Втрое дороже SpaceX. Как КПИ запускает студенческие наноспутники за миллионы
Кабмин 27 октября выделил 5,2 млн грн на задачи научного направления "Технические науки" киевского Политеха. По словам главы МОН Оксена Лисового, средства пойдут на завершение разработки студенческого наноспутника PolyITAN-12. В 2024 году он должен быть на орбите. Согласно сайту МОН, для использования средств "уже сейчас проводится системная работа по решению всех технических, логистических и организационных задач".
Речь идет о подготовке к отправке на пусковую площадку и фрахт (включая сопутствующие услуги по доставке) на околоземную орбиту почти готового высокотехнологичного изделия специалистов и студентов КПИ по цене $144 000.
По рыночным расценкам в такую сумму обойдется запуск 20-килограммового космического аппарата силами SpaceX. Компания группами выводит в космос на ракете-носителе Falcon 9 небольшие спутники от множества заказчиков из многих стран мира.
Специально для Liga.Tech предысторию украинских студенческих спутников и соотношение стоимости запуска объяснил эксперт по космической деятельности, экс-советник главы Госкосмоса Андрей Колесник.
Что говорят в руководстве КПИ
Проректор по научной работе КПИ Виталий Пасечник заявил Dev.ua в ноябре, что выделенная сумма касается только окончания работ над спутником. Общая стоимость их после этого приблизится к 15 млн грн, а пусковые услуги могут достичь $500 000, которые еще нужно найти отдельно. Транспортировка же на пусковую площадку состоится не раньше середины 2024 года.
По сравнению с типичными затратами в мире на университетские оптические наноспутники, КПИ уже выходит этой разработкой в "люксовый сегмент". Это более полумиллиона долларов США с учетом разных валютных курсов в течение нескольких лет разработки.
Оценка стоимости запуска еще в полмиллиона долларов предоставляет сумму доставки на орбиту в $25 000 по килограммам веса. Это больше расценок SpaceX практически в 2,5-3 раза, даже если учитывать стоимость услуги "под ключ". Пуск украинского спутника Сечь-2-30 по такой схеме стоил $11 000 за килограмм.
Впрочем, самый экономичный вариант для КПИ существует. Вуз еще успевает на миссию Transporter-12 на Falcon 9 из мыса Канаверал во Флориде. Она планируется поздней осенью 2024 года.
Что из себя будет представлять будущий спутник
По данным МОН, космический аппарат был разработан, чтобы дистанционно исследовать поверхность Земли с помощью оптической системы средней пространственной разрозненности. Спутник также будет тестировать радиопередатчики и антенны космической связи разных диапазонов.
Непосредственно с макетом такого микроспутника и его оптической системы можно было познакомиться в частности на конкурсе инновационных проектов в сфере оборонных технологий, который проходил в КПИ 14-15 мая 2019 года.
Видеорепортаж события четырехлетней давности от UA TV предоставляет кадр, на котором представлен практически полноразмерный макет оптического прибора цилиндрической формы (справа) и уменьшенный в масштабе макет самого космического аппарата (слева).
Корпус оптического устройства тогда предлагали использовать как несущий для всей спутниковой платформы. В те времена такое конструкционное решение только приобретало популярность из-за значительного уменьшения размеров самого космического аппарата и соответственно его веса.
Возвращаясь к PolyITAN-12U, можно предположить, что, как и у всех современных спутников, у которых основным полезным грузом является оптическая система, у него также вся конструкция должна быть подчинена именно подобному компактному расположению.
В любом случае это позволит отработать конструкторские решения по значительно меньшей цене, если не учитывать аппетиты разработчиков. Хотя для кубсатовского класса космических аппаратов, это выливается в худший показатель пространственной разрозненности оптической системы – всего от 2 до 4 метров.
Как пример, в кадре из фильма "КПИ. Покорение космоса" представлен вид оптического наноспутника с условным названием PolyITAN-3, который проектировался с участием Познанской политехники из Польши (ее вклад был в разработке отдельных электронных подсистем):
Что настораживает
Неспроста второй целью будущего технологического эксперимента PolyITAN-12U заявлено тестирование радиопередатчиков и антенн космической связи разных диапазонов. Предыдущий, третий по порядку наноспутник от КПИ, PolyITAN-HP-30, был запущен 3 января 2023 года.
После старта следующей операцией всегда есть попытка владельца установить связь со спутником. Подробности относительно постоянной коммуникации с космическим аппаратом и информации о его дальнейшей эксплуатации, ответственные сотрудники КПИ публично не предоставляли. Но среди идентифицированных космических объектов по результатам той миссии украинский PolyITAN-HP-30 так и не значится (таких "неудачников" оказалось, по разным оценкам, от 3 до 5 из 97 объектов, выведенных тогда на орбиту).
Причиной проблемы с высокой вероятностью можно считать глюк в системе радиосвязи. Он не позволил начать и выполнять запланированные эксперименты. Неудивительно, что следующий наноспутник PolyITAN-12U снаряжается уже несколькими коммуникационными средствами с альтернативными диапазонами. Это должно помочь ему не потеряться в космосе как предшественник.
Кто за университетские спутники закажет слово
Дополнительную уверенность говорить о проблемах с КПИ-шным спутником PolyITAN-HP-30 добавляет выдержка из Реестра космических объектов ООН.
В первой строке (относящейся к PolyITAN-HP-30), в первой же колонке, где должен изображаться уникальный номер международного идентификатора, звездочка в конце указывает на отсутствие его присвоения – как и уточнение на этот счет в предпоследней колонке.
Как должно все выглядеть, наглядно изображено во второй строке, где находится запись о регистрации спутника "Сич-2-1" (в Украине он также известен под названием "Сич-2-30") и ссылку на вербальную ноту с соответствующей информацией от постоянного представительства Украины при ООН.
Согласно положениям Конвенции ООН о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство и вступившей в силу для Украины еще 14.09.1977, также все должно быть зафиксировано в соответствующем государственном реестре.
Статья 13 закона Украины "О космической деятельности" предусматривает, что " космические аппараты подлежат обязательной государственной регистрации в Государственном реестре космических аппаратов Украины". Но по факту, публичный доступ к такому Государственному реестру отсутствует, и поэтому его текущее содержание неизвестно.
Следует также обратить внимание на третью строчку в вытяжке из Реестра ООН, касающуюся первого наноспутника от КПИ. Хотя он и был должным образом идентифицирован международной системой осведомленности космической обстановки, украинское правительство его не зарегистрировало, а единственным источником информации о нем там указан документ, распространённый от имени РФ, с территории которой PolyITAN-1 был запущен в середине 2014 года.
К сожалению, разделение космических аппаратов на легальные и нелегальные заложено в положениях Закона Украины "О космической деятельности", в частности в статье 7: Космическая деятельность в Украине осуществляется на основе Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины и в статье 11: "Финансирование космической деятельности с научной и хозяйственной целью в тех случаях, когда заказчиком работ являются государственные органы или учреждения осуществляется на основании Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины".
То есть, если финансирование создания и запуска спутников происходит за счет средств другого целевого назначения, которыми распоряжается тот же МОН, а сами работы проводятся, например, КПИ, входящим в сферу управления МОН, и о них нет упоминания в определенной Космической программе (а их там никогда не было) – все это "не считается". И такие космические аппараты на орбите на официальном, международном уровне к украинским не относятся.
В результате, непонятны обязательства по договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, действующую для Украины с 31.10.1967. В статье VI говорится, что государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами.
Liga.Tech обратилась в пресс-службу КПИ с запросом интервью с проректором Пасечником, но на момент публикации не получила ответа.