Содержание:
  1. Бессмертные дуэлянты
  2. Фредди Меркьюри спасает ситуацию
  3. Еще один из рода Маклаудов

История о бессмертных воинах, выясняющих отношения на средневековых мечах под Princess of Universe группы Queen, стала важной составляющей поп-культуры 1980-х. А также значительно популяризировала туризм в Шотландию.

Разговоры о потенциальном перезапуске франшизы ведутся уже довольно давно, и только недавно начали вырисовываться его четкие очертания: постановку поручили соавтору Джона Вика Чаду Стахельски, а главную роль сыграет Генри Кавилл. Оба факта внушают осторожный оптимизм.

О том, как Ридли Скотт вдохновил создание фильма, а группа Queen и первый "Горец" (Highlander) помогли друг другу, почему сага о нестареющих мечниках чуть не закончилась уже на втором фильме и как из нее хотели сделать киновселенную – читайте в материале Liga. Tech.

Бессмертные дуэлянты

В начале 1980-х годов студент сценарного курса университета Калифорнии Грегори Уайден совершил короткую туристическую поездку в Шотландию. Особенно сильно поразила его выставка средневекового оружия. Рассматривая тяжелые латы, парень задумался: "А как бы себя чувствовали в современном мире люди, родившиеся в ту эпоху и носившие подобные доспехи?"

Вторым источником вдохновения стала историческая драма "Дуэлянты" – дебютная лента британского режиссера Ридли Скотта. Она рассказывала о длительной вражде двух офицеров наполеоновской армии, которые в течение лет пересекались и устраивали поединки.

Вместе это все подтолкнуло Уайдена к идее фильма о вражде двух бессмертных воинов, которая растягивается на века. Протагонистом был молодой парень по имени Коннор Маклауд (кстати, вполне реальный шотландский клан), родившийся в XV веке в небольшом селе у гор. Он жил типичной для своего времени жизнью и должен был жениться на местной девушке. После одной из битв выясняется, что парень наделен даром вечной жизни. Свадьбу отменяют, а героя прогоняют из клана. Коннор некоторое время бродит по миру, пока не встречает другого бессмертного по имени Рамирез, который вводит его в курс дела. Он становится другом и близким ментором парня, пока не погибает от рук антагониста – тоже нестареющего воина, именуемого Рыцарем.

Источник: IMDB

Оригинальный черновик сценария "Горца" предусматривал изложение истории в хронологическом порядке: от конца Средневековья до Английской революции, эпохи Наполеона, Второй мировой и в конце концов ХХ века. Автор предлагал интересный взгляд на природу вечной жизни: пережив многих своих друзей и детей Коннор начал воспринимать бессмертие как проклятие и искал способ покинуть этот мир. Сама лента задумывалась автором как мрачное фэнтези, в конце которого Коннор после победы над антагонистом наконец-то получал то, к чему стремился.

Закончив с рукописью Грегори Уайден, начал активно обивать пороги голливудских студий. Его работа заинтересовала опытных продюсеров Питера Дэвиса и Уильяма Панзера. Те отмечали, что сценарий был сыроватым, но очень понравилась сама идея. Продюсеры наняли сценаристов Питера Белвуда и Ларри Фергюсона, чтобы отшлифовали текст. Дуэт изменил тон ленты, придумал подавать приключения героя в прошлом через флешбэки и добавил немало элементов, ставших фирменными фишками вселенной "Горца". Так, в оригинальном сценарии после того, как голова бессмертного слетала с плеч, ничего не происходило. В новой версии после этого следовала та же эпическая сцена, где победитель буквально впитывал энергию проигравшего. Через нее объяснили стремление бессмертных убивать себе подобных – это делало их еще сильнее. Также устами разных персонажей неоднократно подчеркивалось, что последний бессмертный воин получит Приз, однако его суть не раскрывалась.

Фредди Меркьюри спасает ситуацию

Постановку Горца поручили австралийскому клипмейкеру Расселу Малкехи, который только начинал делать первые шаги в качестве режиссера полнометражного игрового кино. Сейчас он также известен благодаря фильмам "Тень", "Настоящая Маккой" и "Рикошет".

Продюсеры очень хотели видеть в главной роли Микки Рурка, но тот запросил гонорар в $5 млн, притом что весь бюджет ленты составлял всего $16 млн. Начался кастинг, на нем рассматривались все видные кинозвезды-мужчины тех лет: Мел Гибсон, Кевин Костнер, Майкл Дуглас, Патрик Свейзи, Эд Гаррис и даже певец Стинг. Часть отсеялась из-за малого гонорара, части не понравился сценарий. Достаточно близко к подписанию контракта был Курт Рассел, однако, по слухам, жена убедила его сделать выбор в пользу "Большого переполоха в малом Китае" Джона Карпентера. Интересно, что эта картина тоже провалится в прокате, но со временем получит культовый статус.

Наконец режиссер Малкехи случайно наткнулся на фотографию Кристофера Ламберта и решил, что это "именно тот парень, которого мы искали". Однако уже после подписания всех бумаг выяснилось одно неприятное обстоятельство. Француз по национальности Ламберт практически не говорил по-английски. Актер был вынужден несколько часов заниматься с репетитором в течение нескольких месяцев, а Рассел Малкехи решил, что характерный акцент пойдет только на пользу – будет изюминкой персонажа.

Уравновесить неизвестнрго зрительской аудитории Ламберта продюсеры решили приглашением на роль Рамиреза маститой голливудской звезды старшего поколения. Рассматривались Джин Хэкмен, Питер О'Тул, Майкл Кейн, Малкольм Макдауэлл и Клинт Иствуд, однако здесь повторилась история с кастингом на главную роль: одних претендентов не устроил слишком маленький гонорар, других – слишком короткий экранный хронометраж.

Источник: IMDB

С привлечением на эту роль Шона Коннери связывают интересную байку: первый исполнитель роли Бонда отнесся к предложению без энтузиазма, тем более что через несколько месяцев должны были начаться съемки "Имени розы" по одноимённому бестселлеру Умберто Эко. На это Малкехи ответил, что снимет все сцены с шотландцем за неделю. Когда Коннери усомнился, режиссер предложил ему пари: за каждый дополнительный съемочный день он будет получать $1 млн. И хотя режиссер сдержал свое слово, Коннери в проигрыше не остался – за семь дней съемок он заработал $1,2 млн и получил небольшую, но яркую роль в своей фильмографии.

Наиболее сложными стали сцены фехтования. Для убедительности режиссер решил использовать настоящие мечи, едва не приведшие к несчастному случаю с Шоном Коннери уже в первый день съемок. Спустя еще некоторое время Малкехи решил подчеркнуть силу мечей и их владельцев добавлением искр во время скрещения. Сейчас это можно было бы быстро реализовать в After Effects, но в 1980-е компьютерная графика только зарождалась. Решили ситуацию через практические спецэффекты: от автомобильных аккумуляторов к мечам прикрепили кабели. Искры появлялись, но через каждые пару дублей приходилось прерываться – рукоятки мечей слишком быстро нагревались.

Восьмидесятые – период расцвета индустрии музыкальных клипов. Последние часто напоминали микрофильмы, а голливудские продюсеры старались привлечь к написанию саундтреков популярных исполнителей и группы тех времен. Сначала к "Горцу" хотели привлечь популярную в те годы британскую рок-группу Marilion. Переговоры с ними зашли в тупик и окончательно прекратились, когда те уехали в турне. Тогда решили обратиться к группе Queen. Им отправили примерно 20-минутную нарезку сцен из фильма. "Квинам" так понравилось увиденное, что вместо оговоренной одной песни они создали целых три – Princess of Universe, Who Wants to Live Forever и It's Kind of Magic. Последняя дала название 12-му альбому группы, в который вошли песни из "Горца". Альбом стал мультиплатиновым и реабилитировал Queen после неудачного The Works.

Еще один из рода Маклаудов

Горец вышел в прокат в марте 1986 года и с треском провалился – в США кассовые сборы составили всего $5 млн. Большинство кинообозревателей считают, что всему виной перестановки в руководстве студии 20th Century Fox за несколько месяцев до премьеры. Новый топ-менеджмент не видел в ленте никаких перспектив и не стал проводить какую-либо существенную маркетинговую кампанию. Горца не рекламировали на ТВ/радио или билбордах, а единственный постер представлял собой черно-белое фото лица Кристофера Ламберта крупным планом с большим количеством шума. Американские зрители думали, что это какой-то очередной европейский артхаус и не спешили покупать билеты.

Источник: Wikimedia

В Европе фильм стал громким кассовым хитом, но и подход к продвижению там был совсем другим. Особенно постарались на родине исполнителя главной роли: длиннющие баннеры с Конором и Рамирезом разместили вдоль Елисейских полей в Париже. Кроме того, фильм еще и стал бестселлером на видеокассетах. Зрителям очень понравилось сочетание экшена и фэнтези и наличие у "Горца" собственной интересной мифологии. На радостях продюсеры Дэвис и Панзер задумались о полноценной франшизе, хотя концовка фильма не намекала на возможность продолжения.

Вышедший в 1991 году сиквел едва не похоронил все планы продюсеров на фильм. Лента имела очень проблемный съемочный процесс: с целью экономии было принято решение снимать в Аргентине, однако как раз в это время в южноамериканской стране началась одна из самых больших инфляций в ее истории. Это все дополнялось откровенно странным сценарием: так существование бессмертных объяснили тем, что они якобы пришельцы с планеты Зайст. Второй "Горец" получился настолько неудачным, что все последующие фильмы в серии его игнорировали.

От полного забвения "Горца" спас одноименный сериал, премьера которого состоялась в 1993 году. Он рассказывал о похождениях еще одного бессмертного воина из клана Маклаудов – Дункана, роль которого сыграл британский актер Эдриан Пол. Ламберт не захотел подписываться на главную роль в сериале, но появился в пилоте, чтобы подчеркнуть связь с фильмами. Хотя шоу имело достаточно шаблонную структуру эпизодов – протагонист встречал еще одного бессмертного, вспоминал об их предыдущих встречах в прошлом через флешбэки – после чего все заканчивалось поединком в финале и победой главного героя. Тем не менее многосерийный Горец продержался в эфире шесть сезонов, получил ряд наград и спин-офф с подзаголовком "Ворон", который, правда, закрыли после первого сезона.

Окрыленные успехом сериала продюсеры выпустили триквел "Горца", а в фильме "Конец игры" замахнулись на кроссовер между фильмами и сериалом. Однако оба фильма в прокате не смогли даже отбить бюджет. Развивать франшизу попытались в сторону литературы с выпуском книг и были попытки охватить младшую аудиторию из-за анимационного сериала, но опять же неудачно. Последним подходом к вселенной стала выпущенная в 2007 году лента "Источник", которая, по мнению многих зрителей, стала худшим кино по "Горцу" со времен сиквела.

Читайте также