Содержание:
  1. Как LinkedIn работает в России
  2. Блокировки украинцев после 24 февраля
  3. "Компания не имеет права абстрагироваться от войны в Украине"
  4. Должны ли соцсети адаптироваться под войну
  5. Как реагирует правительство

Украинские пользователи LinkedIn жалуются, что профессиональная соцсеть активно блокирует посты с правдой о войне против Украины, а также игнорирует явные нарушения со стороны россиян и российскую пропаганду. Подробно свои претензии они изложили в петиции, которую сейчас подписала почти тысяча человек.

Liga.Tech выяснила, что не так с модерацией в крупнейшей профессиональной соцсети мира, как можно обжаловать блокировку аккаунта и почему LinkedIn ушла из РФ еще в 2016 году только формально.

Как LinkedIn работает в России

Официально LinkedIn не работает в России с 2016 года. Компания отказалась выполнять требование Роскомнадзора о переносе данных российских пользователей соцсети на территорию РФ. Сайт попал в реестр нарушителей закона, и все операторы связи ограничили к нему доступ. Потом его удалили из российских Google и App Store.

Формально это усложнило доступ к социальной сети – россияне могут пользоваться ею только через VPN. Однако они по-прежнему размещали здесь объявления, могли оплачивать и пользоваться преимуществами premium-аккаунтов, заказывать рекламные объявления на русском языке и пользоваться удобным для них русским интерфейсом. Ежедневно там размещали сотни новых вакансий.

После 24 февраля эти возможности тоже ограничили, ведь LinkedIn, как и многие другие технологические компании, больше не принимает российские карточки.

В то же время с 29 марта украинские пользователи платной подписки LinkedIn Premium получили уведомления о том, что на три месяца подписка становится бесплатной. В сообщении компания осудила "трагическое и противозаконное вторжение в Украину" и попросила обращаться в службу поддержки, если потребуется помощь. Но в итоге украинцам пришлось обращаться в LinkedIn, чтобы оградить себя от жесткой модераторской политики самой соцсети.

Блокировки украинцев после 24 февраля

Во многих случаях публикации и комментарии украинцев блокировали, даже если там была просто констатация фактов. К примеру, публикации представителя украинского IT-сообщества Сергея Бабича удалили, когда он размещал там банковские реквизиты для помощи Харькову. Аккаунт Галины Приходько был заблокирован после того, как она разместила видео с улиц освобожденной Бучи.

Скриншот LinkedIn

В то же время аналогичные высказывания российских пользователей соцсети называли  такими, что не нарушают правила сообщества. Украинка Оксана Кутна так и не смогла доказать поддержке LinkedIn, что выражение "малоросы" является оскорбительным и проявлением ненависти к украинцам. Полный скриншот переписки с командой соцсети она опубликовала на своей странице и призналась, что больше не может чувствовать себя в этой социальной сети безопасно.

Публикация:

И реакция соцсети:

Снимок экрана

Это лишь малая часть таких случаев. И подобную тенденцию заметил QA Team/Tech Lead в P2H Алексей Мащиц. Алексей – постоянный активный пользователь LinkedIn. Его публикации здесь набирают более миллиона просмотров в год, в соцсети сосредоточены его профессиональные контакты. Он хорошо знаком с правилами LinkedIn, придерживается их, но это не уберегло Алексея от блокировки.

В частности, один из постов Мащица удалили из-за того, что он опубликовал перевод сообщения Владимира Зеленского об обстреле вокзала в Краматорске. Фразу "русские нелюди снова атаковали" заблокировали как ту, которая относится ко всем россиянам. "Это, очевидно, не так, поскольку речь шла только о тех, кто запускал ракеты", – объясняет он. Из-за этого поста Алексея блокировали дважды. Сначала удалили только это сообщение, а через пару месяцев – весь аккаунт.

"В LinkedIn работает такая схема: если ты перебираешь какое-то количество блокировок постов, они имеют право заблокировать аккаунт. Сначала временно. Ты можешь подать апелляцию, объяснить, а они решат, возвращают аккаунт или нет. В следующий раз, если что-нибудь случится, тебя заблокируют пожизненно", – объяснил Алексей.

Алексею удалось доказать службе поддержки, что он не нарушал правила сообщества, и разблокировать свой аккаунт. Однако он еще ждет, пока с него снимут статус "последнее предупреждение" – сейчас этот вопрос все еще на рассмотрении команды LinkedIn.

Liga.Tech также обратилась к LinkedIn с запросом о ситуации с модерацией украинских пользователей, но не смогла получить оперативный ответ.

"Компания не имеет права абстрагироваться от войны в Украине"

Несмотря на то что первоначально LinkedIn – это соцсеть, где обсуждают вопросы карьеры и профессионального развития, украинские пользователи считают, что компания не имеет права абстрагироваться от войны в Украине. Это не политика, это война. Мы здесь не выбираем, каким образом продвигать свою страну. У нас есть только одна цель – защитить свою землю. Это вопрос выживания для многих", – отмечает Алексей.

К тому же в LinkedIn собирается несколько другая аудитория, чем у Facebook и Twitter. "Там очень много троллей, меньше серьезных обсуждений. Людей, пишущих на Facebook, мы часто не знаем, а здесь ты видишь CV пользователя, его профессиональный путь. Знаешь его высказывания как эксперта", – говорит Алексей. Из-за этого все написанное в LinkedIn, по его мнению, воспринимается более серьезно.

"Здесь мы более персонализированы. Когда ты говоришь о войне – это совсем другой ракурс", – говорит он. В отличие от других, в этой соцсети значительное количество контактов – это иностранцы. Они читают, репостят публикации своих украинских коллег. И это дает людям за границей дополнительную возможность понять, что происходит в Украине.

Должны ли соцсети адаптироваться под войну

"Тема о том, как социальным сетям нужно адаптироваться под войну, – дискуссионная", – добавляет Алексей Мащиц. Кто-то может выражаться эмоционально, потому что утратил своих родных и близких. Также соцсетям следует обратить внимание на то, кто модерирует контент. У компании нет офиса в РФ, но там могут быть сервисные службы, которые рассматривают жалобы и будут предвзято на это смотреть.

"Последний кейс, который я вообще не понял. LinkedIn против буллинга и харассмента, но не заблокировали пост, в котором человек обвиняет город Львов в нацистских настроениях", – вспоминает Алексей.

То же касается буквы Z – украинцы репортят, чтобы ее блокировали как символ ненависти, но модераторы продолжают это игнорировать. Однако, в любом случае Алексей советует не сдаваться.

"Я знаю, есть люди, которые сдаются и говорят: "Все заблокировали, хорошо". Нет, есть возможность – сразу подавайте апелляцию, это обычный функционал LinkedIn. Это важно, чтобы LinkedIn и все вокруг понимали, что так нас не задавишь. Мы боремся. Это тоже важно", – говорит Алексей. Он рекомендует внимательно прочесть политики LinkedIn и сделать для себя выбор – один раз ярко эмоционально высказаться и получить блокировку или найти для этого литературную форму, которая будет не менее яркой и позволит продолжить свою борьбу на LinkedIn.

Как реагирует правительство

Liga.Tech обратилась к Минцифре, чтобы выяснить, удалось ли им пообщаться с представителями Microsoft, которой принадлежит LinkedIn, и донести информацию об этой проблеме компании. Ранее заместитель министра цифровой трансформации по развитию IТ-сферы Александр Борняков собирал примеры конкретных кейсов тех, кто столкнулся с цензурой на LinkedIn, и анонсировал, что компания Microsoft обещала уделить внимание этому вопросу.

Как рассказали в министерстве, они обращают внимание на защиту присутствия украинского гражданского мнения в информационном пространстве. Минцифра ведет переговоры с международными компаниями и оказывает помощь всем активным пользователям социальных сетей, сопротивляющихся в информационном пространстве и заблокированных системой.

По словам представителей Минцифры, большинство пользователей обращаются в ведомство лично для разблокирования аккаунтов определенных активистов. Все случаи рассматриваются индивидуально. В Минцифре посоветовали отправлять апелляции для решения проблемных вопросов по блокировкам и сказали, что готовы помочь отстоять некоторые кейсы лидеров мнений. Для этого просят обращаться на почту pr@thedigital.gov.ua.

По мнению Минцифры, в большинстве случаев блокировка происходит из-за чрезмерной активности ботов, жалующихся на публикации. "При условии массовых жалоб менеджеры социальных сетей могут обратить внимание на публикацию и заблокировать ее. Поэтому советуем по этим случаям все же подавать апелляцию, в таком случае решения могут быть пересмотрены", – рассказали нам в комментарии.

В министерстве подчеркнули, что делают все возможное, чтобы украинские пользователи могли свободно распространять информацию в социальных сетях. Однако ввиду конфиденциальности не могут поделиться актуальными кейсами "разблокировок".

Читайте также