ресурсов намного выше.

Некоторые хвалят LoRaWAN, некоторые NB-IoT. Мы, как Huawei, считаем, что NB-IoT в среднесрочной и долгосрочной перспективе несомненно победит. Почему? Для LoRaWAN нужно строить новую сеть поверх, с нуля. NB-IoT- это боковое “отпочкование” сети LTE. Если у оператора есть сеть 4 поколения на частотах 1800 МГц и ниже, там можно запустить NB-IoT и дополнительную сеть строить не нужно.

Плюс LoRaWAN работает в нелицензируемой части спектра. Соответственно, кто-то другой может запустить схожее оборудование на этой частоте, и качество на ней ухудшится. Система будет работать не так хорошо и стабильно. NB-IoT работает в лицензируемой части спектра. Частоты выделяются под определенного оператора, проводятся тесты на электромагнитную совместимость и прочее. И изначально качество услуги будет выше.

- Нужны ли дополнительные частоты под NB-IoT?

- Не совсем. Можно выделить ширину полосы до 200 кГц - этого достаточно для запуска NB-IoT. Спецразрешение от регулятора, если у тебя есть разрешение на LTE, для NB-IoT не нужно.

Думаю, с чем бы операторы сейчас ни стартовали, это здорово. Потому что они разогревают рынок, находят бизнес-сценарии и популяризируют эту услугу. Плюс зарабатывают какой-то опыт.

Когда научатся это продавать, когда рынок поймет, что для него это полезно, NB-IoT будет потихонечку отъедать кусок рынка. Примерно то же было с технологией Ваймакс, которую постепенно успешно “съел” UMTS.

- А какие услуги можно будет предоставлять?

- Какие угодно. Если есть платформа, которая управляет устройствами, дальше сами можете разработать устройство и, используя алгоритмы, зашитые в платформу, сами прописать, каким образом вы хотите использовать ту или иную услугу.

Если вы добавляете какой-либо вещи возможность удаленного управления из интернета или удаленного сбора данных, это дает вам дополнительную эффективность использования этой вещи. Почему операторы не очень успешны в этом? Они в деталях не разбираются в конечном бизнесе. Только дают платформу и коннективити, а сам бизнес-кейс придумывает тот, кто ведет этот бизнес.

Мы показывали несколько кейсов во время мобильного конгресса в Барселоне. Например, cold chain - когда необходимо выдерживать температурный режим по продукту, и вы хотите быть уверены, что с вашим продуктом ничего не случится. Например, это критически важно при перевозке органов для трансплантации. В коробку с органом вы ставите датчик, чтобы отслеживать, что с ним происходило в пути в каждый момент времени.

Если операторы откроют платформу и объяснят, как она работает, дальше миллион энтузиастов может придумать кейс, который нужен именно им. Что здорово - им не надо строить всю цепочку, платформу, обеспечивать связь. Они просто приходят к оператору, берут у него сим-карту, монтируют в свое устройство, подключаются к платформе оператора и платят абонплату.

В Украине это в обозримом будущем. Вопрос к операторам: как быстро они найдут бизнес-кейсы, как быстро для них это станет интересно? В мире таких кейсов уже очень много.

- В обозримом будущем? В 2019 году запустится?

- Можно хоть сейчас сделать трейсеры. К примеру, Киевстар задекларировал, что сделал трейсеры для машин. Им ничто не мешает сделать нечто наподобие кейса Vodafone в Европе, где трейсеры использовали на множестве потребительских устройств. Трейсеры на собачку, на ребенка и т.п. В дополнение к ошейнику от блох, который надевается на собак, используется плюс-минус похожий ошейник, который передает информацию о местонахождении собаки. Смысл в том, что если собака потерялась, можно было бы активировать какой-то звуковой или световой сигнал. Чтобы окружающие поняли, что собака в беде, и где-то ее “припарковали”. А дальше хозяин может ее оттрейсить и забрать. Это кейс, который лежит на поверхности.

Вопрос в том, сколько нужно потратить на внедрение кейса, за сколько можно продать и как быстро это отобьется.

Операторам иногда сложно внедрять услуги, потому что они с этих услуг зарабатывают мало денег. А инвестиции нужны существенные.

Поэтому если посчитать бизнес-кейс, одно с другим не сходится, или отбиваться кейс будет очень долго. Проще потратить деньги на что-то, что отобьется несколько быстрее.

Блок неудобных вопросов: санкции против Huawei и оборудование компании на оккупированных территориях

- Лавина обвинений против Huawei со стороны, например, США, Новой Зеландии - это борьба за рынки? Или что-то еще? Что будет дальше?

- Думаю, как-то договорятся. С одной стороны, США позиционируют себя как оплот демократии и борцов за справедливость. Хотя иногда решения, которые принимаются, вызывают недоумение и очень далеки от принципов свободной конкуренции.

Кто-то говорил, что война - это продолжение политики с помощью оружия. Кто-то говорит, что торговые войны - это продолжение политики с помощью торговых инструментов.

Североамериканский рынок был долгое время закрыт для компании Huawei. Если бы не это, компания Huawei стала бы №1 во всем мире. С другой стороны, эта закрытость хороша для других компаний, которые играют на защищенной площадке и защищены от полного уничтожения.

С точки зрения глобального рынка операторы заинтересованы, чтобы было разнообразие, чтобы компании, конкурируя, давали более качественный продукт. Сейчас эта конкуренция существует. Кроме Huawei есть Ericsson, Nokia, ZTE - есть из кого выбрать. То, что некоторые рынки запрещаются для компании Huawei - допускаю, что по политическим причинам кто-то это сделал. Есть ли там реально экономические или технологические причины? Не уверен.

Великобритания и Германия используют на своих сетях оборудование Huawei. Говорить, что британские или немецкие ученые глупее американских, и американские ученые нашли там какие-то бэкдоры, а британцы не нашли - не знаю, вряд ли это так.

- То есть вы в бэкдоры не верите?

- Я о них не знаю и комментировать не могу. Но думаю, что ситуация плюс-минус у всех операторов одинаковая. В каждом из операторов работают очень грамотные люди, которые отвечают за вопросы безопасности. Они гарантируют перед своими пользователями, что представитель поставщика оборудования не имеет возможности без согласования с оператором зайти в оборудование напрямую и получить какой-то доступ к информации пользователей. Если такое будет, это значит, что все службы безопасности всех операторов надо уволить по некомпетентности или расстрелять. Если этого не происходит, мы делаем допущение, что все неплохо. Если мы смотрим, какое количество операторов доверяет компании Huawei и строит бизнес… Компания растет очень классными темпами ежегодно.

- А история с попыткой запрета ZTE в США?

- Это может быть с кем угодно. Соединенные Штаты Америки, играя мускулами и используя свое доминирующее положение в мире, могут такое сделать практически любой компании. Такой компанией был Veon, с которой были скандалы. Такое или плюс-минус такое было когда-то с компанией МТС, которая закрывала свой бизнес в Узбекистане, потом открывала его вновь.

Мы видим, что крупный бизнес не застрахован от таких резких, жестких телодвижений в области политики, которые реально влияют на финансовые результаты и экономическую деятельность компании.

Huawei существует как закрытое акционерное общество, и это очень сильно отличает эту компанию от других. Другие компании должны заботиться, чтобы две квартальные отчетности подряд не было слишком плохих показателей, иначе CEO компании “расстреляют”, а совет директоров будет крайне недоволен, и это негативно отразится на курсе акций.

Huawei не котируется ни на одной бирже, то есть вы не можете купить акции Huawei. То есть мы можем позволить себе игнорировать краткосрочную конъюнктуру, игнорировать краткосрочные выгоды и больше сконцентрироваться на долгосрочных целях. Ты можешь делать добрые дела и зарабатывать деньги одновременно. В данном случае безусловно Huawei делает с помощью связи мир лучше.

Александр Сербин и Александр Глущенко

- Периодически сепаратистские ресурсы пишут о запуске 3G и 4G на оккупированных территориях. Где они берут оборудование? На том, что было там раньше, нельзя было запустить. Его как-то завозят из России?

- Huawei Украина точно к этому не причастен. Huawei Украина не отправляет людей, не привозит туда оборудование. Что происходит за пределами [контролируемой территории] Украины, комментировать не возьмусь - у меня нет такой информации.

- А как там вообще могут работать глобальные вендоры?

- Пример - рынок интернет сервис провайдеров в Украине. Очень популярные модели Huawei, которые покупают на AliExpress, привозят сюда или контрабандой или “в серую” - и все это работает. Это Huawei? Да. Купленный в Украине? Никоим образом. Теоретически люди с необходимыми техническими навыками все это могут там настроить. Но как это организовано “по ту сторону”, не знаю.