“Пришло время разрушить Facebook”. 14 тезисов экс-партнера Марка
Крис Хьюз вместе с Марком Цукербергом (фото NYT)

35-летний Крис Хьюз вместе с Марком Цукербергом и еще несколькими студентами создали Facebook в 2004 году. В 2007 году Хьюз ушел из компании. Ему не удалось убедить Марка продать свой проект Yahoo за миллиард и стать мультимиллионером. Цукерберг не хотел себе босса, он всегда хотел доминировать.  

9 мая 2019 года Хьюз выпустил на The New York Times колонку «Пришло время разрушить Facebook».

Почему он решил, что их общее детище нужно уничтожить?

Liga.Tech подготовила 14 тезисов из детального манифеста Хьюза.


1. Влияние Марка ошеломляет намного больше, чем влияние кого-либо еще в частном секторе или правительстве. Он контролирует три основных коммуникационных платформы - Facebook, Instagram и WhatsApp - которыми ежедневно пользуются миллиарды людей.

Правление Facebook работает скорее как консультативный комитет, чем надзиратель, потому что Марк контролирует около 60% голосующих акций.

Марк один может решить, как настроить алгоритмы Facebook, чтобы определить, что люди видят в своих новостных лентах, какие настройки конфиденциальности они могут использовать и даже какие сообщения им доставляются.

2. Марк - хороший, добрый человек. Но я злюсь, что его фокус на росте привел к тому, что он пожертвовал безопасностью и вежливостью ради кликов. Я разочарован в себе и в ранней команде Facebook за то, что я не задумывался о том, как алгоритм новостной ленты может изменить нашу культуру, повлиять на выборы и расширить возможности националистических лидеров.

И я беспокоюсь, что Марк окружил себя командой, которая укрепляет его убеждения, а не бросает им вызов.

3. Мы - нация с традицией обуздания монополий, независимо от того, насколько благие намерения у лидеров этих компаний. Сила Марка беспрецедентна и она антиамериканская.

Пришло время расстаться с Facebook.

Наиболее проблематичным аспектом влияния Facebook является односторонний контроль Марка над высказываниями. Инженеры Facebook пишут алгоритмы, которые выбирают, какие комментарии или события пользователей будут отображаться в новостных лентах друзей и семьи. Эти правила являются собственностью компании и настолько сложны, что многие сотрудники Facebook сами их не понимают.

4. Америка была построена на идее, что власть не должна быть сосредоточена у какого-то одного человека, потому что мы все подвержены ошибкам.

5. За последние 20 лет более 75% американских отраслей, от авиакомпаний до фармацевтики, проходили период повышенной концентрации на рынке, а средний размер публичных компаний утроился. Результатом является снижение уровня предпринимательства, замедление роста производительности, повышение цен и сокращение выбора для потребителей.

То же самое происходит в социальных сетях и цифровых коммуникациях. Поскольку Facebook доминирует в социальных сетях, он не сталкивается с рыночной ответственностью. Я не виню Марка за его стремление к доминированию...

И все же он создал левиафан, который вытесняет предпринимательство и ограничивает выбор потребителей.

6. С самых ранних дней Марк использовал слово «доминирование» для описания наших амбиций, без намека на иронию или смирение. Тогда мы конкурировали с целым рядом социальных сетей, не только с Myspace, но и с Friendster, Twitter, Tumblr, LiveJournal и другими. Давление побеждать их стимулировало инновации и привело к появлению многих функций, которые отличают Facebook: простые, красивые интерфейсы, новостная лента, связь с реальными личностями и многое другое.

7. Однажды вечером, когда продавали Myspace, я помню, как ехал домой с работы с Марком обратно в дом, в которым мы жили с несколькими инженерами и дизайнерами. Я был на пассажирском сиденье Infiniti S.U.V., которую наш инвестор Питер Тиль купил для Марка, чтобы заменить ненадежный джип, который тот водил.

Когда мы свернули с авеню Вальпараисо, Марк признался в огромном давлении, которое он чувствовал.

«Теперь, когда мы нанимаем так много людей…», - сказал он, умолкая. «Мы просто не можем потерпеть неудачу».

Facebook превратился из проекта, разработанного в нашей комнате в общежитии и на разных дачах, в серьезную компанию с юристами и отделом кадров. У нас было около 50 сотрудников, и их семьи полагались на Facebook, который их кормил. Я посмотрел в окно и подумал про себя: это никогда не остановится. Чем больше мы становимся, тем упорнее нам надо работать, чтобы продолжать расти.

8. Фейсбучные версии сториз Snapchat и исчезающие сообщения оказались чрезвычайно успешными. За счет Snapchat. На собрании, состоявшемся в 2016 году, Марк попросил сотрудников Facebook не позволять своей гордости мешать пользователям получать то, что они хотят. Согласно журналу Wired, сообщение Цукерберга стало неофициальным лозунгом в Facebook:

"Не будьте слишком горды, чтобы копировать".

9. Facebook делает деньги на целевой рекламе, то есть пользователи не платят за использование сервиса. Но на самом деле это не бесплатно, и, конечно, это не безопасно.

Бизнес-модель Facebook основана на том, чтобы привлечь как можно больше нашего внимания, чтобы побудить людей создавать и делиться дополнительной информацией о том, кто они и кем хотят быть. Мы платим за Facebook нашими данными и нашим вниманием, и в любом случае это не дешево.

Однажды, лежа на полу рядом с моим годовалым сыном, который играл со своими динозаврами, я поймал себя на том, что пролистываю Instagram, ожидая, будет ли следующее изображение красивее предыдущего. Что я делаю? Я знаю, что это плохо для меня или для моего сына, и все же я делаю это в любом случае.

Выбор за мной, но это не похоже на выбор.

10. Летом 2006 года Yahoo предложила нам $1 миллиард за Facebook. Я отчаянно хотел, чтобы Марк сказал "да". Даже мой маленький кусочек компании сделал бы меня миллионером. Для 22-летнего стипендиата из маленького городка Северная Каролина такие деньги были немыслимы. Я был не один - почти каждый человек в компании хотел того же.

Трудно было говорить об этом открыто, но, когда появился момент, я наконец спросил Марка: «Как ты относишься к Yahoo?». Он пожал плечами и ответил одной строкой:

«Я просто не знаю, смогу ли я работать на Терри Семела», исполнительного директора Yahoo.

11. У Марка, возможно, никогда не будет босса, но он нуждается в проверке своей власти. Американское правительство должно сделать две вещи: разрушить монополию Facebook и отрегулировать компанию, чтобы сделать ее более подотчетной американскому народу.

Во-первых, Facebook следует разделить на несколько компаний. Федеральная торговая комиссия совместно с Министерством юстиции должны обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства путем отмены приобретений в Instagram и WhatsApp и запрета будущих приобретений на несколько лет.

Комиссия должна была заблокировать эти слияния, но действовать еще не поздно.

Вплоть до недавнего времени WhatsApp и Instagram администрировались как независимые платформы внутри материнской компании, что должно облегчить процесс. Но время имеет существенное значение: Facebook быстро работает над объединением этих трех компаний, что усложнит работу комиссии по их разделению.

12. Запрет на новые приобретения обеспечит возможность для процветания конкурентам и инвесторам, которые делают на них ставку. У цифровых рекламодателей внезапно появятся многочисленные компании, которые будут бороться за их доллары.

Но самым большим победителем был бы американский народ.

Представьте себе конкурентный рынок, на котором люди могли бы выбирать соцсеть, которая предлагала бы более высокие стандарты конфиденциальности, или соцсеть, которая брала бы деньги за вход, но имела меньше рекламы, или соцсеть, которая позволяла бы пользователям настраивать свои каналы по своему усмотрению.

13. Просто разделить Facebook недостаточно. Нам нужно новое агентство, уполномоченное Конгрессом для регулирования технологических компаний.

Его первый мандат должен заключаться в защите частной жизни.

14. Агрессивное наступление против Facebook заставило бы других бегемотов, таких как Google и Amazon, дважды подумать о подавлении конкуренции в своих секторах, опасаясь, что они могут быть следующими.

Альтернатива мрачная.

Если мы не примем меры, монополия Facebook укоренится еще больше. Имея в своем распоряжении большую часть персональных коммуникаций в мире, он может добывать эти данные для построения моделей, которые дают преимущество над конкурентами на десятилетия вперед.