В начале февраля Польша пообещала передать Украине свои новейшие переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) Piorun, а 13 февраля Литва передала в Украину знаменитые ПЗРК Stinger. Рассказываем, что это за оружие и чем отличается от других подобных систем.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное

Piorun

ПЗРК "Перун" (названный в честь бога грома и молнии в старославянской мифологии) даже для польской армии оружие совсем новое. Если "Джавелины", при всем своем техническом совершенстве, используются американцами уже почти тридцать лет, то Piorun приняли на вооружение только в 2019 году. Оружие представляет собой модернизацию более старого польского ракетного комплекса Grom – это была фактически частично локализованная версия советского ПЗРК "Игла".

Последний был весьма прогрессивной разработкой на конец 80-х годов и до сих пор стоит на вооружении многих стран, включая Украину. Однако поляки желали избавиться от советского наследия и запустили собственную программу. По сути, "Гром" представлял собой ту же "Иглу", но уже производимую в Польше и с частичным импортозамещением (часть комплектующих – из бывшего СССР, часть – производилось на месте).

Со временем Польша перешла к модернизации уже собственного ПЗРК – программа Grom-2 в итоге и породила ракетный комплекс Piorun. Конструктивно он представляет собой известную схему – "ракета в одноразовом транспортно-пусковом контейнере плюс многоразовый прицел и пусковое устройство". Ракета использует твердое топливо и оснащается двухканальной инфракрасной головкой самонаведения.

ПЗРК Piorun (фото — milmag.pl, Jakub Link-Lenczowski)

При пуске ракеты в летательный аппарат она не летит по прямой, как зенитный снаряд, а наводится на тепло, излучаемое двигателем самолета или вертолета, который требуется сбить.

Однако современные летательные аппараты оснащаются устройствами отстрела так называемых тепловых ловушек. Каждая из них излучает тепло и предназначена для того, чтобы увести ракету на себя.

Чтобы не дать возможность так "провести" ракету, и были разработаны двухканальные головки самонаведения. В таких имеется основной и вспомогательный каналы – первый настраивается на излучение основной цели, второй – на излучение тепловых ловушек.

Таким образом, ракета получает возможность игнорировать ложные цели и бить по истинной. Существуют и ракеты с ГСН, работающей и в ультрафиолетовом спектре – их использует, например, ПЗРК Stinger, и речь о них пойдет ниже.

Значительным плюсом систем самонаведения ПЗРК Piorun считается современная элементная база, позволяющая ракете "видеть" воздушные объекты на расстоянии до восьми километров – или сбивать цели, выделяющие меньше тепла, такие как беспилотники.

Система управления ракетой – цифровая, что дает возможность боеприпасу более надежно сопровождать цель и не дает пилоту вражеского самолета "стряхнуть" ее. Пуск из "Перуна" можно производить как вдогонку цели, так и навстречу ей – режим устанавливает оператор с помощью цифрового пускового устройства. Последнее имеет также режим авторизации, не позволяющий стрелять из ПЗРК постороннему, не знающему ключа.

Ракета ПЗРК весит 10,5 кг (сам комплекс – 16,5 кг), имеет длину 1,6 метра и поражает летательные аппараты на высоте до 4 км и дальности до 6,4 км. Как и ракеты большинства переносных комплексов, она твердотопливная.

Боевая часть – осколочно-фугасная, весит 1,82 килограмма и позволяет уничтожать и вертолеты, и самолеты. Возможность использования неконтактных лазерных взрывателей, как считается, позволяет успешно использовать ПЗРК против беспилотников, а инфракрасный прицел – стрелять ночью.

В целом, Piorun можно охарактеризовать как грамотную модернизацию хорошо знакомой системы со столь же грамотным использованием современных технологий (в первую очередь, цифровых). Польские СМИ сообщали даже, что американская армия заказывает "Перуны" с перспективой если не заменить, то дополнить ими свои "Стингеры", но насколько масштабной окажется сделка, пока неясно.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Facebook: главные новости о технологиях

ПЗРК FIM-92 Stinger

В отличие от комплекса Piorun, который стоит на вооружении всего пару лет, FIM-92 "Стингер" вступил в строй еще во времена холодной войны и успел стать легендой. Достаточно сказать, что за сорок прошедших лет Stinger остается единственным ПЗРК на вооружении армии США.

Боевое крещение "Стингер" получил в Фолклендской войне Великобритании и Аргентины в 1982 году. А на первые полосы газет вышел во время Афганской войны – в середине восьмидесятых США начали поставки ПЗРК моджахедам.

Эффективность комплекса в Афганистане до сих пор вопрос дискуссионный, говорят и о считаных десятках, и о двух с лишним сотнях сбитых летательных аппаратов (это половина потерь советской авиации в Афганской войне) – но серьезной проблемой для советских ВВС "Стингеры" очевидно стали.

Помимо собственно потерь в авиации, использование ПЗРК резко "поднимает" вражеские самолеты и вертолеты на большую высоту – пилоты опасаются летать низко, так что эффективность штурмовиков, вертолетов и бомбардировщиков ощутимо падает.

FIM-92 – один из самых популярных ПЗРК в мире, всего произведено порядка 70 000 ракет к ним. Как и в Piorun, прицельные и пусковые приспособления перед стрельбой крепятся к одноразовому контейнеру с ракетой. Расчет "Стингера" состоит обычно из двух человек, один стреляет, а второй носит дополнительные ракеты.

Для повышения точности стрельбы боеприпас ПЗРК использует двухканальную головку самонаведения – один канал инфракрасный, второй ультрафиолетовый. Такая система еще в восьмидесятые (когда технологии были куда менее развиты, чем сейчас) давала возможность комплексу сбивать цели, несмотря на тепловые ловушки. ГСН имеет защиту от помех.

Усовершенствованные ракеты Stinger-RMP работают еще лучше: в них имеется процессор, позволяющий закладывать программы, адаптирующие наведение ракеты на цель в зависимости от того, что это за цель.

Если известно, какими летательными аппаратами воюет враг (а это известно, парк авиации любого государства секретом не является), сбивать самолеты или вертолеты становится еще проще. Последние версии боеприпаса позволяют сбивать даже крылатые ракеты.

Запуск FIM-92 Stinger (фото — US Army, Casey Slusser)

Двухрежимный твердотопливный двигатель разгоняет ракеты "Стингера" до рекордных 750 метров в секунду (у ракет "Перуна" – 660 м/с, у классической "Иглы" менее 600 м/с). Осколочно-фугасная часть ракеты также очень большая – весит целых три килограмма и имеет большее осколочно-фугасное действие, чем у большинства других ПЗРК. Еще в Афганистане ракетами FIM-92 сбивали не только вертолеты или транспортники, но и бронированные штурмовики Су-25.

Для выстрела из "Стингера" достаточно подсоединить пусковой механизм к контейнеру с ракетой (включая электрическую батарею и систему охлаждения ГСН) и нажать на спусковой крючок. После этого можно искать в небе цель. Обнаружив, стрелок дожидается, когда головка самонаведения захватит цель (при этом раздается вибрация) и снова нажимает спусковой крючок – ракета отправляется к цели. После этого контейнер для ракеты можно выбрасывать.

Дальность поражаемых целей меньше по сравнению с Piorun – Stinger бьет примерно на 4750 метров, высота – до 3500-3800 метров. Переносить снаряженный комплекс одному человеку достаточно просто, он весит всего 15,7 килограмма при массе ракеты в 10,1 кг.

Учитывая характеристики, наиболее вероятными объектами "охоты" для FIM-92 и "Перуна" становятся абсолютно любые вертолеты, беспилотники (конечно, те, что покрупнее, в первую очередь ударные модели), штурмовики (они низко летают и работают по земле), транспортники на взлете и посадке. Стратегические бомбардировщики и сверхзвуковые истребители могут быть сбиты ПЗРК с гораздо меньшей вероятностью.