Мэр Львова обвиняет Госспецсвязи в планах застройки собора Юра. Что говорят в службе
Мэр Львова Андрей Садовый и городские депутаты 2 ноября на сессии львовского горсовета (ЛГС) обратились к президенту, главе Верховной Рады и премьеру с призывом сохранить территорию Митрополичьих садов. В горсовете утверждают, что землю садов на Святоюрской горе во Львове передали в пользование церкви в 2020 году. А в сентябре 2023 по иску Госспецсвязи суд отменил постановление ЛГС о передаче земли. По мнению суда, горсовет не предоставил достаточных доказательств прав собственности.
Садовый говорит, что участок собираются застроить: "Сначала я думал, что это недоразумение, но когда начинают появляться посредники от застройщиков, которые думают, можно ли застроить эту землю, у меня это вызывает шок. Я думаю, что кто-то на высоких должностях не понимает ценности духовного сердца Львова".
В Госспецсвязи опровергают это – на склоне Святоюрской горы невозможно построить что-либо. Liga.Tech поговорила с Владимиром Трофименко, заместителем главы Госспецсвязи.
Советская вышка во Львове
Долгие годы над львовским цирком, возле собора Святого Юра, на холме над Львовом нависала советская вышка. Ее вместе с двумя "сестрами" построили в 1951 году на участке в два гектара, выделенном Львовскому радиопередающему центру. В те времена Советский Союз строил каскад защитных сооружений от вражеского вещания, радиостанций вроде "Голос Америки" и "Радио Свобода", говорит Владимир Трофименко. На вышке, которая, конечно, была в государственной собственности, размещались "глушилки" и аналоговые передатчики, которые обеспечивали телевидением и радиовещанием территорию Львова.
В 1991 году, когда было принято решение о разграничении в государстве государственной и коммунальной собственности, продолжает Трофименко, земельный участок под вышкой и застройка на нем остались в государственной собственности. До 2015 года никаких проблем не было, утверждает представитель Госспецсвязи. В 2016 году, когда был перерегистрирован Львовский радиопередающий центр, он вошел в состав Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ), который относится к сфере управления Госспецсвязи. Тогда же участок и технические постройки зарегистрировали за концерном.
В 1998 году, когда центр города Львова внесли в список ЮНЕСКО, одну из оставшихся вышек обязали демонтировать, говорится на сайте ЛГС. Это произошло в 2016 году. На участке остались дома и технические постройки. Горсовет считает, что они принадлежат Львову, говорит собеседник. Земельный участок, выделившийся в 1951 году, был также закреплен за государством. По постановлению Львовского городского совета было принято решение без согласования с КРРТ, администрацией Госспецсвязи, областной государственной администрацией. Был сформирован земельный участок, посреди которого образовался небольшой анклав в 15 соток, где находится часть оборудования концерна, и его передали Курии УГКЦ", – объясняют в Госспецсвязи.
"На сегодня прошло множество судебных тяжб. По апелляционной и кассационной жалобе военной прокуратуры Львовского гарнизона было принято решение, подтверждающее право собственности за КРРТ", – говорит Трофименко.
У мэра Львова Андрея Садового иная точка зрения на ситуацию. "В 2020 году мы в этом сессионном зале проголосовали постановление, которым вернули этот земельный участок церкви, ведь это ее собственность. Однако я был очень удивлен, когда мы увидели, что Государственная служба специальной связи обратилась с иском в суд, чтобы забрать эту землю обратно. Сначала я думал, что это недоразумение, но когда начинают появляться здесь посредники от застройщиков, которые думают, можно ли застроить эту землю, у меня это вызывает шок. Я думаю, что кто-то на высоких должностях не понимает ценности духовного сердца Львова", – говорит Садовый.
Мэр называет ситуацию "глупостью со стороны Госспецсвязи" и говорит, что служба должна забыть о земле и отозвать иск. По словам мэра, на Святоюрской горе должен быть парк и рекреация.
Место с хорошей высотностью. Что сейчас на Святоюрской горе
Когда возник вопрос демонтажа вышек, была предварительная договоренность, что городской совет помогает снести их, финансирует процесс переноса кабелей, оборудования на другую локацию, помогает оформить землю, разрешить другие локации, где есть инфраструктура, рассказывает Трофименко. Была необходимость и в строительстве новой вышки. Но этого не произошло: "КРРТ, не дождавшись, сам демонтировал эту вышку, потому что та "глушилка" уже не работала, а было только оборудование, которое обеспечивало телерадиосигнал". Сейчас есть необходимость разместить определенное оборудование у собора Святого Юра, говорит собеседник, – там хорошая высотность. Но Госспецсвязи этого не делает, поскольку ожидает решения ситуации с Курией и ЛГС. Пока же это – патовая история.
"Я лично встречался с представителями Курии несколько раз, спросить, в чем проблема. Им кто-то рассказал, что мы собираемся строить высотные дома для обеспечения военнослужащих жильем", – говорит Трофименко и добавляет, что потребность в жилье действительно существует. Но строить на территории собора и на склоне – невозможно.
Также была и встреча с представителями ЛГС, которые говорили, что понимают важность ситуации и рассмотрят вопросы альтернативных земельных участков. И это было сказано публично, отмечает собеседник. Но против Госспецсвязи все равно подали иск.
Конечно, это не единственная ситуация в истории Госспецсвязи. В Броварах в Киевской области служба судилась за свою землю, на которой местные власти начали строительство, рассказывает Трофименко. Тогда удалось договориться и получить около 200 квартир военнослужащих. Похожая история была и в Одессе, где на месте государственной земли построили многоэтажки. В Тернополе Госспецсвязи удалось вернуть земельный участок, который также незаконно был отчужден у КРРТ.
Сейчас специалисты Госспецсвязи могут добраться до участка на Святоюрской горе только через территорию церкви. "Мы все понимаем отношение верующих к Митрополичьим садам и готовы его поддерживать законным способом. Но есть другая история. Мы военные, и у нас есть задача обеспечивать национальную безопасность и оборону страны и выполнять задачи. И на той локации есть оборудование, которое выполняет эту задачу, и работающие там люди. А на войне это совсем другая история. Это просто необходимые моменты, которые мы не можем проигнорировать", – резюмирует Трофименко.