Фото – Roblox

Roblox – популярная игровая онлайн-платформа, о которой знает каждый ребенок. Большая часть ее пользователей – подростки со всего мира, которым еще не исполнилось 13 лет. Там можно не только играть в чужие игры, но и создавать собственные, а в некоторых случаях – зарабатывать на этом большие деньги. 

Liga.Tech разбиралась, как устроен Roblox, как он помогает детям открывать в себе таланты и чем может быть опасен. 

Что это такое

В 2004 году Roblox придумали два разработчика – Дэвид Базуки и Эрик Кассель. Вначале они представляли ее себе как новую категорию игр "для людей, которые делают что-то вместе". 

Грубая, блочная эстетика, типичная для этой платформы, отталкивала взрослых, но оказалась весьма привлекательной для детей. Как предыдущие поколения использовали случайные предметы – от картонных коробок до подушек, чтобы построить замок в своей квартире, – так современные дети создают собственные онлайн-миры, которые наполняют персонажами и историей. При этом оценить созданную вселенную и сыграть там вместе теперь может не только сосед по подъезду, но и ребенок из любой части планеты. 

Все созданные виртуальные миры связаны между собой, как в торговом центре. И пользователи игры сами выбирают, что хотят там видеть – от аниме-деревни Наруто до средней школы для русалок. Используя встроенные инструменты Roblox, — версии профессионального программного обеспечения для детей — юные игроки могут изучать основы компьютерного программирования и 3D-моделирования. 

Сейчас на платформе опубликовано более 27 млн игр, многие из которых были созданы детьми. На второй квартал 2021 года более 50% пользователям Roblox еще не исполнилось 13 лет. Аккаунты в этой сети есть у более половины американских подростков.

Как на этом зарабатывают

Сперва компания опасалась предлагать пользователям зарабатывать на контенте, который они создавали. Ведь все, что связано с финансами и детьми, чревато юридическими сложностями. Но в определенный момент все изменилось. Roblox взял себе новый слоган: "Сделай что угодно. Достигни миллионов. Заработай серьезные деньги". Таким образом компания поощряла пользователей создавать и продавать костюмы и аксессуары для цифровых аватаров. 30% от продажи шло Roblox, остальное доставалось создателю. 

Внутри игры действует собственная валюта – "робуксы". Их можно обменять на реальные деньги по курсу, установленному создателями игры. Так, в 2020 году Roblox выплатил разработчикам игр $250 тысяч. Однако эта сумма в несколько раз меньше той, что пользователи потратили на покупку продуктов в игре – $1,9 млрд. 

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное

Весной 2021 года Roblox вышла на фондовый рынок, а уже в ноябре ее капитализация превысила $62 млрд. Рост акций совпал с очередным квартальным отчетом компании, где указано, что число игроков достигло 47 млн, а выручка выросла на 102% и превысила $500 млн. Сперва взлет игры связывали с тем, что во время карантина дети начали проводить намного больше времени в Сети. Однако число пользователей продолжает расти даже после жестких локдаунов. 

При этом сама платформа считается убыточной. Чистый убыток компании в 2020 году составил $253 млн. Однако в контексте интереса к метавселенным инвесторов больше интересуют темпы роста компании и возможность в будущем использовать пользовательскую базу для более сложных виртуальных площадок. 

Компания уже обошла таких гигантов геймерской индустрии как Nintendo, хотя по сути эта игровая империя, как считают эксперты, построена на труде детей. 

Что с ней не так

В начале 2022 года газета The Guardian выпустила большое расследование, в котором рассказала о неприглядной стороне популярной игры. Ее создателей фактически обвиняют в том, что они закрывают глаза на эксплуатацию детского труда, а юные участники игры никак не защищены от домогательств или риска быть обманутыми более взрослыми и опытными игроками. 

Одна из собеседниц издания создала свою первую игру на Roblox, когда ей было всего 10 лет. Когда ее навыки разработки улучшились, она получила предложение о сотрудничестве от более взрослых игроков, которым на тот момент было по 20 лет. Вместе они начали работу над большим игровым проектом в Roblox. За это подростку пообещали 10% от полученной в будущем прибыли.

Их игра действительно стала популярной. В 16 лет девушка зарабатывала $300 000 в год, однако по-прежнему работала без контракта. Это привело к тому, что в какой-то момент владельцы учетной записи игры "понизили" ее от уровня соавтора до обычного подрядчика. Права голоса у нее не было, поэтому девушка просто ушла из проекта. 

16-летний Риган Грин из Онтарио играет в Roblox с шести лет, а когда ему исполнилось 12 – присоединился к одной из команд разработчиков. Его 24-летний руководитель оказался очень требовательным, поэтому Грин часами работал в ущерб сну и психическому здоровью. Однако боялся пожаловаться на условия труда, чтобы его не выгнали из проекта. Еще одна из юных разработчиц призналась, что постоянно была мишенью для неприличных шуток и фото от лидера своей команды. Однако Roblox лишь недавно начал бороться с сексуализацией женщин и девочек на своей платформе.

Обучая детей создавать и продавать свои творческие проекты, Roblox ничего не говорит пользователям о том, как работать в команде и защищать плоды своего труда, – делают вывод в расследовании. 

Безопасность в чате игры

Все пользователи Roblox могут общаться в текстовом чате. Его содержимое автоматически фильтруется в зависимости от возраста игрока. Впрочем, некоторые опции нужно выставлять в ручном режиме. Например, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок получал сообщения от незнакомцев, нужно указать это в разделе "Настройки учетной записи". 

Автоматизированная система модерации нацелена не только на прямые провокации, но вылавливает фразы вроде "Где ты живешь?" и "Хочешь встретиться?", которые потенциально опасны для вашего ребенка. Игры с неприемлемой тематикой – например, порнографией и сценами насилия – также регулярно удаляют с платформы.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Facebook: главные новости о технологиях

В конце 2021 года в Roblox добавили голосовой чат, который доступен всем пользователям старше 13 лет. Пока эта функция находится на этапе бета-тестирования. Чтобы ее включить, нужно предоставить документ, удостоверяющий личность и возраст игрока.

Таким образом создатели проекта хотят создать еще больший эффект присутствия, командного взаимодействия на пути к построению настоящей метавселенной. Однако новая опция еще больше усложнила процесс модерации.

После ее запуска некоторые пользователи начали жаловаться на нецензурную лексику, которая теперь постоянно звучит в чате. Игроки признаются, что во время игры теперь можно услышать что угодно – от имитации сексуальных звуков до предложений о продаже наркотиков. 

Эксперты по безопасности в Сети считают, что из-за новой функции подростки становятся легкой мишенью. Любой незнакомец может приблизиться к вашему ребенку во время игры и выйти с ним на контакт. Еще один момент связан с конфиденциальностью. Сейчас в профиле Roblox не указывают возраст игроков, однако отсутствие значка "Звуковой чат" теперь сделает детей младшего возраста более узнаваемыми, а значит, и уязвимыми. 

Конечно, игрок может пожаловаться на токсичных пользователей в службу поддержки, однако ребенок не всегда способен распознать опасную ситуацию. Кроме того, издание Washington Post сомневается в действенности таких обращений: "Они настолько малоэффективны, что это уже стало мемом". 

А как в Украине? Комментирует детский психолог

Roblox не раскрывает статистику, поэтому количество украинских пользователей этой онлайн-платформы неизвестно. Однако, судя по количеству предложений для фанатов игры, которые можно найти в интернете, их немало: справочники, книги, коллекционные фигурки. 

Многие учебные центры предлагают курсы для подростков, где тех учат создавать собственные игры для Roblox, образовательные ресурсы предлагают использовать платформу на уроках информатики, а украинские родители поощряют то, что их дети изучают основы программирования в такой игровой форме. 

К примеру, несколько месяцев назад Яника Мерило, советница главы Минцифры, опубликовала пост, в котором поделилась успехами своего сына в этой игре. Ее на тот момент восьмилетний сын Микаэль создал на платформе собственную игру.

Популярность Roblox в Украине подтверждает и детский психолог Марианна Новаковская. В комментарии Liga.Tech она рассказала о преимуществах и недостатках этой платформы. 

- Я много работаю с подростками и давно знаю об этой игре. Собственно, не только подростки, дети в семь лет тоже интересуются этой платформой. Им нравится создавать свои миры, персонажи, скины. Нравится, что в этом виртуальном мире они встречают других персонажей – своих друзей. Это настоящая метавселенная со своими правилами, весельем и торговлей.

И вот эта возможность - не только создавать персонажей, вещи, косметику и игры, но и продавать их, – тот момент, который может тревожить родителей. При этом платформа не объясняет всех нюансов, а их очень много, и сохраняет у детей иллюзию, что деньги в Roblox заработать очень легко.

Среди детей и подростков популярна идея о легких деньгах – они знают, что могут зарабатывать на блогерстве, в TikTok, в играх. До определенного возраста мозг не способен критически относиться к информации, а мысль о том, что, играя, можно быстро заработать, очень привлекательна. Это затягивает, но детская психика еще не готова к высокой нагрузке – волевая сфера недостаточно развита, критическое мышление только формируется, а биологические и психологические потребности в стабильном режиме физической активности, понятных границах очень высоки.

Я считаю, что в плане создания игр, возможности взаимодействовать с другими участниками, ощущении творческой свободы, Roblox является интересной игровой платформой. Но в том, что касается зарабатывания денег детьми и младшими подростками (а мы говорим о среднем возрасте 10-12 лет), то с психологической точки зрения это может оказать негативное влияние на детскую психику.

Недавно зависимость от игр включили в реестр Международной классификации болезней, а игры, где дети могут заработать виртуальные деньги в виртуальной вселенной (хотя фактически это очень непросто сделать в Roblox), усиливают дереализацию и желание находиться в онлайн нон-стоп, формируют зависимость. Так что, я считаю, что это тот случай, когда идея о создании игр интересна, но взрослые должны держать руку на пульсе – сколько времени ребенок проводит онлайн, не стал ли тревожнее, хорошо ли спит, не забросил ли все свои прежние интересы.