Эта колонка была опубликовала еще в ноябре 2018 года. В свете того, какая суматоха происходит в обществе в последние несколько месяцев, как сложно украинцам сделать выбор и насколько сильно они боятся неопределенности, можно пофантазировать: а что если бы государством управлял не человек?  

Государством будущего будет управлять сложная машина. Такой утопический тезис не раз мелькал в речах футурологов. Ничего нового.

А если сформулировать этот тезис так: у государства нет будущего без управления сложной машиной?

Наберусь смелости и попробую доказать его в своей колонке.

Всему нужно управление

Итак, каждому обществу, как и всему, что куда-то движется либо видоизменяется, взаимодействует, нужна система управления. Как происходит управление сейчас? Это система с единым центром принятия решений, обладающим широкими полномочиями - законодательной, исполнительной и судебной властью. С этим все члены общества соглашаются, они же избирают властьимущих. Центр собирает у общества фидбэк, превращает в действующие нормы и инициативы, а потом следит за их соблюдением и исполнением, за равноправием.

Такую систему общество использует веками, чтобы аккумулировать усилия, распределять ресурсы, обеспечить здоровье и образование нации, страховать старость и, самое главное, двигаться вперёд, конкурируя с другими подобными.  

Казалось бы, государственная машина должна работать все эффективнее с каждым новым днем ее практики. Но нет, что-то пошло не так. И все новые общества вынуждены сталкиваться с регрессом системы. Кажется, нужно подкрутить пару гаек, стабилизировать политический курс, определить стратегическое направление для экономии и можно снова идти на полном ходу в будущее.

И все вроде бы очевидно. Но нет. Снова пробоина, снова нечем латать, снова переполох на палубе и крики “Полундра!”.

Стремительное ускорение

Все это выглядит для меня так, как будто в близкое к идеалу уравнение добавили новую переменную. И теперь все ломают голову и высчитывают ее значение.

Так вот, мне кажется, что новая переменная - это ускорение. Если раньше, образно говоря, для определения расстояния нужно было скорость умножить на время, то теперь скорость не является одинаковой.

Что такое это ускорение и откуда оно возникло? На мой взгляд, отгадка есть в общепринятой концепции четвертой индустриальной революции. Одно из ее свойств - огромный массив данных вокруг любого процесса, человека, предприятия, общества. С течением времени объем данных накапливается. И если раньше такие массивы практически невозможно было обработать - это бы заняло десятилетия - то сегодня специально обученные алгоритмы за считанные секунды пропускают их через себя, находя много новых взаимосвязей, которые могут оказаться полезными. Скорость подготовки почвы для принятия решений таким образом в миллионы раз увеличивается.

Эти решения уже использует бизнес. Даже в Украине. Например, мы писали недавно, как большие данные Киевстара помогли загрузить аэропорт Харькова пассажирами.

Скорость коммуникаций (или циркуляции данных) тоже многократно увеличилась за последнее десятилетие. Уже давно не нужно ждать бумажного письма. Его сначала заменил e-mail, а потом короткое сообщение в мессенджере. Все это говорит о том, что нынешнему обществу приходится иметь дело с огромным количеством информации, которая, к тому же, циркулирует с сумасшедшей скоростью вокруг земного шара через сети передачи данных.

Бизнесмены, вооружившись новыми инструментами обработки данных, уже успели выстроить новые многомиллиардные проекты. Так появился Uber, так появился Booking, AliExpress, Netflix и прочие глобальные корпорации, в основе основ которых лежат массивы информации. И не просто лежат, а постоянно обращаются с бешеной скоростью.

Неизбежное столкновение

Но все это вы наверняка знаете и без меня. А теперь абстрагируйтесь и представьте два небесных тела. Землю и Солнце. Земля постепенно начинает притягиваться к Солнцу, все быстрее и быстрее. И чем ближе она подтягивается, чем отчетливее видны диспропорции: насколько огромным оказалось Солнце и каким беспомощным карликом - Земля. Ещё немного и от сильнейшего притяжения Землю, на которой раньше жили миллиарды обитателей, разрывает на куски. Но для Солнца это всего лишь заурядное событие. Любая солнечная вспышка кажется чем-то гораздо более значительным.

Может, это и преувеличение, но именно такую метафору я подобрал для того, чтобы описать, как экономика цифровых данных встречается с консервативной государственной системой.

Экономика данных - это солнце. Земля - госсистема.

Общество начинает генерировать все более сложные и более частые запросы к системе, а система, в центре принятия решений которой стоят все те же члены общества, то есть люди, лопается от концентрации входящей энергии. Общество свергает власть, “нанимает” новую, внедряет опытных экспатов. Но через год снова крах. Ведь все они - снова люди. Существа, которые за одно десятилетие не могут эволюционировать настолько, чтобы справляться с распределением возросшего входящего потока задач. В них не добавишь ядер, не вставишь новый процессор или видеокарту. Более того, люди склонны к переживаниям и эмоциям - а значит, часто делают ошибки.

Точка невозврата

Я считаю, что ни одно правительство мира сейчас не в состоянии адекватно справиться с новым запросом общества. Правительство США недавно узнало о том, что глобальное изменение климата создаст стране 500 млрд долларов убытков к 2090 году, если вовремя не будут приняты меры. Но оно и в ус не дует - это ж не скоро. Роботизация и автоматизация производства и рабочих процессов уничтожит в следующем десятилетии сотни миллионов рабочих мест. Надо бы заняться адаптацией людей к новой деятельности, чтобы они попросту не сгорели от стресса. Но и это пока подождёт, считает большинство чиновников мира. Ведь есть же избирательные кампании. Ими заниматься куда интереснее. И выгоднее. 

Ладно, не будем о высоком. Верховная Рада уже который год просто не в состоянии проапдейтить отраслевые законы в соответствии с реалиями времени. А, как я уже говорил, в связи с тем, что входящих запросов стало слишком много, такие апдейты следует вносить с большой частотой. Очень сомневаюсь, что у людей-парламентариев есть для этого ресурсы. Список того, для чего ресурсов нашего центра управления обществом не хватает, я бы долго мог перечислять: планирование бюджета, реформа здравоохранения, госдолг. Все это вещи, в которых умелая балансировка потребует нечеловеческих возможностей. Слишком уж много новых переменных и слишком быстро они появляются.

Что, например, выгоднее для бюджета: стараться уменьшить размер теневой экономики до минимума или наоборот ослабить контроль с надеждой на то, что даже невидимые в системе деньги могут хорошо работать на благо внутреннего рынка? Кажется, просчитать прогноз исполнения такой задачи хотя бы с минимальными погрешностями сейчас просто невозможно.

Добавим машину

Как принимались бы такие решения, если все вероятности в обязательном порядке рассчитывала сложная машина и выдавала наивыгоднейшую опцию?

Давайте, посмотрим, как бы это теоретически выглядело на свежем примере принятия решения о военном положении.

Загружаем в систему все данные, которые имеем: что произошло под Керчью, какая реакция Москвы, какие данные о скоплении вооружения врага на границе, какими ресурсами располагаем мы и где, какой уровень доверия к власти, как географически распределено население, какие запасы валюты, какие затраты могут быть понесены и пр.

Получаем на выходе наиболее выгодный вариант противодействия угрозе. Все это происходит в тот же день и в тот же час, без балагана в парламенте, политических торгов и паники в обществе. Тотальный профит.

Параллельные тесты и первые провайдеры

Да, это выглядит сейчас фантастически. И дело не в технической реализации. Дело вот в чем: кто же в здравом уме сейчас откажется от власти, передав принятия ключевых решений машине? К тому же, где гарантия, что она не посоветует полной ерунды?

Но всегда надо с чего-то начинать. Мне кажется, наилучший вариант на сегодня - параллельное обучение. Когда власти продолжают самостоятельно принимать решения, а машина тем временем будет обрабатывать те же вводные без имплементации результатов их анализа. Так она будет самообучаться на различных ситуациях. В конце концов, все они шаблонные. И рано или поздно можно получить отличную альтернативу людской системе управления.

Думаю, что в будущем появятся своеобразные сервис-провайдеры, которые станут продавать обществам настраиваемые под запрос системы управления. Нужно автоматизировать судебную власть - пожалуйста. Хотите полный комплект - любой каприз за ваши деньги.

Такие операционные системы будут прогрессировать не на местном, а на глобальном уровне, сопоставляя данные, полученные от разных обществ и приходя к лучшему результату решения задач, накапливая практику.

В принципе, по похожему пути уже сейчас хотят пойти разработчики Blockchain-систем, договариваясь с правительствами. В том числе и с нашим. Они считают, что цепочка блоков может ускорить и автоматизировать ряд процессов. Например, в логистике или распределении земельных ресурсов. Но подмоченная репутация биткойна, платежного суррогата, поубавила энтузиазма.

В любом случае, я считаю, что появление государственных сервис-провайдеров - это только вопрос времени. Моя мечта - чтобы такие вот надстройки заменили нынешнее устройства локальных государств. Если надстройка глобальная - то и у общества есть шанс стать частью глобальной, а не замкнутой экосистемы. Как в песне Beatles: Imagine there's no countries, it is not hard to do…

Подытожу

Те общества, которые решат отказаться от автоматизации управления, останутся за бортом, вне конкуренции. Ведь количество допущенных ошибок у них будет больше, а скорость принятия решений - ниже. Все это приведет к тому, что без управления сложной машины развитое общество не сможет существовать. К власти будут приходить все новые популисты, которые дают лживые обещания, слабеющему обществу, желающему верить в простые решения.