Ангелы-хранители солдат: как появились бронеавто класса MRAP и какая их роль на фронте
Этот вид военной техники не получил такого медийного ажиотажа как дроны "Байрактар", ракетные установки HIMARS, самолеты F-16 или танки Leopard, но его важность в ходе боевых действий трудно переоценить. Доставка бойцов на передовую, эвакуация, защита экипажа в невероятно сложных ситуациях и обеспечение стремительных маневров – это все о бронеавтомобилях класса MRAP.
Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес
Liga.Tech расскажет о возникновении и истории применения этой разновидности техники, сильных и слабых сторонах, какие модели находятся на вооружении ВСУ и которые собирается производить отечественный ОПК.
Африка задает моду
Сам термин MRAP является акронимом от Mine-Resistant Ambush Protected – машина с защитой от мин и засад. Первоначально этот термин использовался только в классификации армии США, но впоследствии, как это часто бывает, стал универсальным названием для всех машин с похожим концептом.
Характерными чертами МRAP являются
V-образное днище – способствует рассеиванию энергии взрыва в стороны от салона. От обычного плоского оно отличается еще и большей толщиной – это уменьшает шансы кумулятивной струи его пробить.
Бронированная защита – на корпус машины устанавливаются тяжелые бронеплиты для защиты от огня из стрелкового оружия и обломков.
Высокий клиренс (расстояние от поверхности земли до самой низкой точки дна авто) требуется для лучшей проходимости.
Прадедом этого класса машин можно считать австрийский панцирник ADGZ, разработанный в начале 30 годов прошлого века. У него было V-образное днище, двойные колеса на центральных осях, а также интересная конструкторская фишка – вместо кормы здесь было еще одно место водителя. То есть в случае необходимости передняя часть авто могла стать задней и наоборот. В общей сложности с конвейеров сошло примерно полсотни экземпляров.
Хотя мины активно применялись на всех фронтах Второй мировой войны, идею австрийских конструкторов о резистивном к ним бронеавтомобиле никто не подхватил. Минные поля обходили, а если такой возможности не было, то в дело вступали саперы или танки, оборудованные специальными траками или катками.
Родиной MRAP в современном понимании можно считать Африку. В течение 60-х там вспыхнули гражданская война в Родезии (ныне Зимбабве) и пограничные войны между ЮАР и Намибией, Анголой и Замбией.
Отряды повстанцев и разных племен активно применяли разнообразные мины и самодельные взрывные устройства (СВП), что не только приводило к ощутимым потерям среди личного состава, но и понижало боевой дух военных.
Южноафриканские инженеры занялись разработкой бронеавтомобиля, способного выдержать взрыв под днищем или колесами. Для этого использовалось V-образное днище, поднятие клиренса, а компоненты подвески сделали отрывными. Однако ключевым фактором повышения эффективности защиты стал отдельный бронированный отсек для экипажа, получивший название "цитадель".
Результатом этих разработок стали родезийские Spook, Leopard, Crocodile, Pookie, MAP75 и южноафриканские бронеавтомобили Hippo, Ystervark, Bosvark, Buffel и Casspir. Последняя модель считается особенно удачной: находится в эксплуатации с 80-х годов, получила десятки вариантов и была закуплена 24 государствами, среди которых Индия, Саудовская Аравия и США. Также подобными бронеавтомобилями стали активно пользоваться действовавшие в регионе миссии ООН.
То есть, можно сказать, что первооткрывателями в деле защищенных от мин авто стали ЮАР и ныне несуществующее государство Родезия. Однако развил и вывел на новый уровень их уже американский ОПК, столкнувшийся с новыми вызовами после вторжения в Ирак.
"Пума" и звери других стран
Главной рабочей лошадкой контингента США в этой ближневосточной стране стали "хамви". Они использовались для охраны объектов, патрулирований и транспортировки грузов и личного состава. Однако по мере разрастания сопротивления разнообразным формированиям боевиков становился все более очевидным недостаток любимого авто Арнольда Шварценеггера: оно могло защитить от вражеского огня из стрелкового оружия, но не от СВП.
Обследование саперами всех потенциальных мест закладки взрывчатки было слишком ресурсоемким, а все попытки повысить защиту "хамви" не давали нужного эффекта. Поэтому в Пентагоне задумались о разработке новой машины, способной справиться с этим вызовом.
В 2004 году компания Force Protection Inc. начала поставлять Корпусу морской пехоты США первый бронеавтомобиль класса MRAP под названием Cougar ("Пума"). Конструкторы развили идею своих южноафриканских коллег с цитаделью, создав защитную капсулу для экипажа. Она была сделана из закаленной стали и композитных материалов. Слои кевлара и керамических пластин должны обеспечить поглощение и рассеивание энергии взрыва, но при этом не делали машину слишком тяжелой.
За увеличение шансов на выживание при взрыве также отвечали специальные амортизационные крепления сидений, дополнительные слои бронирования на дверце с механизмом открывания даже после серьезных повреждений и эргономичный дизайн салона с минимумом острых краев. Окна создавались из армированного стекла или прозрачной брони.
Cougar сразу прекрасно себя зарекомендовала: уже за первый год эксплуатации модель попала в 300 инцидентов с применением СВП, но ни один из них не привел к гибели пассажиров. В период с 2007 по 2012 год действовала программа Пентагона по разработке и закупке новых моделей MRAP.
Они делились на три категории в зависимости от назначения и веса. Самые легкие применялись для городских операций. Средние – для конвоев, нужд инженерных войск и полевых медиков. Самые тяжелые – для разминирования. Всего за 5 лет в американские войска было закуплено и направлено 28 000 MRAP разных моделей.
Европейские союзники США быстро оценили преимущества этого класса машин и начали закупать аналогичные для своих подразделений, несших службу в Ираке, Афганистане и других горячих точках.
Великобритания закупала локализованные версии Cougar под названием Mastiff и Ridgeback, чтобы использовать их для патрулей. Однако со временем европейцы стали разрабатывать и выпускать собственные модели MRAP.
В 2011 году британская армия получила на вооружение OCELOT, главной фишкой которого стала модульность бронированной защиты. То есть, некоторые поврежденные элементы можно заменять прямо в полевых условиях. Несколько лет назад в Минобороны королевства задумались о создании варианта OCELOT с добавлением электропривода.
Другим видным европейским представителем класса MRAP стал немецкий KMW Dingo, впервые представленный в 2003 году. В зависимости от комплектации, он может брать на борт до 8 пассажиров. Dingo активно использовался в Афганистане и получил очень положительные отзывы. По словам немецких военнослужащих, эта машина спасла больше жизней, чем любой другой тактический транспорт на вооружении Бундесвера. На сегодняшний день Dingo находится на вооружении Норвегии, Саудовской Аравии и еще ряда государств.
Испытание огнем и степями
Хотя в целом MRAP показал себя крайне эффективным в защите экипажа, за это пришлось расплачиваться рядом существенных недостатков. Автомобили значительно больше и тяжелее транспортных средств аналогичной емкости, из-за чего часто вязли на грунтовых дорогах и не могли проехать по многим мостам. Высокий центр тяжести увеличивал риск опрокидывания авто во время резких маневров. MRAP также достаточно "прожерливы" в плане топлива, что усложняло логистику.
Наконец высокий силуэт делает эти авто удобной мишенью для врага, вооруженного ПТРК.
Поэтому по мере сворачивания своих операций в Ираке и Афганистане США начали уменьшать свой парк MRAP. При этом полностью от них отказываться не стали и оставили определенное количество на базах хранения на случай необходимости. В основном это машины семейства MaxxPro от компании Navistar Defence и Oshkosh от одноименной компании.
Полномасштабное вторжение РФ в Украину показало, что MRAP эффективны не только во время партизанской войны с активным применением СВП. В условиях активного применения дронов и дистанционного минирования эти бронемашины показали себя очень полезным и нужным инструментом.
Неудивительно, что на уровне с ПТРК и снарядами, MRAPы стали "завсегдатаями" пакетов помощи от западных союзников. Наиболее массовой машиной этого класса на вооружении ВСУ стали MaxxPro. Наши военные хвалили ее за живучесть и мобильность, в частности, отмечали специальные колеса, которые после пробития не сдуваются и имеют ресурс передвижения еще на 100-150 км. При этом отмечается, что к управлению этим транспортным средством еще стоит привыкнуть из-за особенностей его конструкции. В мае сеть облетело видео, где MaxxPro успешно вывозит бойцов под плотным обстрелом оккупантов.
Среди других MRAPов иностранного производства в парке ВСУ присутствуют уже упомянутые американские Cougar и Oshkosh M-ATV, британские Mastiff и Wolfhound, немецкие Dingo, австралийские Bushmaster, канадские Roshel Senator, турецкие Kipri и южноафриканские Mamba, переданные нам Эстонией. Во время освобождения Херсонской области в медиа засветились израильские Amir, хотя официально об их поставках не сообщалось. После этого правительство Израиля заявило, что оказывает исключительно гуманитарную помощь и пообещало расследовать факт появления своих Amir в ВСУ.
MRAP позволяют относительно безопасно перевезти бойцов прямо к вражеским позициям во время штурмовых операций. Нашими бойцами были зафиксированы случаи, когда лобовое стекло бронеавтомобиля выдерживало прямое попадание из крупнокалиберного пулемета. Плюс, часто эти авто оборудованы крупнокалиберным пулеметом для огневого прикрытия.
Да, MRAP возможно не обеспечивают такого же уровня защиты и не имеют такого же мощного вооружения, как БМП или БТР. Однако они значительно дешевле: для сравнения одна единица MaxxPro стоит $1.5 млн, в то время как американский БТР Stryker – $4.5 млн. Меньшая цена означает, что это будет менее затратно для наших союзников насытить наши подразделения большим количеством MRAP. А это в свою очередь является хорошим залогом возвращения к маневренной войне. По мнению военного эксперта Кирилла Данильченко, самое высокое насыщение бронеавтомобилями этого класса позволило реализовать стремительные прорывы ВСУ во время освобождения Харьковской и Херсонской областей.
MRAP Made in Ukraine
Украина делала первые шаги в создании MRAP собственного производства еще в прошлом десятилетии, но особенно удачными они не были. В 2010 году КрАЗ представил ASV Panther, разрабатывавшийся в кооперации с Ares Security Vehicles (ОАЭ). Пробную партию из 10 экземпляров закупила ООН для своих миротворцев и неназванное количество Египет. Дальше этого дело так и не пошло.
Снова над разработкой MRAP задумались уже с началом АТО. Армия испытывала острую потребность в технике для патрулирований, разведки, транспортировки личного состава и боекомплекта. Для выполнения этих задач приходилось применять порядком устаревшие советские БТР и БРДМ (боевая разведывательно-дозорная машина) – и это в лучшем случае. Кое-где добровольческим батальонам приходилось полагаться на кустарные броневики – гражданские автобусы или грузовики, на которые наваривались бронеплиты и решетки.
В ответ на запрос военных в конструкторских бюро закипела работа. Уже в 2015 году КрАЗ представил разработанную совместно с канадской Streit Group модель Shrek One. Броневик мог перевозить до 12 человек и согласно заявленным характеристикам обеспечивал противоминную защиту в эквивалентне 14 кг тротила под колесами и 7 кг под днищем. Стоимость оценивалась в $1 млн за один экземпляр. Машина получила 3 модификации (одна из них получила название "Фиона") и была продана Нацгвардии Украины, а также ВС Сенегала и Буркина Фасо.
Также КрАЗ разработал "Кугуар" – бронеавтомобиль с емкостью до 8 пассажиров и опцией установки боевого модуля на крышу авто. Это может быть пулемет с калибром 7.62 мм\12.7 мм или 40 мм автоматическим гранатометом. Бронирование авто позволяет оградить от стрелкового огня стандартным натовским калибром 7.62 мм и способно выдержать взрыв двух гранат DM51 под днищем.
Наиболее амбициозной разработкой КрАЗа стал "Ураган" – попытка отечественных конструкторов изготовить аналог американского Oshkosh. Он может брать на борт до 14 пассажиров и оборудован амбразурами для ведения огня. Согласно заявленным ТТХ, корпус панцирника может выдержать попадание бронебойных пуль калибра 14.5 мм с расстояния 200 метров. Противоминная защита должна справиться с подрывом фугаса мощностью эквивалента 10 кг тротила. Первая демонстрация авто состоялась еще в 2015 году, однако в дальнейшем никакой информации о количестве изготовленных и направленных в войска/проданных другим государствам не было.
Заметной разработкой стала модель "Варта" от компании "Украинская бронетехника", которая разрабатывалась с учетом запросов украинских силовых ведомств и спецподразделений. Модель может выдержать попадание стандартного натовского калибра и фугаса мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте. Также "Варта" оснащена амортизационными креслами, в соответствии со стандартами НАТО и колесами с системой центральной подкачки и пулестойкими вставками Runflat. Вместимость – до 10 человек.
Не так давно Украинская бронетехника выпустила модифицированную версию – "Варта-Редут". Он имеет усиленную противоминную защиту за счет установки бронекапсул. Увеличена и вместимость – до 12 пассажиров. Об их отправке в войска сообщалось в апреле прошлого года.
Первым MRAP разработанным уже в разгар полномасштабной войны стал Inguar 3 от украинской компании Inguar Defence. Машина оборудована двумя отдельными бронекапсулами спереди и сзади.
Согласно заявленным ТТХ, Inguar 3 может выдержать попадание бронебойных пуль калибра 7.62 мм, а также осколков 155-мм снарядов на расстоянии 60 метров. В салоне есть система автоматического пожаротушения, действующая с помощью оптических датчиков, и система фильтрации воздуха на случай применения химического оружия.
Вместо зеркал авто использует специальные камеры переднего, бокового и заднего вида, а также в нем есть прибор ночного видения.
Он хорошо себя зарекомендовал во время операций в Серебрянском лесу, где его протестировали бойцы Азова. По результатам тестирований к автомобилю был разработан комплекс РЭБ, сочетавшийся с бортовым компьютером машины. Inguar 3 собираются запустить в серию и производить до 200 экземпляров в год.
За относительно короткое время Украина прошла путь от эксплуатации кустарных броневиков до одного из крупнейших производителей и операторов MRAP в мире. Наш парк авто достаточно многочисленный и разветвленный, а также активно использует последние достижения военной техники. Собственно, одобрительно о возможностях украинских бронеавтомобилей отзывается в том числе и враг, а это уже о многом говорит.